Расчет червячного редуктора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и её привода.
В качестве двигателя рекомендуется использовать двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязнённых условиях, в открытых помещениях и т.п. Двигатели серии 4А применяются для приводов механизмов, имеющих пос-тоянную или мало изменяющуюся нагрузку при длительном режиме работы и большую пусковую нагрузку, вследствие повышенной силы трения и больших инерционных масс, например конвейеров, шнеков, смесителей, грузоподъёмников и т.п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Кинематические расчеты…………………………………………………. 5 – 8
2. Расчет передач:
– расчет червячного редуктора………………………………………….. 9 – 13
– расчет открытой зубчатой цилиндрической передачи……………….14 - 19
3. Расчет и проверка валов………………………………………………….20– 24
4. Расчет и подбор подшипников………………………………………….25 – 26
5. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений…………..… 27 – 30
6. Выбор способа смазывания передач и подшипниковых узлов,
назначение смазочного материала и уплотнительных устройств…………31
7. Выбор и расчет фундаментной плиты……………………………………… 32
8. Конструкция и расчет фундаментных болтов……………………………… 33
Список используемой литературы……………………………………..…...… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Расчет червячного редуктора.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Кинематические расчеты…………………………………………………. 5 – 8

2. Расчет передач:

    – расчет  червячного редуктора………………………………………….. 9 – 13

    – расчет открытой зубчатой цилиндрической передачи……………….14 - 19

3. Расчет и проверка валов………………………………………………….20– 24

4. Расчет и подбор подшипников………………………………………….25 – 26

5. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений…………..… 27 – 30

6. Выбор способа смазывания передач и подшипниковых узлов,

    назначение  смазочного материала  и уплотнительных устройств…………31

7. Выбор и расчет фундаментной плиты……………………………………… 32

8. Конструкция и расчет фундаментных болтов……………………………… 33

 Список используемой  литературы……………………………………..…...… 34

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                  1. Кинематические расчеты.

Составление кинематической схемы, определение потребной мощности электродвигателя и его выбор:

 

   Двигатель является  одним из основных элементов  машинного агрегата. От типа двигателя,  его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и её привода.

   Потребная мощность электродвигателя  определяется по формуле:

                              

                                               ,

где Nвых ─ мощность на ведомом рабочем валу (задана); ŋ ─ общий коэффициент полезного действия (КПД) привода.              

  Руководствуясь кинематической  схемой, выписываем элементы, в которых происходит потеря мощности. Тогда


                                           ŋ = ŋ ред. · ŋ перед. · ŋ 2пп ,

где ŋ ред ─ КПД редуктора; ŋ перед ─ КПД передачи; ŋ пп ─ КПД подшипниковых пар (степень ─ количество подшипниковых пар).

                                     ŋ = 0,8 · 0,93 · 0,992 = 0,72

                                         Nдвиг = 0,95/0,72=1,53 кВт

 


   В качестве двигателя рекомендуется использовать двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в  загрязнённых условиях, в открытых помещениях и т.п.

    Двигатели  серии 4А применяются для приводов  механизмов, имеющих пос-тоянную  или мало изменяющуюся нагрузку при длительном режиме работы и большую пусковую нагрузку, вследствие повышенной силы трения и больших инерционных масс, например конвейеров, шнеков, смесителей, грузоподъёмников и т.п.

    Исходя из найденной  мощности двигателя, по таблице 2.4, [1(1)] выбираем двигатели серии 4А с требуемой мощностью:    

                                          4А80В2У3 ─ 3000 мин -1       

                                          4АХ90L4У3 ─ 1500 мин -1

                                          4А100L6У3 ─ 1000 мин -1

 

Определяем  общее действительное передаточное отношение привода в зависимости от частот вращения подобранных двигателей:

                                                  

                                  

 

      Из таблицы мы  выбрали двигатели с синхронными  частотами вращения.

                                     ,                                                                                      где S ─ коэффициент скольжения (S = 0.04−0.06).

    

 

Тогда  

                                 

                                

                                 ,          

а общее действительное передаточное отношение привода  с разными двигателями

U(общ1) =  2850/100 = 28,5

 

U(общ2) = 1425/100 = 14,25

 

U(общ3) = 950/100 = 9,5


      Разбиваем общие передаточные отношения по ступеням. Наибольшую часть общего передаточного отношения распределяем на тихоходную ступень (в данном случае – редуктор), а остальное – на быстроходную (в данном случае – открытую зубчатую цилиндрическую передачу).

