Система управления железнодорожным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения экономики железнодорожного транспорта является железнодорожный транспорт общего (магистральный) и необщего (железнодо-рожные подъездные пути) пользования - как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля в естественно монопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, административное деление сети железнодорожных линий на дороги и отделения обусловлено сложившимися в народном хозяйстве транспортными связями, определяемыми местами зарождения и погашения основных грузопотоков, а также техническими и организационными возможностями железнодорожного транспорта управлять процессом перевозок и его производственно-хозяйственным обеспечением. Дороги и их отделения, являющиеся органами управления в установленных для них границах, выполняют роль одновременно организаторов и производителей транспортной продукции. 
К основным принципам управления железнодорожным транспортом отно-сятся: 
системность (комплексный подход, выражающийся в единстве государственного и хозяйственного руководства, сочетании отраслевого управления с территориальным, общественных интересов с коллективными и личными); 
многомерность и иерархичность (распределение функций управления по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблюдением требований центра-лизма и единоначалия); 
целенаправленность (плановость управления на всех участках работы). 
Российские железные дороги экстерриториальны. Они, хотя и проходят по 
определенной территории, служат нуждам всей страны. Многочисленные ли-нейные предприятия в процессе производственной деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, представляя собой звенья единого транспортного конвейера. Грузовые вагоны обращаются по всей сети независимо от места их приписки. Это требует строгого соблюдения графика движения поездов и регулировочных заданий, учета общественных интересов.

Единоначалие является непременным условием осуществления принципа централизма в управлении транспортом. Единоначалие означает персональную ответственность хозяйственного руководителя за работу доверенного ему участка, но это не исключает, а предполагает инициативу специалистов и рядовых работников на всех уровнях управления железнодорожным транспортом при высокой общей дисциплинированности. 
Дисциплина на железнодорожном транспорте - понятие весьма широкое. Она складывается из государственной дисциплины; трудовой дисциплины, ос-нованной на добросовестном и точном исполнении каждым работником своих обязанностей для обеспечения безопасной и бесперебойной работы железнодорожного транспорта; технологической дисциплины выполнения перевозочных процессов, правил и установленного порядка производства работ, в первую очередь - требований Устава железнодорожного транспорта, Правил технической эксплуатации железных дорог, Устава о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта и др. Только всестороннее и беспрекословное соблюдение дисциплины позволяет обеспечить эффективное функционирование железнодорожного транспорта, его надежную и безопасную работу.

Сущность территориально-отраслевого подхода к управлению применительно к железнодорожному транспорту выражается в том, что управление перевозками осуществляется как бы в двух измерениях. Сеть железных дорог разделена на дороги, дороги - на отделения, при этом низшие звенья находятся в административном подчинении высших (территориальный принцип). Одновременно осуществляется оперативно-техническое руководство по отраслям железнодорожного хозяйства - локомотивному, вагонному, путевому, пассажирскому и др. Это обеспечивает единство политики в развитии и эксплуатации технических средств в масштабе всей железнодорожной сети. Для такой высо-коцентрализованной отрасли народного хозяйства, каковой является железнодорожный транспорт, сочетание территориального и отраслевого управления особенно важно.

Решение управленческих задач на железнодорожном транспорте, как и в других отраслях хозяйства, обеспечивается применением трех основных групп методов: административных (организационно-распорядительных), экономических, социально-психологических.

Административные методы основаны на использовании таких инстру-ментов воздействия, как регламент, норма, инструкция, и подкрепляются приказами, распоряжениями и указаниями руководителей. Основными документами организационного регламентирования на железнодорожном транспорте являются положения о железной дороге, отделении железной дороги, линейном предприятии. Важную роль играют Устав железнодорожного транспорта, Правила технической эксплуатации железных дорог и отраслевые руководящие материалы, а также должностные инструкции и другие отраслевые документы. 
Экономические методы в условиях рыночного хозяйства имеют первосте-пенное значение. Они ориентируют на применение таких рычагов повышения эффективности производства, как цена, прибыль, рентабельность, кредит и другие.

Социально-психологические методы включают в себя широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников. К ним относятся выявление и моральное поощрение лучших работников и коллективов, формирование убежденности, зрелости и активности трудящихся путем воздействия на их гражданские и патриотические чувства. 
На железнодорожных дорогах, как и на других видах транспорта, приме-няются не отдельные, а вся совокупность указанных выше методов. Органическое сочетание оправдавших себя приемов и способов решения управленческих задач, живая организаторская работа в условиях рыночной экономики являются еще более настоятельными.

