Сцепление Т-150

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Сцепление Т-150, как впрочем, и любое другое, это специальный механизм, который служит для передачи вращения трансмиссии от силового агрегата (двигателя) транспортного средства. Сцепление можно плавно включать и выключать, тем самым обеспечивая плавное начало движения автомобиля илитрактора с места и делая переключение передач бесшумным. Сцепление является обязательным элементом транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, и предназначается для его соединения с коробкой передач.

Содержание

1.Введение
2. Устройство муфты сцепления трактора Т-150
2.1 Назначение
2.2 Устройтсво
3. Техническое обслуживание
4. Регулировка муфты сцепления и тормозка
5. Возможные неисправности
5.1 Ремонт

Вложенные файлы: 1 файл

ДИман.docx

— 908.09 Кб (Скачать файл)

1.Введение

2. Устройство муфты сцепления трактора Т-150

  2.1 Назначение

  2.2 Устройтсво

3. Техническое обслуживание

4. Регулировка муфты сцепления и тормозка

 

5. Возможные неисправности

  5.1 Ремонт

 

1.Введение

Сцепление Т-150, как впрочем, и любое другое, это специальный механизм, который служит для передачи вращения трансмиссии от силового агрегата (двигателя) транспортного средства. Сцепление можно плавно включать и выключать, тем самым обеспечивая плавное начало движения автомобиля илитрактора с места и делая переключение передач бесшумным. Сцепление является обязательным элементом транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, и предназначается для его соединения с коробкой передач.

 

На сегодняшний день видов сцепления  существует довольно много, но большинство  моделей выполнено с применением  одного или нескольких фрикционных  дисков, которые плотно прижаты друг к другу или к маховику двигателя  специальными пружинами. Фрикционный  материал, используемый в сцеплении  Т-150 и другихзапчастях для тракторов, практически идентичен тому, что применяется для изготовления тормозных колодок. И если раньше в этом материале практически всегда присутствовал асбест, то в последнее время от его использования решили отказаться. Плавность начала движения автомобиля или трактора Т-150, а также бесшумность переключения передач обеспечивается за счет проскальзывания постоянно вращающегося диска, являющимся ведущим и присоединенным жестко к валу двигателя, относительно другого диска, который является ведомым и соединяется с коробкой передач посредством шлицевого соединения.  

 

Сцепление Т-150 работает аналогично всем остальным сцеплениям. Когда тракторист нажимает на педаль, то усилие поступает на механизм сцепления с помощью троса или гидравлического привода. Когда педаль полностью отжата, между дисками сцепления образуется свободное пространство, обеспечивающее свободное вращение. При отпускании педали происходит плотное сжатие обеих дисков. Сцепление трактора Т-150 оснащается пружинами демпфера, которые выравнивают небольшие колебательные моменты, возникающие во время переключения передач.

 

По своим конструктивным особенностям различают несколько видов сцепления Т-150 – электромагнитные, гидравлические и механические. Самым распространенным на сегодняшний день является механическое сцепление, которое, в свою очередь, подразделяется по многим параметрам – по трению, по включению, по количеству ведомых дисков, по модели и расположению пружин и по способу управления.

 

Сцепление Т-150 – сухое, фрикционное  и постоянно замкнутое, в котором  имеется два диска. Также данные тракторные запчасти оснащены нажимным пружинным механизмом и механическим управлением, усиленным пневматическим усилителем.

 

Ведомые диски сцепления Т-150 зажимаются между маховиком и ведущим  диском с помощью нажимных пружин, которых в нем насчитывается  двадцать штук. Для того чтобы обеспечить нейтральное положение промежуточного диска, по обеим его сторонам устанавливаются  нажимные пружины (по четыре штуки с  каждой стороны). Чтобы снизить уровень  крутильных колебаний и обеспечить плавность переключения передач ведомые диски оснащаются пружинно-фрикционными гасителями. Работа таких гасителей основывается на том, что при превышении вращательного момента происходит проворачивание диска относительно ступицы вместе с фрикционными накладками, что приводит к погашению колебаний.  

 

Устройство выключения сцепления  Т-150 работает следующим образом. Специальными вилками и гайками к кожуху сцепления крепятся отжимные рычаги, наружные концы которых соединены  с нажимным механизмом, а внутренние с механическим кольцом. Педаль сцепления  Т-150 соединяется с помощью вилки  выключения с подшипником.

