География железнодорожного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение стр.
Роль железнодорожного транспорта в России стр.
Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте стр.
География железнодорожных магистралей России. Их характеристика. стр.
Структура основных грузопотоков. стр.
Современные проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта. стр.
Заключение стр.
Приложение стр.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc.docx

— 50.66 Кб (Скачать файл)

 

4. Современные ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Одна  из острых проблем в отрасли –  бартер. Железнодорожный транспорт  более чем кто-либо, получает вместо денег за услуги разнообразные товарные ценности. При этом не хватает средств  на уплату налогов, на инвестирование производства и на расчеты с поставщиками. Железнодорожный транспорт имеет  сложную систему перекрестного  финансирования пассажирских перевозок  за счет грузовых (пассажирские перевозки убыточны), одних грузов за счет других. Это подрывает экономику отрасли. Многие проблемы связаны с распадом СССР и разрывом транспортно-экономических связей. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток - запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Актуальна и проблема нерациональных перевозок на железнодорожном транспорте, она тесно связана с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Отрасль функционирует как единое предприятие, так единый органичный, непрерывный  во времени и пространстве, производственно-технологический  комплекс и является, безусловно, естественным монополистом. Она имеет общие  для всех пути, парк грузовых вагонов  и контейнеров, сооружения электроэнергетического хозяйства и многое другое. Все  подразделения взаимодействуют  на базе общей технологии. Железнодорожный  транспорт имеет сложную структуру  управления, главным координирующим центром которой до 2004 года являлось Министерство путей сообщения РФ (МПС РФ), выполнявшее как государственные, так и хозяйственные функции. В последующем указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» МПС России упразднено. Функции  упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в  сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Часть функций управления переданы в ОАО «Российские железные дороги».

Необходимость подъема экономики страны обусловила конкретное реформирование системы  железнодорожного транспорта. Приоритетными  направлениями развития транспортного  комплекса (в том числе и железнодорожного транспорта) являются:

1) техническое  перевооружение транспортного комплекса  и развитие производственно-технической  базы, обеспечивающей выполнение  широкого набора транспортных  услуг при наличии определенного  избытка производственных возможностей. Развитие производственной инфраструктуры. Качественное изменение состояния  внутренних путей сообщения;

2) формирование  структур и методов управления  транспортного комплекса, соответствующих  рыночным условиям, и обеспечение  экономически эффективной государственной  поддержки наиболее социально  значимых видов транспортной  деятельности. Обеспечение контроля  над естественными монополиями.  Выполнение всеми предприятиями  правил обслуживания, норм безопасности, экологических стандартов;

3) создание  финансово-экономической инфраструктуры, обеспечивающей стабильное финансирование  и развитие предприятий транспортного  комплекса, широкое экономическое  взаимодействие транспорта с  обслуживающими отраслями и отраслями,  производящими транспортные средства, оборудование, ведущими транспортное  строительство;

4) формирование  гибких тарифных систем, взаимно  стимулирующих развитие промышленности, торговли и транспорта. Создание  гибкой системы налогового регулирования  транспортной деятельности, позволяющей  развивать транспортный комплекс.

 

1 Экономическая и социальная география России. / Учебник под ред. Хрущева В.П. - М.: 1997 г. Стр. 117.


Информация о работе География железнодорожного транспорта России