Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:25, курсовая работа
Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и её привода.
В качестве двигателя рекомендуется использовать двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязнённых условиях, в открытых помещениях и т.п. Двигатели серии 4А применяются для приводов механизмов, имеющих пос-тоянную или мало изменяющуюся нагрузку при длительном режиме работы и большую пусковую нагрузку, вследствие повышенной силы трения и больших инерционных масс, например конвейеров, шнеков, смесителей, грузоподъёмников и т.п.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Кинематические расчеты…………………………………………………. 5 – 8
2. Расчет передач:
– расчет червячного редуктора………………………………………….. 9 – 13
– расчет открытой зубчатой цилиндрической передачи……………….14 - 19
3. Расчет и проверка валов………………………………………………….20– 24
4. Расчет и подбор подшипников………………………………………….25 – 26
5. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений…………..… 27 – 30
6. Выбор способа смазывания передач и подшипниковых узлов,
назначение смазочного материала и уплотнительных устройств…………31
7. Выбор и расчет фундаментной плиты……………………………………… 32
8. Конструкция и расчет фундаментных болтов……………………………… 33
Список используемой литературы……………………………………..…...… 34
Шестерня:
Сталь 45 с закалкой ТВЧ.
Сердцевина 240-285HB.
Поверхность 42-50 HRC.
σв=850 МПа, σт=580 МПа.
Зубчатое колесо:
Сталь 35 с нормализацией.
Сердцевина 187HB.
σв=550 МПа, σт=315 МПа.
Допускаемые изгибные напряжения (стр. 42 [5]):
Базовое число циклов напряжений: циклов.
Эквивалентное число циклов перемены напряжений при расчете зубьев на выносливость при изгибе:
где продолжительность работы передачи (дано по условию).
с=1,2,3,… - число колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым (с=1)
- частота вращения шестерни и колеса соответственно;
где n2 = n1/Uперед = 2865/2,8 = 1023,2 мин-1
Коэффициент долговечности:
При , примем .
Предел выносливости зубьев при изгибе, МПа (табл. 4.14 [5]):
для шестерни
для колеса
Допускаемые изгибные напряжения, МПа:
где – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:
при одностороннем приложении нагрузки :
Допускаемые напряжения при действии максимальной нагрузки:
Контактные:
Изгибные:
Расчет основных параметров передачи (стр.47 [5]):
Расчетный модуль зацепления:
где
, примем
- коэффициент внешней динамической нагрузки;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
- коэффициент ширины шестерни относительно ее диаметра.
- коэффициент, учитывающий форму зуба, причем расчет
производится для элемента пары шестерня-колесо, у которого
меньшая величина отношения
Следовательно, в расчетах используем значения и .
Итак
Значение округляем до величины в соответствии с ГОСТ 9563 – 60:
Диаметры зубчатых колес:
а) делительные диаметры:
б) диаметры вершин зубьев:
в) диаметры ножек зубьев:
Межосевое расстояние:
Ширины венцов:
а) зубчатого колеса
принимаем
б) шестерни
Действительное передаточное отношение:
Уточним частоты вращения валов:
n2 = 2865/2,77 = 1034,3 об/мин
n3 = 1034,3/10 = 103,4 об/мин
Силы в зацеплении зубчатых колес:
Уточненный крутящий момент на шестерне:
Окружные силы:
Радиальные силы
Проверка расчетных напряжений изгиба (стр. 47 [5]):
Окружная сила в зацеплении:
Окружная скорость колес:
Степень точности:
т.к. передача общего применения, то степень точности примем 8 (средней точности).
Коэффициент,
учитывающий динамическую
(табл. 4.2.8):
Удельная расчетная окружная сила при изгибе:
Расчетные напряжения изгиба зуба:
Проверка прочности зубьев при перегрузках (стр. 47 [5]):
Максимальные напряжения изгиба:
где Tmax/Tном = 2 (табл. 16.7 [5])
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении:
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (для контактной прочности):
Удельная расчетная окружная сила:
Расчетные контактные напряжения:
где ZH = 1,77 – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
ZE = 275 МПа1/2 – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес.
Максимальные контактные напряжения:
Очевидно, расчетные напряжения меньше допускаемых.
Прочность обеспечена.
3. Расчет валов.