 

Сцепление Т-150 оснащается пневматическим усилителем, который предназначен для уменьшения усилия, которое прилагается трактористом для нажатия на педаль сцепления. Состоит усилитель из пневмокамеры, первичного вала, рычага, шланга, золотника, тяги и педали. Когда педаль сцепления Т-150 отпущена, впускной клапан на золотнике закрывается, а выпускной остается открытым. Как только происходит нажатие на педаль сцепления, усилие передается посредством тяги и золотника на вилку сцепления. При этом впускной клапан сцепления Т-150 открывается, а выпускной, наоборот, закрывается.

 

2 Устройство муфты  сцепления трактора Т-150

2.1 Назначение муфты сцепления

Сцепление необходимо для передачи крутящего момента  от коленчатого вала двигателя к  трансмиссии, плавного соединения их при  трогании с места, кратковременного разъединения для переключения передач и остановок, а также предохранения трансмиссии от перегрузок. 
В современных тракторах используют сцепления, работающие за счет сил трения между ведущим и ведомым дисками. Такие сцепления называют фрикционными. В зависимости от передаваемого крутящего момента в сцеплениях применяют различное число ведомых дисков, и сцепления по этому признаку могут подразделяться на однодисковые, двухдисковые и многодисковые. 
Схемы однодискового и двухдискового сцеплений показаны на рисунке 43. В сцеплении имеется ведущий диск 1, который соединен с маховиком, а ведомый 3 с помощью шлицевого соединения — с ведущим валом 8 трансмиссии. По окружности кожуха сцепления равномерно размещены пружины 2, с помощью которых ведомый диск 3 зажат между поверхностями маховика 4 и нажимного диска /. Вследствие сил трения, возникающих между ними, крутящий момент передается от маховика двигателя ведущему валу трансмиссии. 
Для выключения сцепления необходимо нажать педаль 7. При этом выжимной подшипник 6 перемещается под действием тяги и вилки. Своей наружной обоймой подшипник нажимает на внутренние концы отжимных рычагов 5, а наружные концы отводят нажимной диск от ведомого, выключая сцепление. При отпускании педали нажимной диск / под действием пружин 2 вновь прижимает ведомый диск к маховику — сцепление включается. Плавность включения обеспечивается за счет проскальзывания одного диска относительно другого от начала соприкосновения до полного их прижатия. Поскольку ведомые и ведущие диски прижимаются за счет действия пружин и находятся в постоянно замкнутом состоянии, такие сцепления называют постоянно замкнутыми. 
Для уменьшения усилий, прикладываемых к педали или рычагу выключения сцепления их привод может быть механический, пневматический или гидравлический. 
В двухдисковом сцеплении. Оно размещено в отдельном чугунном корпусе, где также находятся редуктор ВОМ и ходо - уменьшитель. Корпус сцепления соединен с одной стороны с блоком - картером дизеля, с другой — с корпусом коробки передач и является частью остова трактора.  
Ведущие части сцепления: маховик, нажимной диск 12 с двенадцатью пружинами 13, опорный диск. 
Нажимной диск связан с опорным через три обработанных прилива входящих в прорези опорного диска и необходимых для присоединения отжимных рычагов. Ведомая часть включает в себя диск 4 со ступицей 2 и вал /. 
Ведомый диск 4 изготавливают из листовой стали и с обеих сторон облицовывают фрикционными накладками. Под них со стороны нажимного диска устанавливают шесть пластинчатых пружин для более мягкого включения сцепления. Ведомый диск связан со ступицей 2 восьмью резиновыми демпферами 3. Сцепление снабжено тормозком, обеспечивающим более быстрое торможение вала 1 и связанного с ним первичного вала коробки передач, для облегчения переключения передач. 
Тормозок состоит из диска 6 с фрикционной накладкой, жестко соединенного с валом 1 и вращающегося вместе с ним, и тормозного диска 8, подвижно сидящего на шлицах кронштейна 9. При нажатии на педаль 7 сцепление выключается, при этом вилка 5 прижимает диск 6" к диску 6 и вал / останавливается. 
Механизм выключения сцепления состоит из трех отжимных рычагов 14 с регулировочными винтами 15 и выжимной муфты 16 с выжимным подшипником. При нажатии на педаль 7 рычаг 10 поворачивается против хода часовой стрелки и сжимает пружину 11. При прохождении нейтральной линии, т. е. когда ось пружины окажется ниже оси педали, пружина 11, разжимаясь, создает усилие, направленное в ту же сторону, куда поворачивается рычаг 10, облегчая тем самым работу тракториста. 
Перемещение педали передается через тягу муфте 16, которая через выжимной подшипник действует на рычаги 14 и тем самым выключает сцепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 УСТРОЙСТВО

 Конструкция муфты сцепления трактора Т-150. На тракторе установлена фрикционная сухая двухдисковая постоянно замкнутая муфта сцепления с механическим приводом выключения, имеющим сервомеханизм.

