Роль железнодорожного транспорта в обеспечении пассажирских перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:10, реферат

Краткое описание

Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Сибирский государственный университет путей сообщений.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Сибирский государственный университет путей сообщений

 

 

Кафедра «История и перспективы железнодорожного транспорта»

 

 

 

Тема: «Роль железнодорожного транспорта в обеспечении пассажирских перевозок»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы мо-111

Выдрин Н.К.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 г

 

Оглавление

 

 

Введение 
Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях. 
 
В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся: 
 
-большая провозная способность железнодорожного транспорта; 

  •  
    способность преодолевать большие расстояния;
  •  
    достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;
  •  
    регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона 
    года и времени суток.
  1.  
    Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях. 
     
    Особенно велика роль железнодорожного транспорта в России, где он пользуется большой популярностью при реализации внутреннего туризма и международного туризма в страны, непосредственно граничащие с Российской Федерацией. 
    Нормативное обеспечение услуг ж/д транспорта. 
    Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в конце XIX в. рядом европейских государств и периодически пересматривающиеся. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении. 
     
    Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными государственными органами. В рамках многостороннего «Договора о международных перевозках пассажиров и багажа» сотрудничают железные дороги Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Финляндии и Турции. Железные дороги Российской Федерации являются участниками многостороннего «Соглашения о международном грузовом сообщении» (СМГС) и многостороннего «Соглашения о международном пассажирском сообщении» (СМПС). Эти соглашения были подписаны странами СНГ (за исключением Армении), Прибалтийскими государствами, Албанией, Болгарией, Польшей, Вьетнамом, Ираном, КНР, КНДР, Монголией. Двусторонние договоры в области железнодорожных перевозок Российская Федерация имеет с Австрией, Турцией, Финляндией, Югославией. 
     
    Существует ряд международных объединений, занимающихся реализацией основных положений многосторонних соглашений, а также вопросами практической деятельности железных дорог и совершенствования пассажирских и грузовых перевозок. К наиболее известным таким объединениям относится Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Украина, Чехия, Эстония. Комитет ОСЖД осуществляет тесное сотрудничество с Европейской экономической комиссией ООН, Международным союзом железных дорог и другими международными организациями в области транспорта. 
     
    Другой важной организацией в этой сфере является Международная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), созданная в 1885 г. Ее основная цель — проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, публикация и распространение технической информации. МАЖК изучает и обобщает опыт по наиболее важным научно-техническим и производственным вопросам, вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию техники и технологии железнодорожного транспорта. 
     
    Авторитетной организацией является и Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922г. В настоящее время в него входят представительства железных дорог более 20 стран Западной Европы, Азии и Африки. 
     
    В 1975 г. была создана Международная Конференция по Пассажирским Тарифам. Это неправительственная организация по работке и согласованию тарифов на перевозки пассажиров и баржа между европейскими странами. К основным целям относятся проведение единой тарифной политики, способствующей развитию международных пассажирских перевозок; поиск согласованных решений по международным и внутренним тарифам для иностранных граждан; координация деятельности по формированию тарифов в различных международных сообщениях. 
     
    Помимо этого, существует целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок: Европейская Конференция Министров Транспорта (ЕКМТ), Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Союз Африканских Железных Дорог (САЖД), Ассоциация высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, включающая 12 стран мира, и др. 
     
    Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др. 
     
    Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» определяет железнодорожный транспорт как основу транспортной системы Российской Федерации, которая должна обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, а также жизнедеятельность всех отраслей экономики. Кроме того, законом подчеркивается значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной безопасности страны и в развитии социальной сферы государства, определяются его роль и место в осуществлении международных перевозок. 
     
    Последний устав железнодорожного транспорта был принят Государственной Думой РФ в январе 2003 г. Это девятый по счету устав в железнодорожной отрасли страны — первый был принят в России в 1885 г., затем на территории Российской Федерации принимался в 1920, 1922, 1927 гг.; в Советском Союзе утверждался в 1935, 1954 и 1964 гг., а предпоследний был принят в Российской Федерации в 1998 г. 
     
