География железнодорожного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение стр.
Роль железнодорожного транспорта в России стр.
Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте стр.
География железнодорожных магистралей России. Их характеристика. стр.
Структура основных грузопотоков. стр.
Современные проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта. стр.
Заключение стр.
Приложение стр.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc.docx

— 50.66 Кб (Скачать файл)

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный  и внутренний водный транспорт, а  в перевозке пассажиров - железнодорожный  и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность  использования того или иного  вида транспорта необходимо рассматривать  в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия  необходимого участка пути и т.п.

Уровень развития транспортной системы экономических  районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей  длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности  транспортных потоков также имеют  существенные различия и зависят  от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и тд. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское  направление "восток-запад"  и обратно, оно включает железнодорожные,  трубопроводные пути и водные  с использованием рек Камы  и Волги.

2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское  магистральное направление "север-юг" по реке Волга, железнодорожным  и трубопроводным путям, связывающее  Поволжье и Кавказ с Центром,  Севером европейской части страны  и с Уралом.

По  этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно  взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный  виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с  сухопутными.

Помимо  основных магистральных направлений  имеется густая транспортная сеть внутрирайонного  и местного значений. Сочетаясь между  собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных  ее районов транспортная система  нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Железнодорожный транспорт  занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (35%) и в пассажирообороте (35%). Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание огромную территорию России, можно ожидать, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

 

 

Характеристика  размещения железнодорожного транспорта.

Хозяйственный профиль района, его специализация, степень взаимосвязанности производств обычно очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной работы. На характер транспорта в районе влияют и другие факторы, например, природные условия территории, достигнутый районом уровень хозяйственного развития. Однако влияние экономико-географических условий оказывается для транспорта решающим.

Таблица 4.

Плотность железнодорожных  путей на 1997 год, км на 10000 км2.

 

Район

Плотность

РФ

50

Северный район

49

Северо-Западный район

257

Центральный район

268

Волго-Вятский район

132

Центрально-Черноземный район

166

Поволжский район

159

Северо-Кавказский район

180

Уральский район

141

Западно-Сибирский район

36

Восточно-Сибирский

21

Дальневосточный

13


 

Как видно из таблицы 4 , обеспеченность экономических районов России железными  дорогами неодинакова. Наибольшая плотность  железнодорожной сети в Центральном  районе  (268 км на км2). Наблюдается закономерность: чем дальше на восток, тем меньше обеспеченность регионов железными дорогами. Наименьшая плотность железнодорожной сети  на Дальнем Востоке (13). В целом по России плотность железных дорог составила 50 км на км2. Очевидно, что требуется дальнейшее развитие сети железных дорог в восточной части страны.

 В Северном районе  железные дороги составляют основу  транспортной сети, они обеспечивают  как регулярную внутреннюю связь,  так и связь с другими районами  страны. В вывозе преобладают  лесные грузы, направляемые на  юг и запад европейской территории, апатиты, продукция черной и  цветной металлургии; во ввозе  – уголь нефтепродукты. Наиболее  крупные грузопотоки связаны  с лесопромышленным освоением  района. Для печорского направления  характерен большой грузопоток  воркутинского каменного угля. Уголь  идет на Череповецкий металлургический  комбинат, в Санкт-Петербург, Архангельск  и другие промышленные центры.

Транспортная сеть Северо-Западного  района имеет ярко выраженную радиальную структуру: почти все основные железные и автомобильные дороги расходятся лучами из центра – Санкт-Петербурга. Отсюда веером расходятся несколько  магистральных направлений: Санкт-Петербург  – Москва, Санкт-Петербург – Новгород, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург  – Таллинн, Санкт-Петербург –  Выборг. Октябрьская дорога обслуживает  важные экономические связи страны. Она обеспечивает внешнеторговые перевозки  грузов многих районов через Санкт – Петербургский и Мурманский морские порты. Наиболее грузонапряженные участки дороги обслуживаются электрической тягой.

По объему перевозок грузов Центральный район является одним  из крупнейших в стране. Это объясняется  огромным масштабом потребления  в районе завозимого сырья, топлива, строительных материалов и разработкой  местных сырьевых ресурсов высокой  грузоемкости. Для нужд электроэнергетики, промышленности, строительства поступают из других районов уголь, нефть и природный газ, металл, лес и т.д. Велика также транзитная роль района. Центральный район обслуживается сложной и разветвленной транспортной системой, представленной всеми видами транспорта. Ядром этой системы является Московский транспортный узел. В узле 11 радиально расходящихся электрифицированных железных дорог, которым принадлежит ведущее место. Ведущее место среди железных дорог Центра занимает Московская железная дорога, на долю которой приходится больше половины общей протяженности сети центра. Дорога обслуживает большие транзитные потоки грузов. В северные районы направляются транзитом хлебные грузы и уголь, в южные – машины и лес. Московская дорога занимает первое место среди железных дорог страны по объему выполняемых пассажирских перевозок. Высокий удельный вес городского населения, наличие многочисленных поселков-спутников, большое количество дачных участков вызывают массовые пассажиропотоки на пригородных направлениях.

Основную часть территории Волго-Вятского района, а также часть  Центрального, Уральского и Поволжского  экономических районов обслуживает  Горьковская железная дорога. Она  вытянута в основном с запада на восток и состоит из двух широтных магистралей: северной  и южной. Эти  линии связывают Центр с Уралом, электрифицированы, двухпутные. По ним выполняется основной объем транспортной работы дороги. Протяженность электрифицированных участков составляет 32,5% ее длины. Горьковская дорога обеспечивает транзитные потоки между восточными и западными районами страны, в составе которых преобладают топливно-сырьевые грузы, лес, металл, хлеб, машины, стройматериалы. Дорога выполняет большой объем транзитных перевозок (около 50%). Основными грузами вывоза являются лесные, нефтепродукты, машины, цемент, нерудные стройматериалы, бумага. Грузами ввоза на дорогу является каменный уголь, нефтепродукты, черные металлы, стройматериалы.