Ведущие детали муфты сцепления  — маховик 5 (рис. 6), промежуточный 2 и нажимной 1 диски, кожух 27. Выступы  промежуточного и нажимного дисков входят в четыре паза маховика, благодаря  чему диски могут перемещаться вдоль  оси муфты, вращаясь совместно с  маховиком.

Ведомые детали муфты сцепления  – два диска 6 с фрикционными накладками и гасителем крутильных колебаний. Эти диски зажаты между маховиком 5, промежуточным и нажимными пружинами 29, которые центрируются в стаканах 28 и 30 нажимного диска и кожуха.

С обеих сторон промежуточного диска установлено по четыре отжимные пружины 8, которые обеспечивают равномерное  разъединение ведомых дисков и установку  промежуточного диска 2 в среднем  положении при выключении муфты  сцепления.

Механизм выключения муфты  сцепления состоит из отводки 16 и  четырех отжимных рычагов 13, которые  короткими плечами соединены  с приливами нажимного диска, а к длинным плечам рычагов  скобами 14 прикреплено нажимное кольцо 26. На рычаги 13 установлены отжимные пружины 9, исключающие самопроизвольное качание рычагов. Отводка 16 состоит  из корпуса, шарикового подшипника 23 с  упором 17 и уплотнения. Отводка перемещается по цилиндрическому выступу заднего  стакана 19 корпуса 18 муфты сцепления. Цапфы отводки входят в зевы вилки 25, которая закреплена на валике 24. Валик  поворачивается в опорах корпуса  муфты. На правом наружном конце валика 24 закреплен поворотный рычаг 8 (рис. 7), соединенный тягой 3 с педалью 1 управления.

Муфта сцепления снабжена тормозком колодочного типа, притормаживающим ведомые детали муфты при ее выключении, что обеспечивает безударное включение режимов. Тормозок состоит из колодки 22 (см. рис. 6) с приклепанной к ней фрикционной накладкой 21, которая при выключении муфты сцепления прижимается к хвостовику ведомого вала 20 большего диаметра и создает тормозной момент.

Для облегчения выключения муфты  сцепления ее привод оснащен механическим сервомеханизмом. Педаль 1 (см. рис. 7) прикреплена  к длинному плечу рычага 2, который  поворачивается на оси. Ось установлена  в цапфах кронштейна 14 и зафиксирована  стопорным болтом. Кронштейн прикреплен к корпусу 15 коробки передач. Короткое плечо рычага 2 связано с серьгой 13. Один конец пружины 12 сервомеханизма соединен с серьгой 13, а другой — с тягой 11, шарнирно связанной с кронштейном 10.

Рис. 6 — Муфта  сцепления трактора Т-150:

1 — нажимной диск; 2 —  промежуточный диск; 3 — уплотнение; 4 и 23 — подшипники; 5 — маховик; 6 — ведомый диск; 7 и 15 — масленки; 8 и 9 — отжимные пружины; 10 —  вилка; 11 — стопорная пластина; 12 — регулировочная гайка; 13 — отжимной  рычаг; 14 — скоба; 16 — отводка; 17 —  упор; 18 — корпус; 19 — задний стакан; 20 — ведомый вал; 21 — фрикционная накладка; 22 — тормозная колодка; 24 — валик выключения; 25 — вилка выключения; 26 — нажимное кольцо; 27 — кожух; 28 и 30 — стаканы пружины; 29 — нажимная пружина.

Длинное плечо рычага 2 через  регулируемую тягу 3 соединено с  поворотным рычагом 8 валика выключения муфты сцепления.

 

 

Для выключения муфты сцепления  нажимают на педаль 1. При этом двуплечий  рычаг 2 поворачивается вокруг оси и  через тягу 3 поворачивает рычаг 8 вместе с валиком. Вилка 9 перемещает отводку 5 вперед, торец (упор) 7 которой действует  на упорное (нажимное) кольцо 6, поворачивая  отжимные рычаги вокруг пальцев. Короткие плечи рычагов отводят нажимной диск назад, а промежуточный диск при этом под действием пружин устанавливается в среднее положение. Ведомые диски освобождаются, и  передача вращения от маховика на вал  муфты сцепления прекращается.