    Согласно ст. 1 устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользовании (далее — железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. 
     
    Информация, касающаяся перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, изложена в главе VI Устава. В ней подчеркивается, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать: 
  •  
    безопасность перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа;

  •  
    качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах в поездах;  
     
    -сохранность перевозимых вещей и их своевременную доставку; 
     
    -движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием. 
     
    Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правилам эксплуатации. Железнодорожные станции, открытые для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа, должны быть оборудованы железнодорожными билетными кассами, помещениями для приема и выдачи багажа, камерами хранения ручной клади, залами ожидания, справочными бюро, комнатами отдыха, комнатами матери и ребенка, ресторанами, буфетами, помещениями для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.

 

  1. Услуги оказываемые ж/д транспортом 
    Особенность российских железнодорожных маршрутов — их существенная продолжительность. На некоторых направлениях поездка на поезде может длиться более недели. В связи с этим задачей перевозчиков является создание комфортных условий для путешествия, чтобы оно не казалось пассажиру слишком утомительным. Конечно, во многом обслуживание на железнодорожном транспорте Российской Федерации уступает сервису западноевропейских железнодорожных компаний, однако в последнее время в этом направлении достигнуты определенные успехи. В частности, повышаются требования к обслуживающему персоналу; идет процесс модернизации подвижного состава; расширяется ассортимент услуг, предоставляемых пассажирам; внедряются новые технологии в обеспечении бронирования и приобретении билетов, а также в области предоставления информации; происходит обновление вокзалов.

 

  1. Расширение услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте

для коммерческого успеха перевозчиков обслуживание, связанное с расширением ассортимента услуг, предоставляемых пассажирам, в последнее время приобретает все большее значение. При этом помимо традиционных видов сервиса появляются новые формы организации обслуживания пассажиров, учитывающие различные аспекты, связанные с процессом перевозки. 
 
Одной из задач улучшения обслуживания путешествующих по железным дорогам является увеличение скорости движения поездов, что позволяет сократить время доставки пассажиров в пункты назначения. С этой целью разработана программа внедрения скоростного и высокоскоростного движения поездов, предусматривающая увеличение скоростного режима до 160—200 км/ч на существующих линиях и сооружение высокоскоростных специализированных магистралей для движения поездов со скоростью до 350 км/ч. В результате осуществления этой программы с июня на ряде маршрутов железных дорог России был введен новый график движения поездов в связи с увеличением их скорости. Например, на туристском направлении Санкт-Петербург—Адлер такое нововведение позволило сократить время поездки почти на 6 ч. 
 
Программа развития скоростного движения рассчитана на период до 2015г. Уже завершена реконструкция линии Москва — Санкт-Петербург на скорость 200 км/ч (с возможностью следования на отдельных участках со скоростью 250 км/ч). Организация скоростного движения предусмотрена на направлениях: Санкт-Петербург— Бусловская (Хельсинки); Москва —Красное (Минск-Брест—Варшава—Берлин); Москва—Нижний Новгород—Екатеринбург; Москва—Отрожка — Ростов-на-Дону. 
 
Как уже отмечалось, с введением в действие системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» на российских железных дорогах для удобства пассажиров увеличится срок бронирования билетов — он составит 63 дня (вместо 45). 
 
Во время железнодорожной перевозки пассажирам предоставляется новый вид обслуживания — телефонная спутниковая связь. Уже сейчас пассажиры поезда № 16, курсирующего между Москвой и Архангельском, имеют возможность связаться с любым населенным пунктом России через таксофон, установленный в купе бригадира поезда. Телефонные карты для переговоров можно купить у проводников вагонов. Услугой благотворительного характера является создание перевозчиками «Храмов на колесах». Первый вагон-храм был подарен Московской железной дорогой Московской епархии в канун 2000 г., затем такие храмы стали появляться и в других регионах страны. Например, на станции Котлас (Северная железная дорога) под храмовый комплекс были переоборудованы три купейных вагона. В первом разместилась церковь (есть маленькая звонница), во втором — трапезная, в третьем — жилые помещения для священнослужителей. Поезда, оборудованные вагонами-храмами, дают возможность людям в глухих уголках страны, где отсутствуют церкви, принять крещение, обвенчаться, прийти помолиться. 
 