Расчет вала червячного колеса:
Материал вала – Ст 45( нормализованная). σВ = 610 МПа, σТ = 360МПа
Предварительно определяем диаметр вала из условия на прочность при пониженных допускаемых напряжениях:
где [τ] = 20…30 МПа
Принимаем dк = 26 мм.
Расстояние между серединами подшипников:
l’ = Lст2 + 2х + W',
где Lст2 – длина ступицы колеса, Lст2 ≈ (1,2 …1,8)d, где d – диаметр вала; х – зазор между зубчатым колесом и внутренними стенками корпуса редуктора,
х = 8…15мм; ω – ширина стенки корпуса в месте установки подшипников, ω = 22мм.
Опорные реакции в вертикальной плоскости:
REy = (Ft2 · l/2)/l = (3021,1 · 104/2) / 104 = 1510,55 Н
Rcy = (Ft2 · l/2)/l = (3021,1 · 104/2) / 104 = 1510,55 Н
Проверка:
ΣY = – Rcy – REy + Ft2 = – 1510,55 – 1510,55 + 3021,1 = 0
Изгибающий момент в вертикальной плоскости:
Опорные реакции в горизонтальной плоскости:
ΣМE = – Rcz · l + Fr2 · l/2 + Fa2 · d2cp/2 = 0
Проверка:
ΣZ = – Fr2 – Rcz + REz = – 676,98 – 10,3 + 687,3 = 0
Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости:
Суммарный изгибающий момент в сечении под колесом:
М = 124,4 · 103 Н·мм
Определение диаметров различных участков вала:
Ослабление вала шпоночной канавкой необходимо компенсировать увеличением dк на 5 – 10%. По ГОСТ 6636 – 69 dк = 28 мм.
Диаметры цапф под подшипниками должны быть больше dк , и должны быть кратны 5. Принимаем dп = 35мм.
Диаметр вала под колесом должен обеспечить свободный проход колеса до места его посадки (в данном случае колесо будут насаживать справа). Принимаем d = 40 мм.
Диаметр буртика должен быть больше d = 40 мм на две высоты заплечиков 2h. По табл. 14.7 [4] принимаем h = 4 мм.
Проверка вала на усталостную прочность (стр. 76 [5]):
Определяем пределы выносливости при изгибе Ст – 45:
при кручении:
Нормальные напряжения в сечении под колесом для симметричного цикла:
где W = πd3/32 – bt(d – t)2/2d = 3,14 · 423/32 – 12 · 5(42 – 5)/2 ·42 =
= 6047,6 мм3 (табл. 6.7.3. [5]).
здесь b, h, t – размеры сечений шпоночных призм и пазов:
b – ширина канавки; b = 12 мм.
t – глубина канавки; t = 5 мм.
Касательные напряжения от нулевого цикла:
Wк = πd3/16 – bt(d – t)2/2d = 3,14 · 423/16 – 12 · 5(42 – 5)/2 ·42 =
= 13317,47 мм3
τа = τm, так как передача нереверсивная.
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений для сечения со шпоночной канавкой для Ст – 45 с пределом прочности менее 700 МПа (по табл. 14.2 [4]:
kσ = 1,75; kτ = 1,5.
Масштабные факторы при d = 40 мм:
εσ = 0,83; ετ = 0,72.
Для среднеуглеродистых сталей (по табл. 14.4 [4]):
ψσ = 0,2; ψτ = 0,1.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Общий коэффициент запаса прочности:
где [S] – расчетный коэффициент запаса прочности; [S] = 1,3 …1,5 – требуемый коэффициент запаса для обеспечения прочности; [S] = 2,5 …4 – требуемый коэффициент запаса для обеспечения жесткости.
Прочность и жесткость обеспечены.
4. Расчет подшипников качения.
4.1. Подбор подшипников для быстроходного вала.
dп = 30мм – диаметр посадочной поверхности червяка под подшипник, n = 1034 мин -1, срок службы редуктора Lh = 10500 часов.
Находим по табл. 7.10.6 [5] предварительно принимаемый конический роликовый подшипник легкой серии 2007206.
Обозначение подшипника |
d, мм |
D, мм |
B, мм |
r, мм |
r1, мм |
C, кН |
C0, кН |
2007206 |
30 |
62 |
16 |
1,5 |
0,5 |
31,0 |
22,0 |