Рис. 7 — Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150:

1 — педаль; 2 —  двуплечий рычаг; 3 — тяга; 4 —  задний стакан; 5 — отводка; 6 —  нажимное кольцо; 7 — упор; 8 —  поворотный рычаг; 9 — вилка выключения; 10 — кронштейн тяги; 11 — тяга  сервомеханизма; 12 — пружина сервомеханизма; 13 — серьга; 14 — кронштейн; 15 —  корпус коробки передач.

Во время выключения муфты  сцепления вместе с валиком выключения поворачивается и рычажок тормозка, перемещая вверх колодку, которая в дальнейшем затормаживает вал муфты сцепления под действием усилия пружины тормозка.

При нажатии на педаль в  начальный момент пружина 12 сервомеханизма растягивается. После того как ось  симметрии короткого плеча рычага 2 пройдет через линию оси симметрии  пружины 12, пружина начинает сжиматься  и помогает поворачивать двуплечий  рычаг, снижая усилие, необходимое для  выключения муфты сцепления.

При отпускании педали под  действием силы двадцати нажимных пружин муфты сцепления пружина 12 сервомеханизма растягивается до тех пор, пока ось  симметрии короткого плеча рычага 2 не пересечет линию оси симметрии пружины. После этого пружина сжимается и перемещает двуплечий рычаг до упора в пол кабины.

 

 

3. Техническое обслуживание   

Техническое обслуживание машинно–тракторного  парка проводят обязательно после выработки определенного количества мотто-часов или расходования определенного количества топлива. Машина, не прошедшая очередного технического обслуживания, к дальнейшей работе не  допускается. Для тракторов в процессе их использования независимо от их технического состояния установлены следующие виды планового технического обслуживания.     

Ежесменное  техническое обслуживание (ЕТО);     

Первое  техническое обслуживание (ТО-1) –  125 часов.     

Второе  техническое обслуживание (ТО-2) –  500 часов.     

Третье техническое обслуживание (ТО-3) – 1000 часов.     

Сезонное  техническое обслуживание (СТО).  – 2 раза в год.     

Периодичность тех.обслуживания и ремонта тракторов  в часах единая для всех тракторов, а в килограммах израсходованного топлива – разная и зависит от часового расхода топлива двигателем. Сезонное тех.обслуживание проводят при переходе с летней на зимнюю эксплуатацию и наоборот.        

Отклонение  сроков проведения тех.обслуживания в  силу производственной необходимости  допускается ±10% от нормы.      

Для длительной и надежной работы агрегатов трансмиссии своевременно подтягивают их крепления, проверяют  отсутствие течи через уплотнения, наличие уровня масла в емкостях, своевременно смазывают подшипники и меняют масло в агрегатах, проверяют  и регулируют механизмы. Проверка общего состояния и промывка сцепления (ТО-3). Запускают двигатель, включают рабочую передачу и устанавливают  среднюю частоту вращения коленчатого вала. При движении по ровному горизонтальному участку полностью затормаживают трактор, не выключая сцепления. Если двигатель при этом остановится, значит, сцепление работает нормально. Если же двигатель только сбавит обороты и будет продолжать работать, то это указывает на пробуксовку дисков.         

 Останавливают трактор и двигатель,  открывают люк и проверяют состояние сцепления. Наличие дыма, чрезмерный нагрев корпуса и специфический запах в пространстве около люка свидетельствуют о пробуксовки дисков.             

 Если отрегулированное сцепление  пробуксовывает, то промывают диски.  До этого выключают сцепление и, прокручивая коленчатый вал вручную, поливают рабочие поверхности дисков керосином или бензином, давая ему полностью стечь.  

Пробуксовка дисков после промывки свидетельствует о предельном износе и необходимости замены фрикционных накладок.

 

 

Наиболее характерные  нарушения в работе сцепления  следующие.

1. Неполное выключение (сцепление  «ведет»), что сопровождается скрежетом при включении передач, происходит из-за увеличения свободного хода педали, коробления и заедания дисков и поломки отводящих пружин. Скрежет при переключении передач может быть также следствием изношенности деталей тормозка и нарушения регулировки привода.

2. Недостаточно плавное  включение сцепления, сопровождаемое  сильной вибрацией машины при  трогании, возникает в результате перекоса дисков и ослабления крепления фрикционных накладок.

Информация о работе Сцепление Т-150