Сцепление Т-150

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Сцепление Т-150, как впрочем, и любое другое, это специальный механизм, который служит для передачи вращения трансмиссии от силового агрегата (двигателя) транспортного средства. Сцепление можно плавно включать и выключать, тем самым обеспечивая плавное начало движения автомобиля илитрактора с места и делая переключение передач бесшумным. Сцепление является обязательным элементом транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, и предназначается для его соединения с коробкой передач.

Содержание

1.Введение
2. Устройство муфты сцепления трактора Т-150
2.1 Назначение
2.2 Устройтсво
3. Техническое обслуживание
4. Регулировка муфты сцепления и тормозка
5. Возможные неисправности
5.1 Ремонт

Вложенные файлы: 1 файл

ДИман.docx

— 908.09 Кб (Скачать файл)

3. Пробуксовывание дисков (машина плохо «тянет» при нормальной работе двигателя), часто сопровождаемое запахом горящих фрикционных накладок, может быть вызвано нарушением регулировки, замасливанием и изнашиванием дисков, потерей упругости и поломкой пружин. Если пробуксовывание не удается устранить регулировкой, то диски промывают, пользуясь указаниями завода-изготовителя. Когда промывка не помогает, сцепление ремонтируют.

4. Чрезмерно большое усилие, необходимое для выключения сцепления,  появляется вследствие нарушений  в работе усилителя привода.

Техническое обслуживание сцепления  заключается в периодической  смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.

При ТО-1 (125 моточасов) нужно смазывать . выжимной подшипник смазкой "ЛитОЛ-24", "Солидол С" или "Солидол Ж" через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.

При ТО-2 (240 для старых моделей и моточасов работы для новый моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.

В тракторах  Т-150 проверяют свободный ход педали - это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка. (Свободный ход педали сцепления должен быть 30-40 мм, что соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами. Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другого более чем на 0,3 мм.

Управление сцеплением и  тормозком сблокировано. Для их регулировки отсоединяют тягу  тормозка от рычага . Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт до упора в кронштейн  и ослабляют болты  для возможности перемещения кронштейна .

Изменяя длину тяги , устанавливают свободный ход педали 30-40 мм. Придают кронштейну крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси до упора в болт, и затягивают болты крепления кронштейна. Вывертывая болт, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.

Для регулировки тормозка отсоединяют тягу от рычага и поворачивают его против часовой стрелки до упора. В этом положении соединяют временно тягу  с рычагом, а затем укорачивают длину тяги на  мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.

Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов  нарушается. Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов  так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12±0,5 мм. Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.

 

 

 

4. Регулировка муфты сцепления и тормозка

 

На тракторах  устанавливается муфта сцепления  – сухая, фрикцион-

ная, однодисковая, постоянно замкнутая.

Ведущая часть  муфты сцепления – нажимной диск 20 (см. рисунок 

59) с кожухом  устанавливается на маховик 22 двигателя и крепится к

нему болтами.

Ведомая часть  – диск ведомый 21 с демпфером 23 пружинно-фрик-

ционного типа с упругим креплением одной из фрикционных накладок.

Устанавливается между маховиком 22 и нажимным диском 20.

Механизм выключения муфты сцепления состоит из муфты 19 вы-

ключения сцепления, вилки выключения 3, валиков 18, 25 и тяги 24, со-

единяющей оба валика.

В муфте сцепления  применен механизм выключения с оригинальной

конструкцией  запорного устройства, особенности  которого необходимо

учитывать при  установке и снятии муфты с  двигателя. Порядок установки и снятия муфты сцепления с двигателя описан в прилагаемом к трактору

руководстве по эксплуатации двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 58 – Привод управления и муфта сцепления  трактора Т-150-05-09

 

1 – педаль; 2 –  пол кабины; 3 – вилка выключения  сцепления; 4 – пятачок; 

5, 11, 13 – контргайки; 6 – пневмокамера; 7 – шток; 8 – рычаг педали; 9 – пружина

оттяжная; 10, 16 –  вилка; 12, 24 – тяга; 14 – сервомеханизм; 15 – рычаг; 17 – крыш-

ка люка; 18, 25 –  валики; 19 – муфта выключения сцепления; 20 – диск нажимной;

21 – диск ведомый; 22 – маховик; 23 – демпфер; 26 –  гайка регулировочная тор-

мозка; А – размер (свободный ход педали – 35 – 40 мм); Б – размер (18 – 19мм);

В– зазор (3,6 – 4 мм)

 

 

Привод управления муфтой сцепления – дистанционный  с пневмати-

ческим усилителем и состоит на тракторе ХТЗ-150-05-09 из педали 1, тяги

12 с вилкой 10, сервомеханизма 14, пневмокамеры 6 и оттяжной пружины

9, на тракторе  ХТЗ-181 из педали 9 (см. рисунок 59), троса дистанционно-

го управления 4 с вилками 3 и 12, кронштейна 15, рычага 24, тяги 21 с

вилкой 23, сервомеханизма 16, пневмокамеры 17 и двух оттяжных пру-

жин 1 и 10.

