Анализ размещения транспортной системы России и основных направлений её развития на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности транспортной системы России, выявление потенциальных возможностей и перспектив. Основные задачи работы:
1.Определить значение транспорта для хозяйства страны.
2. Рассмотреть структуру транспортного комплекса.
3. Определить развитие и размещение транспортного комплекса РФ
4. Проанализировать экономическую оценку деятельности транспортного комплекса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава Ι. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса……………………………………………………….4
1.1.Значение транспортного комплекса в ЕНХК…………………………...4
1.2.Структура транспортного комплекса……………………………………6
1.3.Основные направления развития транспортной системы РФ………..9
Глава ΙΙ. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ…………….12
2.1.Размещение транспорта по экономическим районам……………….12
2.2.Развитие и размещение различных видов транспорта………………15
2.3.Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса……26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 93.45 Кб (Скачать файл)

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и  Быково) приходится 30% (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным  транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) —  второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные  Воды, Сочи — в европейской части  страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) — в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск —  в Восточной Сибири, Хабаровск  и Владивосток — на Дальнем Востоке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Экономическая  оценка деятельности транспортного  комплекса

Пассажирские перевозки  — один из основных видов транспортной деятельности. Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту.

Как видно из диаграммы.2 первое место по пассажирообороту в 1998 году занимал автомобильный транспорт, его доля составляла 45 %, однако, если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то первенство принадлежит железнодорожному транспорту, доля которого равна 40,2 %.

Важное место в пассажирских перевозках занимает воздушный транспорт. Его доля в общем пассажирообороте составляет 14,6 %. Однако в последние  годы число пассажиров, перевезённых воздушным транспортом, снизилось  почти в 3 раза из-за значительного  повышения стоимости проезда  и снижения платежеспособности населения. На снижение пассажирооборота сказалось  дробление «Аэрофлота» на мелкие авиакомпании, что привело к ухудшению  безопасности полётов и качества обслуживания пассажиров.

На пассажирские перевозки  речным и морским транспортом  приходится всего 0,2 %. Сегодня суда морского флота в большей мере используются для туристических  целей, речные суда — для перевозки  пассажиров на внутренних магистралях  в Поволжском, Северо-Западном и  других районах страны. За последнее  время объём перевозок пассажиров водным транспортом снизился в 3 раза.

На рынке транспортных услуг получают развитие отдельные  виды пассажирских перевозок: международные  воздушные, местные и пригородные  автобусные, багажные и грузобагажные  железнодорожные. Тарифная политика, прежде всего на воздушном транспорте становится более гибкой, усиливается конкуренция между отдельными видами транспорта и пассажирскими компаниями.

Всего же в 1998 г. пассажирооборот  составил 481,2 млрд. пассажиро-километров, что на 30,3 млрд. пассажиро-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Из таблицы 2.3 видно, что за период с 1990 по 1998 год пассажирооборот постоянно сокращался, и с 1990 по 1998 год сокращение составило 309,8 млрд. пассажиро-километров (791,0 и 481,2 млрд. пассажиро-километров соответственно). Статистические данные ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система Российской Федерации охвачена кризисом.

В последние годы имеет  место тенденция к падению  пассажирооборота на всех видах транспорта. Так, за период с 1993 по 1997 г. пассажирооборот  на всех видах транспорта сократился на 27 %, в частности на железнодорожном  на 37,4 %, автомобильном на 13,1 %, воздушном  на 26,1 % и водном транспорте — 52,6 %. Только в 1997 году впервые за последние годы, пусть и незначительно — на 0,6 %, возросли перевозки пассажиров всеми видами транспорта.

Сокращение спроса на пассажирские перевозки вызвано напряжённой  социально-экономической обстановкой  в стране, снижения жизненного уровня населения, значительным ростом тарифов. Объём международных пассажирских перевозок сократился в результате установления зарубежными железными  дорогами высоких цен за проследование  российских поездов по их территории, что также привело к снижению спроса на пассажирские перевозки.

Работа пассажирского  транспорта тесно связана с такими факторами, как подвижность населения, усилившаяся конкуренция между  различными видами транспорта, неравномерность  и неопределённость спроса на перевозки, убыточность пассажирских перевозок  и их финансирование.

За анализируемый период общая подвижность населения  страны по всем видам транспорта сократилась  на18,7 % по числу отправлений, а по количеству пассажиро-километров на 26,2 %, в том числе на железнодорожном  транспорте по числу отправлений  на 21,6 %, пассажирообороту на 36,7 %. За последние  годы из-за снижения жизненного уровня населения значительно изменилась география пассажиропотоков, уменьшилось  отправление пассажиров в междугородном  сообщении, изменилось распределение  их по видам транспорта. Так, за этот период доля автомобильного транспорта увеличилась на 19,1 %.

Решая проблему ценовой политики транспортного комплекса, необходимо определять ценовую эластичность спроса разных групп населения на перевозки. Это позволит прогнозировать возможные  последствия изменения цен, влияющих на величину их спроса, и сумму дохода от пассажирских перевозок. Так, доходы населения Российской Федерации  за период с 1992 по 1997 г. сократились  в два раза, пассажирооборот в  дольнем следовании — на 41,3 % (т.е. тоже почти в два раза), в пригородном  сообщении — на 18,9 %.1

В грузовых перевозках ситуация выглядит иначе. Ведущее место по грузообороту среди универсальных  видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем  грузообороте последние десятилетия  падает. В то же время доля узкоспециализи­рованного трубопроводного транспорта постоянно  увеличивается и в настоящее  время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна. Но по объему пассажирских перевозок  воздушный транспорт занимает третье место.