                                                                    

     По таблице  подбираем необходимые значения передаточных отношений

так, чтоб выполнялись вышеуказанные требования.

     Таким образом, получили

Uред = 10

 Uпеед = 2,8

 

    Определяем фактическое передаточное отношение привода. Оно не должно отличаться от заданного на ±5%.

                                                   Uf = 10∙2,8 = 28

(Uобщ - Uf)/ Uобщ = (28,5 – 28)/28,5 = 0.017<0,05

    Значит, подходит  двигатель  4А80В2У3 – 3000 мин -1.

    Действительная частота  вращения вала электродвигателя  nэд = 2865 об/мин ([5], табл.16.7.1).


    

Основные размеры  и масса электродвигателя основного  исполнения:

 

 

 

                                      

   Тип

 

 Число полюсов

 

Габаритные размеры,        мм

Установочно – присоединительные                  размеры, мм

Масса, кг

  l30

  h31

  d30

l1

l10

l31

d1

d10

b10

h

 

  20,4

4А80В

  2,4,6,8

 320

  218

  186

50

100

50

22

10

125

80


 

     

     

 

 

Определение мощностей  и передаваемых крутящих моментов на валах:

      

                                               N1 = Nдв = 2,2 кВт

                              N2 = N1 ∙ŋперед· ŋ пп = 2,2 · 0,93 ∙0,99 = 2 кВт

                              N3 = N2 · ŋ ред · ŋ пп = 2 · 0,8 · 0,99 = 1,57 кВт

 

                     Т1 = 9,55∙106 ∙ (N1/n1) = 9,55∙106 ∙ (2,2/2865) = 7,33 Н∙м

                      Т2 = 9,55∙106 ∙ (N2/n2) = 9,55∙106 ∙ (2/1034) = 18,47 Н·м

                      Т3 = 9,55∙106 ∙ (N3/n3) = 9,55∙106 ∙ (1,58/103,4) = 145,9 Н·м


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.  Расчет передач.

2.1. Расчет червячного  редуктора.

          

   По величине передаточного отношения редуктора и передаваемой им мощности подбираем типовой   редуктор: РЧУ – 80 ( aw = 80 мм, z1 = 4). Основные параметры и габаритные размеры см. Приложение.

   Принимаем коэффициент диаметра червяка q = 12, модуль m = 3 мм, ширина венца червячного колеса b = 26 мм, делительный угол подъема

 γ = 18°26'06'' (табл. 252 с 259 [2]).

 

Расчет геометрических и кинематических параметров червячной  передачи (табл. 1.3 [1(2)]):

 

Число зубьев червячного колеса

z2 = z1 · Uред =  4 · 10 = 40

Коэффициент смещения червяка

x = aw /m ─ 0.5(q + z2) = 80/3 – 0,5(40+12) = 0,66

Основной угол подъема

γb = arcos(cos20°∙cosγ) = arcos(cos20°∙cos18°26'06'' ) = 26°33'21''

Делительный диаметр  червяка

d1 = m∙q = 3∙12 = 36 мм

Делительный диаметр  колеса

d2 = m∙z2 = 3∙40 = 120 мм

Диаметр вершин витков червяка

da1 = d1 + 2 ha*m = 36 + 2∙1∙3 = 42 мм

Диаметр вершин зубьев червячного колеса

da2= d2+ 2(ha* + х)m = 120+2∙(1+0,66) ∙3 = 130 мм

Наибольший диаметр  червячного колеса

d≤ da2 + 6m /(z1 + 2)= 130 + 6∙3/(4+2)=133 мм

Основной диаметр червяка

db1 = mz1/tgγb = 3∙4/tg26°33'21'' = 24 мм

Начальный диаметр червяка

dw1 = (q+2x)m = (12+2∙0,66) ∙3 = 40 мм

Начальный угол подъема

γw = arctg(mz1/ dw1) = 16°42'

Длина нарезанной части  червяка

b1 ≥ (13+0,1z2)m + 25 =(13+0,1∙40)∙3+25 = 76 мм

Высота головки витка  червяка

ha1 = ha1*m = 1∙3 = 3 мм

Высота витка червяка

h1 = h*m = (2 + 0.2cosγ)m = 6,57 мм

 