В транспортной системе Центрально-Черноземного района Юго-Восточная железная дорога занимает ведущее положение. На ее долю приходится 70% общей эксплуатационной сети района. Дорога обслуживает Тамбовскую, Липецкую, Воронежскую, Белгородскую области. Географическое положение Юго-Восточной  дороги в общей транспортной системе  европейской части страны как  кратчайшего пути из Севера и Центра на Юг обусловило преимущественно транзитный характер работы дороги. Основные транзитные грузы – уголь, руда, лес, металлы.

Несмотря на высокую роль трубопроводного и речного транспорта в Поволжье основную работу по транспортному  обслуживанию региона выполняют  железные дороги. На их долю приходится больше половины грузооборота района. Поволжский район обслуживают главным  образом Куйбышевская, Приволжская  железные дороги и частично Горьковская и Северокавказская  дороги. В целом транспортный баланс района пассивный ввоз грузов в 2 раз выше вывоза. Ввоз грузов осуществляется в основном с востока, а вывоз – в западном направлении. В структуре вывоза первое место занимают нефтегрузы, лесные грузы, химическая продукция, стройматериалы, машины, соль. Во ввозе преобладают уголь, металл, лес. Электрифицированные железнодорожные линии узла используются для пассажирских перевозок. В отправлении грузов преобладают нефтегрузы, цемент, шифер, зерно, а также прибывающие по Волге уголь, лес, серный колчедан, металл.

Экономический район тяготения  Северо-Кавказской железной дороги полностью совпадает с Северо-Кавказским районом. Около 48% протяженности дороги электрифицировано. По характеру работы дорога – вывозящая при значительных размерах местного сообщения и транзита. Основными грузами вывоза являются нефть, уголь, минеральные строительные материалы. Во ввозе преобладают лес, черные металлы, нефтепродукты. Основной магистралью Северо-Кавказской железной дороги является электрифицированная линия Ростов-на-Дону – Минеральные Воды – Гудермес – Махачкала, пересекающая район с северо-запада на юго-восток.

Железнодорожная сеть Урала  включает Южно-Уральскую и частично Куйбышевскую и Горьковскую дороги. Крупнейшими отправителями металлических изделий являются Челябинск, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Курган. Большие объемы отправления минерально-строительных грузов имеют Челябинский узел, станции Магнитогорск, Новотроицк. Основными центрами прибытия угля и кокса служат центры черной и цветной металлургии и электроэнергетики: Магнитогорск, Челябинск, Южноуральск, Орск. В металлургические центры прибывают крупные партии руды. Из других грузов во ввозе превалируют строительные материалы и зерно. Более 60% протяженности участков электрифицированы. Большой удельный вес в работе дороги имеют транзитные перевозки каменного угля из Кузбасса на запад и леса из Восточной Сибири, идущего в европейскую часть страны.

В вывозе Западно-Сибирской дороги преобладают зерновые и нефтяные грузы. Последние отправляются с одного из крупнейших в стране Омского нефтеперерабатывающего завода и со станций, где железная дорога взаимодействует с нефтепроводами. Наиболее крупными транспортными узлами Западно-Сибирской железной дороги являются Новосибирск, Омск, Барнаул. Более 90% объема погрузки на дороге приходится на уголь, руду, черные металлы, стройматериалы. Во ввозе основное место занимают руды, лес, нефть. В восточную часть района завозятся энергетические угли из Канско-Ачинского бассейна. Во внутрирайонных перевозках преобладают уголь, руда, минеральные строительные материалы, лес.

Красноярская железная дорога расположена на юго-западе Восточно-Сибирского экономического района, почти целиком в пределах Красноярского края, являющегося одной из наиболее важных частей Восточной Сибири. Главной линией Красноярской дороги является участок Транссибирской магистрали Богомол – Красноярск – Тайшет, электрифицированный на всей протяженности. К Транссибирской магистрали примыкает электрифицированная Южно-Сибирская Магистраль. Во ввозе главное место принадлежит нефтепродуктам, черным металлам и стройматериалам.  В вывозе – уголь, лес, стройматериалы, руды черных и цветных металлов. Свыше 80% протяженности дороги электрифицировано. Среди вывозимых по дороге грузов преобладают лес, уголь, железная руда и зерно. Ввозятся главным образом нефтяные продукты, черные металлы, минеральные строительные материалы. Забайкальская железная дорога расположена на юго-востоке Восточно-Сибирского и юго-западе Дальневосточного района и обслуживает Читинскую и Амурскую области. В вывозе преобладают уголь, концентраты цветных металлов, ввозятся каменный уголь, нефтепродукты.

Дальневосточная железная дорога граничит на западе с Забайкальской  дорогой, на севере с Байкало-Амурской, а на юге – с железнодорожной  сетью Китая. Эта магистраль связывает  Дальний Восток с другими районами страны. В ее полосе сосредоточена  основная часть населения, промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока. В перевозках Дальневосточной дороги половину составляют внутрирайонные, на транзит приходится всего около 5% перевозок. Во ввозе дороги значительный удельный вес составляют нефть, нефтепродукты, уголь, соль и т.д. В вывозе большое место занимают рыба, рыбные консервы, крабы.

Информация о работе География железнодорожного транспорта России