На фоне 1,8 %-го роста объёмов  промышленного производства в стране почти на 2% увеличились суммарные  объёмы перевозок грузов.

В 1998 году они составили 2337,6 миллионов тонн грузов по видам транспорта общего пользования, что на 233,2 миллиона тонн меньше по сравнению с прошлым  годом. За период с 1990-го по 1998-ой год  данный показатель снизился почти в 3 раза или на 4520,9 миллионов тонн (6858,5 и 2337,6 миллионов тонн соответственно).

Грузооборот в 1998 году составил 3146 миллиардов тонно-километров, что  на 109,5 миллиардов тонно-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Всего же за период с 1990-го по 1998-ой год  уменьшение грузооборота составило 2744,6 миллиардов тонно-километров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная курсовая работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного  комплекса и перспектив его развития.

Для наиболее полного и  многостороннего изучения темы, а  также более глубокого понимания  сущности вопроса была предпринята  попытка изучить транспортный комплекс Российской Федерации. Для этого  было выявлено и рассмотрено огромное значение транспорта, как важного  связующего звена в экономике  Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны.

Для понимания специфики  транспорта как особой сферы материального  производства, был рассмотрен целый  комплекс особенностей, характерных  только для транспортного комплекса. Для изучения способов взаимодействия различных видов транспорта и  причин их возникновения особое внимание было уделено рассмотрению структуры  транспортного комплекса.

Рассмотрение географии  транспортного комплекса позволило  выявить и понять причины возникновения  в различных транспортных узлах  того или иного вида комбинированных  перевозок.

Для понимания ситуации, сложившейся на российском рынке  транспортных услуг, как сложившихся  экономических условий для решения  существующих и возникающих проблем, в курсовой работе была дана экономическая  оценка деятельности транспортного  комплекса.

И, наконец, большое внимание при написании данной курсовой работы было уделено рассмотрению проблем  транспортного комплекса и перспектив его развития. В частности, классификации  комбинированных перевозок, её необходимости  для решения ряда назревших проблем. Также были рассмотрены технические  и технологические особенности  каждого из видов комбинированных  перевозок, их необходимость, актуальность, эффективность и перспективы внедрения и применения, а также роль для эффективного функционирования всего транспортного комплекса.

Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические  потери. Существующее положение в  России обязывает наше и будущие  поколения продумать идеологию  строительства страны. Должна быть заложена система безопасности жизнедеятельности, для чего нужно дублировать не только реки железными дорогами, но и наоборот, железные дороги - автотрассами.

Строить трассы нужно по всему пространству страны, но основной упор должен делаться на те районы, где  они отсутствуют; там, где пути уже  существуют - необходимо достраивать  вторые пути, а на наиболее грузонапряженных участках - третьи, а также необходимо проводить электрификацию грузонапряженных участков и линий со сложным рельефом.

Ввиду вышеперечисленного существенно  возрастает роль экономической географии  в формировании сознания и обоснования  необходимости перемен, поскольку  именно экономическая география  может объективно увязать в единую систему транспорт, экономические  интересы, материально-техническую  и ресурсную базы нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Воронин В.В. «Экономическая география Российской Федерации, в 2 ч., ч 1.Самара: СГЭА; 2000.
  2. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 239 с.х
  3. Гасанов М. Транспортная инфраструктура региона // Экономист. - 2004. - N 10. - С.70-74.
  4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: Учебник для вузов. – 3-е изд. М.:ГУ ВШЭ, 2003 – 495 с.
  5. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. «Экономическая география  России».–М.; Просвещение, 2000.
  6. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. - СПб., 2000. - 347с.
  7. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: РИОТИП, 2000. – 400 с.
  8. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая  география России: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Юнити, 1999. - 527с.
  9. Родионова А.И. Экономическая география России. Учебное пособие. – Московский лицей. – 2002. – 192 с.
  10. Региональная       экономика:     Учебник/Под     редакцией
  11. В.И.Видяпина, М.В.Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 686 с.
  12. .Региональная экономика. Учебное пособие. / Под ред. М.В.
  13. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая акаде-
  14. мия, 2000. - 463 с.
  15. Региональная экономика. Учебник для вузов/ Т.Г.Морозова,
  16. М.П.Победина, Г.Б.Поляк и др.; М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
  17. 1999. – 472 с.
  18. . Экономическая политика: региональное измерение. Под ре-
  19. дакцией П.А. Минакира. – Владивосток: Дальнаука, 2001.
  20. «Экономическая и социальная география России»/Под ред. А.Т. Хрущева.–М.:МГУ, 1997.
  21. «Российский статистический ежегодник»: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 1998.
  22. Экономическая политика: региональное измерение. Под редакцией П.А. Минакира. – Владивосток: Дальнаука, 2001.
  23. «Россия в цифрах»: Крат. стат. сб./Госкомстат России.–М., 2005.
  24. Перечень федеральных целевых программ развития регионов, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год // Парламент. газ. - 2001. - 5 янв. - С.29-31.
  25. http://www.programs-gov.ru/7_1.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение1. Таблица 1. Протяжённость транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта общего пользования в 1998 г.4

Приложение 2. Диаграмма.Доля видов транспорта в пассажирообороте в %1

 

Приложение 3.Таблица 2. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (миллиардов пассажиро-километров)

 

 

 

 

 

 

1 1 (см. приложение 1)Таблица 1. Протяжённость транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта общего пользования в 1998 г.

 

2 (См. приложение2)Диаграмма. Доля видов транспорта в пассажирообороте в %1

3 (см.приложение 3)Таблица 2.Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования(миллиардов пассажиро-километров)

 


Информация о работе Анализ размещения транспортной системы России и основных направлений её развития на перспективу