Расчет червячного редуктора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и её привода.
В качестве двигателя рекомендуется использовать двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязнённых условиях, в открытых помещениях и т.п. Двигатели серии 4А применяются для приводов механизмов, имеющих пос-тоянную или мало изменяющуюся нагрузку при длительном режиме работы и большую пусковую нагрузку, вследствие повышенной силы трения и больших инерционных масс, например конвейеров, шнеков, смесителей, грузоподъёмников и т.п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Кинематические расчеты…………………………………………………. 5 – 8
2. Расчет передач:
– расчет червячного редуктора………………………………………….. 9 – 13
– расчет открытой зубчатой цилиндрической передачи……………….14 - 19
3. Расчет и проверка валов………………………………………………….20– 24
4. Расчет и подбор подшипников………………………………………….25 – 26
5. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений…………..… 27 – 30
6. Выбор способа смазывания передач и подшипниковых узлов,
назначение смазочного материала и уплотнительных устройств…………31
7. Выбор и расчет фундаментной плиты……………………………………… 32
8. Конструкция и расчет фундаментных болтов……………………………… 33
Список используемой литературы……………………………………..…...… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Расчет червячного редуктора.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

 

Шестерня:

 

Сталь 45 с закалкой ТВЧ.

Сердцевина 240-285HB.

Поверхность 42-50 HRC.

 σв=850 МПа, σт=580 МПа.

 

Зубчатое колесо:

 

Сталь 35 с нормализацией.

Сердцевина 187HB.

σв=550 МПа, σт=315 МПа.

                                

 

Допускаемые изгибные напряжения (стр. 42 [5]):

 

Базовое число циклов напряжений: циклов.

 

Эквивалентное число циклов перемены напряжений при расчете зубьев на            выносливость при изгибе:

где продолжительность работы передачи (дано по условию).

с=1,2,3,… - число колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым  (с=1)

- частота вращения шестерни и колеса соответственно;

 

 циклов для шестерни,

циклов для колеса,

где n2 = n1/Uперед = 2865/2,8 = 1023,2 мин-1

 

 Коэффициент долговечности:

При ,  примем .

 

Предел выносливости зубьев при изгибе, МПа (табл. 4.14 [5]):

 


                       для шестерни

для колеса

 

Допускаемые изгибные напряжения, МПа:

 

 

где  – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:

 при одностороннем приложении нагрузки :

 

 

 

Допускаемые напряжения при действии максимальной нагрузки:

 

Контактные:

 

 

Изгибные:

 

 

 

Расчет основных параметров передачи (стр.47 [5]):

 

Расчетный модуль зацепления:

 

где

       , примем

      

    -  коэффициент внешней динамической нагрузки;

        - коэффициент, учитывающий неравномерность  распределения нагрузки по ширине венца;

 


      - коэффициент ширины шестерни относительно ее диаметра.

       - коэффициент, учитывающий форму зуба, причем расчет

                      производится для элемента пары шестерня-колесо, у которого

                     меньшая величина отношения

 

              Следовательно, в расчетах используем значения и  .

  Итак

Значение округляем до величины в соответствии с ГОСТ 9563 – 60:

 

 

Диаметры зубчатых колес:

 

             а) делительные диаметры:

 

              

               б) диаметры вершин зубьев:

 

 

             в) диаметры ножек зубьев:

 

                             

Межосевое расстояние:


Ширины венцов:

 

         а) зубчатого колеса  

            принимаем   

       б) шестерни                

 

Действительное передаточное отношение:

Уточним частоты вращения валов:

n2 = 2865/2,77 = 1034,3 об/мин

n3 = 1034,3/10 = 103,4 об/мин

 

Силы в зацеплении зубчатых колес:

 

Уточненный крутящий момент на шестерне:

 

Окружные силы:

 

Радиальные силы

 

 

Проверка расчетных  напряжений изгиба (стр. 47 [5]):

 

Окружная сила в зацеплении:

               

Окружная скорость колес:

               

  


  Степень точности:

                

т.к. передача общего применения, то степень точности примем 8 (средней точности).

 

    Коэффициент,  учитывающий динамическую нагрузку  в зацеплении

(табл. 4.2.8):

 

    Удельная расчетная  окружная сила при изгибе:

                                        

                

 

Расчетные напряжения изгиба зуба:

                                         

Проверка прочности  зубьев при перегрузках (стр. 47 [5]):

 

Максимальные напряжения изгиба:

где Tmax/Tном = 2 (табл. 16.7 [5])

 

Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении:

(табл. 4.2.8)

 

Коэффициент, учитывающий  неравномерность распределения  нагрузки по ширине венца (для контактной прочности):

 

Удельная расчетная  окружная сила:


 

Расчетные контактные напряжения:

где ZH = 1,77 – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;

        ZE = 275 МПа1/2 – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес.

 

Максимальные контактные напряжения:

 

Очевидно, расчетные напряжения меньше допускаемых.  

Прочность обеспечена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 


3. Расчет валов.

Расчет вала червячного колеса:

 

     Материал  вала – Ст 45( нормализованная). σВ = 610 МПа, σТ = 360МПа

 

  Предварительно определяем диаметр вала из условия на прочность при пониженных допускаемых напряжениях:

                                           

                                                           ,

где [τ] = 20…30 МПа

 

                                                       

Принимаем dк = 26 мм.

Расстояние  между серединами подшипников:

 

                                                 l’ = Lст2 + 2х + W',

где Lст2 – длина ступицы колеса, Lст2 ≈ (1,2 …1,8)d, где d – диаметр вала; х – зазор между зубчатым колесом и внутренними стенками корпуса редуктора,

 х = 8…15мм; ω –  ширина стенки корпуса в месте установки подшипников, ω = 22мм.