Во время работы двигателя не держите ногу на педали привода 

управления муфтой сцепления, так как это приводит преждевременному

износу фрикционных  накладок ведомого диска, выходу из строя  выжим-

ного подшипника и кольца отжимных рычагов.

Правильно отрегулированная муфта сцепления во включенном состо-

янии не должна пробуксовывать и при нажатии на педаль должна полно-

стью выключаться

Рисунок 59 – Привод управления муфтой сцепления трактора ХТЗ-181

1, 10 – пружины; 2 – зацеп  пружины; 3, 6, 12, 23 – вилки; 4 – трос  дистанционного

управления; 5, 18, 22 – контргайки; 7 – рычаг валика механизма блокировки пере-

ключения диапазонов; 8 – риска; 9 – педаль; 11 – упор педали; 13,19 – гайки;

14 – пол кабины; 15 –  кронштейн; 16 – сервомеханизм; 17 –  пневмокамера; 20 – тя-

га механизма блокировки переключения диапазонов; 21 – тяга привода управления

муфтой сцеплением; 24 –  рычаг привода управления муфтой сцеплением;

 

Для нормальной работы муфты сцепления при ее включенном поло-

жении зазор В (см. рисунок 59) между вилкой 3 выключения сцепления и

муфтой 19 выключения сцепления должен быть в пределах 3,6-4 мм. По

мере износа фрикционных  накладок ведомого диска 21 зазор В уменьша-

ется или совсем исчезает, в результате чего муфта сцепления пробуксо-

вывает и происходит интенсивный износ фрикционных накладок, а также

выход из строя  выжимного подшипника.

При слишком большом  зазоре (более 5 мм) муфта сцепления  выклю-

чается не полностью, что также приводит к быстрому износу фрикцион-

ных накладок ведомого диска и накладки колодки тормозка и затрудне-

нию переключения диапазонов коробки передач, в особенности при тро-

гании трактора с места.

Регулировку и  работу привода управления муфтой сцепления  прове-

ряйте при давлении воздуха в пневматической системе трактора не менее

0,5 МПа (5 кгс/см2

). Лампа контроля  давления сжатого воздуха в  пневмо-

системе на панели приборов водителя не должна гореть.

Величину зазора В регулируйте изменением длины тяги 12, в следу-

ющей последовательности:

- снимите крышку 17 люка корпуса муфты сцепления;

- отпустите контргайки 11 и 13 тяги 12;

- для увеличения  зазора вворачивайте тягу 12, или  выворачивайте ее 

для уменьшения зазора;

- выжмите и  отпустите педаль привода управления  сцеплением;

- проверьте зазор В щупом;

-затяните контргайки 11 и 13, снова проверьте зазор В щупом.

Если невозможно восстановить указанный зазор изменением длины 

тяги 12 (вилка 3 упирается  в муфту 19 выключения) отрегулируйте пер-

воначальное положение вилки 16 пневмокамеры 6. Для этого:

- отпустите контргайку 5 и выньте палец, соединяющий  вилку 16 с

рычагом 15;

- убедитесь, что  рычаг 15 занимает крайнее положение  по направле-

нию к двигателю, при этом вилка 3 выключения будет упираться в пятач-

ки 4;

- вращением вилки  16 выставьте размер Б, равный 18-19 мм;

- вытяните шток 7 из пневмокамеры 6 и соедините вилку 16 и рычаг

15 пальцем;

-законтрите вилку  16 гайкой 5;

- выставьте зазор  Ввращением тяги 12.

На тракторе Т-150-05-09 допускается регулировать зазор В по сво-

бодному ходу А педали, равному 35-40 мм, при отсутствии давления воз-

духа в пневмосистеме.

После регулировки  зазора между вилкой 3 выключения и  муфтой 19

выключения сцепления  проверьте и, при необходимости, отрегулируйте 

тормозок как указано ниже.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для проверки и  регулировки зазора между шкивом 3 (см. рисунок 60)

вала муфты  сцепления и фрикционной накладкой 4 колодки тормозка 5

полностью выключите  муфту сцепления (нажмите на педаль), а затем 

гайкой 2 болта  тормозка отрегулируйте зазор А между торцами бонки

тормозной колодки 5 и гайки 2. Для этого отверните  гайку 2 до полного

выхода ее выступа  из паза бонки колодки тормозка (до прекращения

щелчков), а затем  заверните ее на 2-3 щелчка.