 

 

 

 

1.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Управление федеральным железнодорожным транспортом до образования ОАО «РЖД» осуществляло Министерство путей сообщения (МПС). Как и другие феодальные ведомства, МПС руководствовалось в своей деятельности законами, которые принимает Федеральное Собрание РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Важную роль в деятельности железнодорожного транспорта играли решения съездов железнодорожников, Коллегии и научно-технического Совета МПС. 
МПС руководило сложным железнодорожным хозяйством, тесно координируя свою деятельность с другими министерствами и ведомствами федерального уровня - Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и др., а также законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» внесены существенные изменения в систему управления транспортным комплексом страны. В последующих постановлениях Правительства РФ с упразднением МПС было образовано единое Министерство транспорта и связи РФ, которое самостоя-тельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: структурное реформирование в сфере транспорта; 
развитие автомобильного, воздушного, железнодорожного, внутреннего водного и морского транспорта, в том числе морских рыбных портов (за исключением рыбопромысловых колхозов и отраслевых хозяйств), промышленного транспорта; строительство, проектирование и эксплуатация автомобильных дорог; международное сотрудничество в сфере транспорта; 
бюджетное финансирование в сфере транспорта; экспертиза и прогнозирование в сфере транспорта; транспортная безопасность. В состав Министерства транспорта и связи РФ входят:

Департамент государственной политики в области гражданской авиации и картографии;

Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта;

Департамент государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта;

Департамент международного сотрудничества;

Департамент правового обеспечения и законодательной деятельности; Департамент развития инфраструктуры и инвестиций;

Департамент структурного реформирования;

Департамент управления делами;

Департамент управления кадрами и сопровождения федеральных программ; 
Департамент финансов.

Подведомственными органами являются федеральные агентства и федеральная служба:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

Федеральное агентство морского и речного транспорта;

Федеральное агентство воздушного транспорта;

Федеральное агентство связи;

Федеральное дорожное агентство;

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

Федеральная служба по надзору в сфере связи.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Оно находится в ведении Министерства транспорта и связи РФ, осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными функциями Федерального агентства железнодорожного транспорта являются: функции государственного заказчика по организации исполнения федеральных целевых программ в сфере железнодорожного транспорта и федеральной адресной инвестиционной программы; 
издание индивидуальных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта и связи Российской Федерации; 
ведение регистров и кадастров в сфере железнодорожного транспорта; 
оказание кругу лиц, имеющих общественную значимость, услуг в сфере железнодорожного транспорта в соответствии с установленными федеральным законодательством условиями, в том числе: организация перевозок опасных грузов, организация работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг, а также аккредитация испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации.

Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным агентству.

В структуру агентства входят 5 управлений по основным направлениям деятельности агентства, а также территориальные органы. Предельная численность работников центрального аппарата агентства железнодорожного транспорта установлена в количестве 155 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), работников его территориальных органов - в количестве 245 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). 
В едином транспортном комплексе России ведущей компанией является ОАО «РЖД» (рис. 8.1), после передачи ему хозяйственных функций от упраздненного МПС России.

Исторический опыт утверждает в том, что включение в структуру ОАО «РЖД» очень большого количества территориальных филиалов (железных дорог) неэкономично, затрудняет введение ряда прогрессивных мер в эксплуатации и усложняет работы по технической реконструкции хозяйства. Представление об оптимальных размерах дороги изменялось вместе с развитием железнодорожного транспорта, совершенствованием его организации, техники и технологии перевозок. Если в дореволюционные годы увеличивать протяженность линий, находящихся в ведении одной дороги, сверх 1000-1200 км считалось нецелесообразным, то сейчас эксплуатационная длина дорог колеблется от 662 км (Калининградская) до 10147 (Октябрьская) при средней длине 5,1 тыс. км. Имеются дороги (Московская и Октябрьская), эксплуатационная длина которых почти вдвое больше средней. Среднее количество занятых в основной деятельности на одной дороге составляет около 70 тыс. человек, на крупных дорогах оно увеличивается в 1,5-2 раза.

В связи с этим проводится укрупнение железных дорог и отделений. При этом в ряде случаев границы дорог и отделений целесообразно совмещать с границами автономных республик, краев и областей. Однако чрезмерное укрупнение дорог также нецелесообразно. Укрупнение эффективно, если в результате этого увеличиваются возможности комплексного развития хозяйства дорог, более полно реализуются преимущества прогрессивных видов тяги и новых технологий, повышается маневренность в использовании технических средств железных дорог, снижаются затраты на содержание производственного и управленческого персонала.

Структура аппарата управления филиалов ОАО «РЖД» - железных дорог - в большой мере отражает структуру центрального аппарата компании. Во главе дороги стоит начальник (Н), который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дорогу задач по перевозкам грузов и пассажиров, за работу дороги в целом, состояние и безопасность движения, за соблюдение дисциплины, подбор, расстановку и воспитание кадров. У начальника дороги имеются заместители (НЗ), один из которых является первым, а также есть главный инженер дороги. Обязанности между ними распределяет начальник дороги. При начальнике дороги на правах совещательного органа создается Технико - экономический совет из состава руководящих работников и специалистов разных профессий, включая рабочих-новаторов, изобретателей и др.

В аппарат управления входят производственные (отраслевые) и функциональные службы и центры: перевозок (Д), локомотивная (Т), вагонная (В), пути (П), сигнализации и связи (Ш), гражданских сооружений и водоснабжения (НГС), пассажирская (Л), электрификации (Э), юридическая (НЮ), экономическая (НН) и другие.

Информация о работе Система управления железнодорожным транспортом