Теоретические аспекты организации железнодорожных туров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).docx

— 230.05 Кб (Скачать файл)

Введение

Транспорт является неотъемлемой частью любого туризма, путешествия, так  как они подразумевают перемещение  в пространстве. Любой турист, потребляя  услуги, должен переместиться в место ее производства. В этом основная связующая роль транспорта в туризме. Транспортные услуги один из основных видов услуг в туризме. Общеизвестно, что туризм как массовое социально-экономическое явление, стал следствием возникновения и развития транспорта. Основная роль туроператора как участника предпринимательской деятельности заключается в организации туристских путешествий. Эта деятельность состоит в заключении различных по своей природе договоров с транспортными, гостиничными и иными организациями, которые впоследствии исполняют обязательства туроператора перед туристами либо способствуют их исполнению самим туроператором. Цель заключения таких сделок – возможность туроператора от своего имени предлагать туристское обслуживание лицам, с которыми у него заключены соответственные договоры, то есть туристам.

Российский туристический  бизнес в настоящее время является развивающейся отраслью. Россия имеет самую разветвленную и протяженную в мире систему железных дорог и является одной из немногих стран, которая продолжает ее развитие. Российские железные дороги перевозят около 50% междугородних пассажиров и осуществляют не менее 75% всех перевозок по стране. Туристические маршруты на железной дороге присутствовали на притяжении всей истории данного бизнеса, но путешествиям по железной дороге не уделялось пристального, и значимого внимания. Густая сеть железных дорог позволяет организовать разнообразные по географическому направлению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Железная дорога – самый привычный, самый надежный и проверенный временем способ передвигаться самому, всей семьей, доставлять в нужную точку грузы.

Актуальность темы заключается  в том, что с 2010 года в России начинают активно развивать железнодорожный  туризм: строятся новые комфортабельные  поезда, экспрессы, создаются новые  туристско – экскурсионные маршруты. Так же в последнее время наблюдается тенденция повышения качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность – данные факторы оказывают положительное воздействие на туризм в целом.

Основная цель работы –  теоретическое и практическое изучение организации  и разработки железнодорожных туров.

Задачи:

- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;

- проанализировать законодательные  и нормативные акты, регулирующие  организацию перевозки и обслуживания  туристов на железнодорожном  транспорте;

- изучить особенности  организации железнодорожных туров  на рейсовых поездах и организованных  многодневных туров на специально  организованных турпоездах;

- охарактеризовать туристский потенциал России для ж/д путешествий;

- охарактеризовать проблемы и перспективы развития  железнодорожного сообщения;

- на основе проведенного  анализа разработать рекомендации  по совершенствованию разработки  железнодорожных туров.

Объект исследования является Российская Федерация,

Предмет исследования – туристский потенциал России  для разработки и организации  железнодорожных туров.

При написании курсовой работы использовались следующие методы:  изучение, обработка и систематизация, анализ и синтез  теоретического материала.

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты организации железнодорожных  туров

 

 

1.1 Ж/д транспорт в туризме: сущность, понятия, классификация

 

 

Железнодорожный транспорт  играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны и удовлетворении потребности населения  в передвижении. Основная роль железных дорог определяется большими расстояниями перевозок от главных туристотворчих центров страны в ее внешних границ.

По сравнению с другими  видами пассажирского транспорта железнодорожный  имеют ряд преимуществ, из которых  наиболее важными являются:

- Регулярность перевозок  независимо от времени года, времени  суток и погоды;

- Невысокая стоимость  перевозки по сравнению со  стоимостью перевозки другими  видами транспорта;

- Возможность пользования  спальными местами при перемещении;

- Расположение железнодорожных  вокзалов в центрах городов  или около них[1].

Железнодорожный транспорт можно  разделить на:

1) внутренний железнодорожный транспорт, подчиненный расписанию (электрички);

2) железнодорожный транспорт международного сообщения (международные поезда);

3) железнодорожные поезда специального назначения (медицинские, грузовые поезда) (рисунок 1).


 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Виды железнодорожного транспорта

 

Железнодорожный транспорт развит повсеместно – практически все  цивилизованны страны имеют разветвленную  железнодорожную сеть, которая, помимо всего прочего, позволяет связывать  объекты экономики, функционирующие  на определенной территории, с транспортной и коммуникационной сетями. Также широкое распространение железнодорожной сети во всеми мире способствовало росту доступности туристских зон.