Железнодорожными структурами разработан ряд мероприятий по улучшению информационного обслуживания своих клиентов. В частности, вокзалы крупных городов предполагается оснастить информационными киосками (инфоматами), предназначенными для предоставления оперативной информации по дальним и пригородным пассажирским перевозкам. С помощью инфомата можно получить ответ на любой вопрос, входящий перечень справок информационно» справочной службы. Такой способ получения информации исключает необходимость выстаивания в очереди для получения справки; снижает вероятность злоупотребления кассиров, которые иногда скрывают наличие свободных мест на маршруте; позволяет пассажиру самому выбрать оптимальный маршрут следования, что экономит время на его диалог с кассиром. 
 
Сейчас инфоматы эксплуатируются на Приволжской железной дороге, в Управлении Московской железной дороги, в Московском железнодорожном агентстве, в Совете Федерации РФ, в Государственной Думе, на некоторых московских вокзалах. Установка таких информационных систем будет производиться и на вокзалах других крупных городов. При этом предполагается расширить круг вопросов, связанных с предоставлением сведений о местных гостиницах и гостиницах в городах назначения (телефоны, адреса, цены); о культурно-развлекательных программах в районах вокзалов и в иных местах (кинотеатры, театры, выставки, музеи, экскурсии); об адресах ближайших пунктов обмена валют; о местонахождении предприятий торговли, питания и бытовых услуг; о погоде в крупных городах и в столицах иностранных государств (на текущие сутки и прогноз на четыре дня); о бюро находок; о движении других видов транспорта по станциям назначения поездов (наличие метро, маршруты и расписание автобусов, судов и т.д.). 
 
Для обратной связи пассажиров с руководством перевозчиков на вокзалах и в поездах вывешиваются номера «телефонов доверия», по которым пассажиры могут позвонить и записать на автоответчик жалобу или благодарность. Записи регулярно прослушиваются ответственными работниками службы пассажирских перевозок и как ответ на них принимаются соответствующие меры. Такая форма работы впервые была опробована на Забайкальской железной дороге и в настоящее время для повышения качества обслуживания пассажиров вводится на других направлениях. 
 
С этой же целью проводится ряд мероприятий, связанных с работой вокзалов. В результате реконструкции и модернизации внешний вид вокзалов становится современным и привлекательным: 

  •  
    увеличиваются площади залов ожидания;

  •  
    появляются благоустроенные посадочные платформы;

  •  
    расширяются услуги по предоставлению питания, информации;

  •  
    создаются условия для организации на территории вокзалов торговых точек, а также развлекательных центров вблизи них. Для транзитных пассажиров организуются экскурсии по городу, проводятся показы мод, устраиваются выставки и концерты.

 
Недавно Управление Московской железной дороги приняло решение о воссоздании на всех девяти столичных вокзалах часовен. 
 
Известно, что до революции все железнодорожные вокзалы Москвы имели свои часовни, где путешественники могли помолиться или поставить свечку перед посадкой в поезд. Теперь старую русскую традицию — молиться о благоприятном исходе поездки — решено возродить. На Павелецком вокзале такая часовня уже открыта, остальные будут строиться по мере поступления пожертвований, на которые решено их создавать. 
 
Большое внимание уделяется и безопасности пассажиров на вокзалах. С этой целью на перронах и в залах ожидания устанавливают видеокамеры, позволяющие следить за обстановкой на территории вокзального комплекса, что способствует предупреждению противоправных действий. 
 