                                            

                                   l’ = 1,35·40+2·14+22= 104 мм

 

Опорные реакции  в вертикальной плоскости:

 

                                             ΣМс = REy · l – Ft2 · l/2  = 0

                         REy  =  (Ft2 · l/2)/l =  (3021,1 · 104/2) / 104 = 1510,55 Н 

                                             ΣМЕ  = – Rcy · l + Ft2 · l/2  = 0

                         Rcy =  (Ft2 · l/2)/l =  (3021,1 · 104/2) / 104 = 1510,55 Н 

Проверка:

                         ΣY = – Rcy – REy + Ft2  = – 1510,55 – 1510,55 + 3021,1 = 0


Изгибающий момент в  вертикальной плоскости:

 

                                   Мz1 = – Rcy · l/2  = – 113,25 · 103 Н·мм

                                   Мz2 = – RЕy · l/2  = – 113,25 · 103 Н·мм

 

 

                         

Опорные реакции  в горизонтальной плоскости:

 

                                ΣМc = Rcz · l – Fr2 · l/2 + Fa2 · d2cp/2 = 0

 

                                Rcz = (Fr2 · l/2 – Fa2 · d2cp/2) / l = –10,3 H

                              ΣМE = – Rcz · l + Fr2 · l/2 + Fa2 · d2cp/2 = 0

                                REz = (Fr2 · l/2 + Fa2 · d2cp/2) / l = 687,3 H

Проверка:

                         ΣZ = – Fr2 Rcz + REz = – 676,98 – 10,3 + 687,3 = 0


 

Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости:

 

                                     Мy1 = Rcz · l/2  = 0,77 · 103 Н·мм

                                  Мy1 = – REy · l/2  = – 51,55 · 103 Н·мм

 

Суммарный изгибающий момент в сечении под колесом:

 

                                      

М = 124,4 · 103 Н·мм

 

Определение диаметров  различных участков вала:

 

Ослабление вала шпоночной  канавкой необходимо компенсировать увеличением dк  на 5 – 10%. По ГОСТ 6636 – 69 dк = 28 мм.

Диаметры цапф под  подшипниками должны быть больше dк , и должны быть кратны 5. Принимаем dп = 35мм.

Диаметр вала под колесом  должен обеспечить свободный проход колеса до места его посадки (в  данном случае колесо будут насаживать справа). Принимаем d = 40 мм.

 

Диаметр буртика должен быть больше d = 40 мм на две высоты заплечиков 2h. По табл. 14.7 [4] принимаем h = 4 мм.

                                       dб = d + 2h = 40 + 8 = 48 мм.

 

Проверка вала на усталостную прочность (стр. 76 [5]):

 

Определяем пределы  выносливости при изгибе Ст – 45:

 

                                     σ-1 ≈ 0,43σв = 0,43 · 610 = 260 МПа,

 

при кручении:

 

                                      τ-1 ≈ 0,58σ-1 = 0,58 · 260 = 150 МПа.


Нормальные напряжения в сечении  под колесом для симметричного  цикла:

 

                                                 σа = М / W;  σm = 0,

где   W = πd3/32 – bt(d – t)2/2d = 3,14 · 423/32 – 12 · 5(42 – 5)/2 ·42 =  

= 6047,6 мм3 (табл. 6.7.3. [5]).

здесь b, h, t – размеры сечений шпоночных призм и пазов:

b – ширина канавки; b = 12 мм.

t – глубина канавки; t = 5 мм.

                                       σа = 124,4 · 103 / 6047,6 = 20,6 МПа

 

Касательные напряжения от нулевого цикла:

 

                                                       τа = Т / 2Wк

     Wк = πd3/16 – bt(d – t)2/2d = 3,14 · 423/16 – 12 · 5(42 – 5)/2 ·42 =

= 13317,47 мм3

                                    τа = 145,9 / (2 · 13317,47) = 5,47 МПа

τа = τm, так как передача нереверсивная.

 

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений для сечения со шпоночной канавкой для Ст – 45 с пределом прочности менее 700 МПа (по табл. 14.2 [4]:

kσ = 1,75; kτ = 1,5.

 

Масштабные факторы  при d = 40 мм:

 

εσ = 0,83; ετ = 0,72.

 

Для среднеуглеродистых сталей (по табл. 14.4 [4]):

 

ψσ = 0,2; ψτ = 0,1.

 

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

                                                 .

Коэффициент запаса прочности  по касательным напряжениям:

 

                                            .

Общий коэффициент запаса прочности:

 

                                                    ,


где [S] – расчетный коэффициент запаса прочности; [S] = 1,3 …1,5 – требуемый коэффициент запаса для обеспечения прочности; [S] = 2,5 …4 – требуемый коэффициент запаса для обеспечения жесткости.

                                            .

Прочность и жесткость  обеспечены.

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Расчет подшипников  качения.

4.1. Подбор подшипников для быстроходного вала.

 

dп = 30мм – диаметр посадочной поверхности червяка под подшипник, n = 1034 мин -1, срок службы редуктора Lh = 10500 часов.

Находим по табл. 7.10.6 [5] предварительно принимаемый конический роликовый подшипник легкой серии 2007206.

 

Обозначение

подшипника

d, мм

D, мм

B, мм

r, мм

r1, мм

C, кН

C0, кН

2007206

30

62

16

1,5

0,5

31,0

22,0

Информация о работе Расчет червячного редуктора