Россия имеет самую  разветвленную и протяженную  в мире систему железных дорог  и является одной из немногих стран, которая продолжает ее развитие. Российские железные дороги перевозят около 50% междугородних пассажиров и осуществляют не менее 75% всех перевозок по стране. В железнодорожном сообщении наряду с обычными перевозками туристов используются специализированные туристические составы (турпоезда), работающие как по расписанию, так и в специальном режиме движения.

В ж/д пассажирских перевозках выделяют несколько видов туров, которые можно условно разделить по продолжительности на три самостоятельные категории:

- однодневные;

- непродолжительные (2-3 суток);

- многодневные (от 5 дней и более)[8].

Однодневные туры начинаются утром  и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются  за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и прослушать экскурсовода, посмотреть выступления артистов. Туристов довозят  до какой-либо конкретной станции, где  для них подготовлена специальная  программа. Это может быть экскурсионная  поездка или же пикник на природе.

Непродолжительные туры. Во время  двух-трех суточных железнодорожных  туров пассажиры проживают в  отдельных купе. Поездки традиционно  составлены с таким расчетом, что  ночью, когда пассажиры спят, поезд  находится в пути. Днем же туристы  заняты разнообразными мероприятиями.

Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной  программы, туристы часто находятся  в пути и в дневное время. Как  показывает практика, чтобы путешественники  не утомлялись, безостановочно между  двумя пунктами турпоезд должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаются кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или горах, на берегу моря или большого озера.

Железная дорога является удобным  средством сообщения для транспортировки  любых категорий туристов, начиная  от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения[2].

В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

- прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);

- обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);

- организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте)

В системе пассажирских перевозок  поезда разделяются на:

- рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние;

- внерейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам[9].

 Пригородные поезда следуют  по твердому расписанию в пределах  области или края. Состав обычно  вмещает до 1500 пассажиров, причем  сидячих мест до 1000. Поезда совершают  частые остановки на местных  станциях. Места в вагонах ненумерованные.

Местные поезда следуют между станциями  одной железной дороги (в Европе может быть в пределах одного государства). Обычно они курсируют на расстояние в пределах до 700 км и совершают  перевозки внутри крупного района, региона или небольшой страны - между поселками и небольшими городами. Бывает, что различие между  поездами пригородными и местными достаточно условное и существенно зависит  от географических характеристик местности  и страны в целом. За исключением  скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают частые остановки - практически на всех станциях.

Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Разделяются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Внерейсовые (чартерные) поезда. Это специально назначаемые вне регулярного расписания заказные поезда. К специальным поездам часто относятся турист-ско-экскурсионные поезда, также следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, составленным с учетом окон в регулярном расписании и экскурсионно-туристских целей. К внерейсовым поездам также относятся так называемые вывозные поезда - организуемые вне графика в период массовых праздников, национальных и международных соревнований и игр, а также для вывоза техники и людей на уборочные, сельскохозяйственные и другие работы.

Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.

Категории поездов:

- пригородный;

- пассажирский;

- скорый;

- скоростной.

 




 

 

 

Рисунок 2 – Категории вагонов

 

При наличии устойчивого пассажиропотока  назначается рейсовый маршрут в  определенном направлении в среднем  до 17 вагонов, при большом потоке количество вагонов на направлении  может быть увеличено до 25. Однако для обслуживания таких составов необходимы длинные платформы. При  недостаточности пассажиров в направлении  устанавливаются один или несколько  вагонов, которые на узловой станции  по маршруту отцепляются от основного  состава и доставляются до места  назначения местным рейсом, который  может состоять из нескольких вагонов[6].

Таким образом, железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки пассажиров в межрайонном (межобластном), междугородном и пригородном сообщениях.

1.2 Специфика организации ж/д туров

 

Железнодорожный тур - путешествие  организованных туристов с использованием железнодорожного транспорта, групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах и специальных туристских поездах (арендованных составах) предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как базы размещения на данном маршруте, а вагонов-рестронов - как точек питания туристов[12].

Организация железнодорожных туров, это сложный процесс, требующий  составления прогнозов формирования пассажиропотока в разных направлениях; планирования железнодорожных перевозок; назначение регулярных маршрутов; введение дополнительных перевозок и их отмена; формирование прицепных вагонов  по направлениям. Потребности населения в путешествиях существенно зависят от сезонности, периода отпусков, выходных дней и общенациональных праздников, начала учебного года или школьных каникул. Рациональное использование подвижного состава и эффективное использование технических и основных средств и пропускной способности, дороги в целом требует надежного оперативного регулирования и корректировки протяженности маршрутов.

Разработка и формирование железнодорожного тура включает в себя несколько последовательных этапов.

Информация о работе Теоретические аспекты организации железнодорожных туров