Важным направлением в развитии туристских транспортных систем в последнее время стало их тесное сотрудничество между собой, которое явилось результатом не только общего технического прогресса, но и в определенной степени их конкуренции. Уже говорилось о создании скоростной железнодорожной трассы между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово, которая призвана осуществлять доставку авиапассажиров в один из аэропортов Московского региона. В недалеком будущем планируется строительство скоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет центр столицы со строящимся терминалом аэропорта Шереметьево-3. В перспективе эту магистраль намечается связать с железнодорожными линиями, идущими в аэропорты Внуково и Домодедово. 
 
В ряде городов Подмосковья (Мытищах, Егорьевске, Озерах и др.) планируется строительство единых автожелезнодорожных вокзалов,что позволит пассажирам, не выходя на улицу, пересаживаться с автобуса на электричку и наоборот. Первый такой мультимодальный вокзал начали строить в подмосковной Кашире. 

 

Заключение 
Железнодорожные перевозки пассажиров и багажа остаются самыми доходными для государства и самыми популярными у граждан нашей страны. По сравнению с другими видами транспорта эти перевозки сравнительно недороги и менее опасны, чем скажем перевозки воздушным транспортом. 
 
Услуги, оказываемые железнодорожным транспортом, регулируются такими документами как: Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др. 
 
К обязательным услугам относится: 
 
- справочно-информационное обеспечение,  
 
- техническое содержание вокзалов и вагонов;  
 
- мероприятия общественного питания;  
 
- безопасность питьевой воды и продуктов;  
 
- соблюдение параметров микроклимата в зонах обслуживания пассажиров;  
 
- медицинский контроль работников, причастных к обслуживанию пассажиров;  
 
- должная квалификация обслуживающего персонала;  
 
- приемлемый уровень комфортности для пассажира;  
 
- полнота медицинской помощи;  
 
- охрана общественного порядка, личная безопасность и сохранность имущества;  
 
- предоставление нужных санитарно-бытовых условий;  
 
- пожаробезопасноть. 
 
Также не стоит забывать о наличии комнат и мест для отдыха на вокзалах; камер хранения и условий сохранности имущества пассажира; об обеспеченности устройствами для сбора бытовых отходов и мусора; о надлежащем содержании перронов, мостов и переходов; о полном билетно-кассовом обслуживании; о перевозке и доставке багажа. 
 
Дополнительные услуги: 
 
- транзитные (организация встреч и проводов пассажиров);  
 
- транспортные (организация перевозок смешанными видами транспорта, прокат автомобилей); -коммуникационные (услуги связи);  
 
- информационно-справочные (включая продажу периодической печати);  
 
- офисные (Интернет, электронная почта, фото- и копировальные работы);  
 
- туристические (развлекательные, оздоровительные);  
 
- бытовые (прокат предметов, ремонт и химчистка одежды, парикмахерские, продажа предметов личной гигиены);  
 
- банковские. 
 
В последнее время большинство перевозчиков, стремясь сохранить максимальное количество пассажиров, а также привлечь к себе потенциальных клиентов, прилагают большие усилия к созданию комфортных условий перевозки, расширяя спектр предлагаемых услуг.

 

Список используемой литературы 

 

Основная литература. 

  1.  
    И.И. Будко, В.А. Ситников Транспортное обслуживание туризма. Учебное пособие для студентов вузов М.: Из-во «Март» 2006 

  1.  
    Кусков А.С. Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг: Учебное пособие. – М.: Рконсульт, 2004

  1.  
    Н.Н. Пилипук Транспортное обслуживание в туризме. Учебно-методический комплекс, Минск 2009

 
Дополнительная литература. 

  1.  
    Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. М., Транспорт, 2003.

  1.  
    Ильина Е.И. Организация железнодорожных путешествий М., 2003.

  1.  
    Сервис на транспорте. Под редакцией В.М. Николашина. – М,,Академия, 2004.

  1.  
    Сборник нормативных актов по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте. М., Юридическая фирма «Контракт», 2002

 

 

 


Информация о работе Роль железнодорожного транспорта в обеспечении пассажирских перевозок