 

 

Радиус кривизны переходной кривой червяка (колеса)

ρf1 = 0,3m = 0,9 мм

 

Радиус кривизны линии  притупления витка 

ρк1 = 0,1m = 0,3 мм

Расчетный шаг червяка

p1 = πm = 9,42 мм

Ход витка

pz1 = p1 z1 = 37,68 мм

Делительная толщина по хорде витка червяка

sa1 = 1,57m∙cosγ = 4,47 мм

Высота до хорды витка

= 3 мм

Условный угол обхвата

= 39°56'

Окружная скорость червяка

υ1 = πdw1n1/(60000) = 2,09 м/с

Окружная скорость колеса

υ2 = πd2 n2/(60000) =0,628 м/с

Скорость скольжения витков червяка по зубьям колеса

υs = υ1/cos γw = 2,182 м/с


 Материал колеса – Бр ОФ 10-1 (σb = 300 МПа, σT = 200 МПа, [σH] ≈ 260 МПа,

F] = 50 МПа).

Червяк – сталь 40Х  ГОСТ 4543-71, твердость HRC 45…50  (σB = 1000МПа,

 σT = 850 МПа, [σF1] = 80 МПа), шлифованный.

 

Проверочный расчет на прочность и определение усилий в передаче (стр. 243-245 [3]):

 

Величина контактных напряжений определяется по формуле:

 

 

где  Кн = 1,25 - коэффициент динамической нагрузки, Т2 -момент на выходном

валу редуктора, [σH] ≈ 260 МПа.


< 260 МПа

 

Напряжения  изгиба  в зубьях колеса:

 

 ≤ [σF]

 

где YF = 1,48 по табл. 10.8 для zυ = z2/cos3γ ≈45

      Ft2 = 2T2/mz2 = 2.43 кН

 

< 50 МПа

 

Усилия, действующие  в зацеплении:

 

окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке:

 

Ft2 = Fa1 = 2T3/mz2 = 2∙145,9/3∙40 = 2,43 кН

 

радиальная сила, раздвигающая червяк и колесо:

 

Fr = Ft2tgα = 2,43∙tg20° = 0,88 кН

 

осевая сила на колесе, равная окружной на червяке:

 

Fa2 = Ft1 = Ft2 tg(γ+ρ) = 2,43∙ tg(18°26'06''+2°) = 0,9 кН

 

где ρ – угол трения, табл. 10.5.

 

Проверка тела червяка на прочность:

,

где = =

= = 7,16∙104 Н∙м,

где l – расстояние между опорами червяка, l = 166 мм

МПа < 80 МПа

 

Проверка тела червяка на жесткость:

 

≤[f]=0,01m,

 

где ,

<0,03 мм

 

Жесткость и термообработка червяка:

 

Степень точности передачи: выбираем по табл. 12.8 [4] в зависимости  от υs.

Степень точности = 7


Обработка и термообработка: червяк закален, шлифован и полирован. Колесо  нарезается шлифовальными червячными фрезами. Обкатка под нагрузкой. Применение: передача с повышенными скоростями и малым шумом, с повышенными требованиями к габаритам.  

 

Тепловой расчёт передачи:

                                                 ,

 где to – температура окружающего воздуха (20оС), КТ – коэффициент теплоотдачи, равный 16 Вт/(м ·с), ψ – коэффициент, учитывающий теплоотвод в фундаментную плиту или раму машины и доходящий до 0,3 при прилегании корпуса передачи по большой поверхности, А ≈ 20aw1,7 – поверхность теплоотдачи корпуса передачи, в которую включается 50% поверхности ребер, Р1 – передающая мощность.

                                               tм  ≤ [tм max] , [tм max] = 70°С

При использовании водяного охлаждения от змеевика можно добиться того, что передача не будет перегреваться. При использовании водяного охлаждения

КТ = 116…210.

Принимаем КТ = 120.

 

≤ [tм max]

 


Смазка передачи:

    Выбираем по табл. 4.2.25 [5] вязкость масла: Е50о = 36, Е100о = 4,5.

Способ смазки – погружение в масляную ванну.

                   

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 


2.2. Расчет открытой цилиндрической передачи.

 

Материалы, термообработка и допускаемые напряжения:

 

Материал передачи выбираем следующий:

Информация о работе Расчет червячного редуктора