Замену троса 4 (см. рисунок 59) дистанционного управления на трак-

торе ХТЗ-181 проводите  в следующей последовательности:

- отверните гайки  13 и 19 крепления троса к полу 14 кабины и крон-

штейну 15;

- расшплинтуйте и выньте пальцы крепления троса к рычагу педали 9

и рычагу 24, снимите  трос 4;

- подсоедините  один конец троса 4 к рычагу 23, закрепив его вилку 3

с помощью пальца и шплинта;

-закрепите трос 4 на кронштейне 15 гайками 19;

- подсоедините  трос 6 к рычагу педали 9, закрепив  его вилку 12 с по-

мощью пальца и  шплинта, при этом рычаг педали должен упираться сво-

им упором в  верхнюю полку кронштейна кабины. Перед продеванием 

троса через отверстие  в полу кабины наверните на него одну гайку 13;

-закрепите трос  на полу 14 кабины гайками 13;

- проверьте и,  при необходимости, отрегулируйте  величину зазора В

между вилкой 3 (см. рисунок 60) выключения сцепления и  муфтой 19 вы-

ключения сцепления, регулировку тормозка и работу механизма блоки-

ровки переключения диапазонов коробки передач.

 

5. Возможные неисправности

Работоспособность сцепления  определяется надежным и плавным  соединением ведущей и ведомой  частей при включении и полным разъединением при выключении.

При эксплуатации трактора и  автомобиля в сцеплении могут  возникнуть следующие неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает), неполное выключение (сцепление «ведет») и сцепление сильно нагревается.

Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его надо быстро, а включать — плавно и без задержки в полувыключенном положении. При остановке трактора или автомобиля с работающим двигателем нельзя долго держать сцепление выключенным во избежание быстрого изнашивания трущихся поверхностей дисков.

При ТО-2 проверяют работу сцепления и при необходимости  регулируют его. Смазывают подшипники через имеющиеся пресс-масленки.

Во время эксплуатации трактора и автомобиля накладки ведомых  дисков изнашиваются. В связи с  этим нарушается начальная регулировка  сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали, который должен быть в определенных пределах. Определенному свободному ходу педали соответствует зазор между отжимными рычажками и выжимным подшипником. Необходимый зазор устанавливают по свободному ходу педали, изменяя длину тяг 8 (см. рис. 9, а) сцепления. Перед регулировкой сцепления предварительно снимают тягу 7 тормозка и освобождают педаль 1 от воздействия пружины сервоусилителя, ввернув до упора болт 9.

Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением длины тяги 7 или регулировочной гайкой 17. При правильной регулировке тормозок должен срабатывать после полного выключения сцепления. Неодинаковый зазор между всеми рычажками и выжимным подшипником может привести к перекосу нажимного диска и ненормальной работе сцепления (неполное выключение или включение рывками). Равномерность зазора регулируют отвертыванием или ввертыванием регулировочных винтов 2 при отпущенных контргайках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1 Ремонт


 

  • Заключается в разборке нажимного комплекта: комплекта нажимного диска 18 с оттяжными рычагами 5 и кожухом 15 сцепления в сборе. Полная разборка нажимного диска сцепления в сборе производится только для замены или ремонта его деталей, необходимость в котором определяется отказами в работе или при внешнем осмотре. Перед разборкой нажимного диска следует сделать метки на нажимном диске и на кожухе, чтобы при оборке обеспечить правильное взаимное расположение этих деталей.
  • Разборку нажимного комплекта необходимо производить в приспособлении (рис.73). Нажимной диск 1 в сборе с кожухом положить на приспособление диском вниз и зафиксировать четырьмя шипами в пазах. Надавив на торец кожуха 15 (см. рис.71), сжать пружины 16 так, чтобы оттяжные рычаги 5 с упорным кольцом 12 были в свободном состоянии, отогнуть усы стопорных планок 9 и вывернуть болты крепления опорных пластин 8 регулировочных гаек.
  • Снять с регулировочных гаек 7 опорные пластины, стопорные планки и стопорные пластины, отвернуть регулировочные гайки оттяжных рычагов и медленно отпустить кожух сцепления.
  • Снять кожух сцепления, снять с бобышек нажимного диска нажимные пружины 16, термоизолирующие прокладки 17 с шайбами, освободить петли 10 пружин оттяжных рычагов и снять упорное кольцо 12, замковые шайбы осей, на которых крепятся оттяжные рычаги в специальных проушинах нажимного диска, и осторожно извлечь оси и ролики игольчатых подшипников. После этого разобрать оттяжные рычаги 5, для чего необходимо снять замковые шайбы, вынуть оси вилок рычагов и ролики игольчатых подшипников.
  • После разборки детали сцепления промыть, просушить и проверить их техническое состояние.

Информация о работе Сцепление Т-150