Автомобилестроение России. Прошлое, настоящее, будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является подробное рассмотрение автомобилестроения России: его прошлого, настоящего, дальнейших возможных перспектив. Задачи работы:
1. Появления автомобиля и автомобильной промышленности в России, ее первые центры размещения
2. Рассмотрения основного этапа развития автомобилестроения – советского времени, новые центры строительства автомобильных заводов и причины такого размещения
3. Анализ современного состояния отрасли, размещение и специализация современных заводов, дальнейшие перспективы.

Содержание

Введение
1. История появления автомобильной промышленности в России
1.1 История паровых машин
1.2 Бензиновые автомобили. Размещение первых автомобильных заводов
2. СССР – золотой век автомобилестроения
2.1 Структура автомобилестроения и факторы размещении
2.2 Довоенный период
2.3 Великая отечественная война
2.4 Послевоенное автомобилестроение
3. Современное состояние автомобильной промышленности
3.1 Затянувшийся кризис
3.2 Основные центры размещения
3.3 Перспективы развития автомобилестроения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Автомобилестроение.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

    1. История появления автомобильной промышленности в России
    1. История паровых машин
    1. Бензиновые автомобили. Размещение первых автомобильных заводов
    1. СССР – золотой век автомобилестроения
    1. Структура автомобилестроения и факторы размещении
    1. Довоенный период 
    2. Великая отечественная война
    3. Послевоенное автомобилестроение
    1. Современное состояние автомобильной промышленности
    1. Затянувшийся кризис
    1. Основные центры размещения
    2. Перспективы развития автомобилестроения

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Автомобилестроение  – отрасль машиностроения, являющаяся неотъемлемой частью развитого государства. Она является своего рода показателем  уровня развитости общества.

Автомобилестроение  является сложной отраслью со сложным  размещением, в котором необходимо учитывать огромное количество факторов: и трудовых ресурсов, и возможности кооперации с другими предприятиями и др.

Целью данной работы является подробное рассмотрение автомобилестроения России: его прошлого, настоящего, дальнейших возможных перспектив.

Задачи работы:

  1. Появления автомобиля и автомобильной промышленности в России, ее первые центры размещения
  2. Рассмотрения основного этапа развития автомобилестроения – советского времени, новые центры строительства автомобильных заводов и причины такого размещения
  3. Анализ современного состояния отрасли, размещение и специализация современных заводов, дальнейшие перспективы.

Объектом исследования является автомобилестроение, как отрасль  машиностроения России.

Предметом исследования – география автомобилестроения России и поэтапное развитие данной отрасли.

В первой главе  автор пишет о появлении автомобиля в России как нового средства передвижения и переходе автомобиля от парового двигателя к двигателю внутреннего сгорания. Рассматриваются главные центры автомобилестроения, которыми в тот момент становятся крупные промышленные центры Европейской части. Для лучшего понимания использована картосхема, составленная автором.

Во второй главе автор рассказывает, пожалуй, о лучшем для автомобилестроения периоде. Именно в советское время было построено большое количество новых заводов, созданы новые центры размещения и страна занимала лидирующие позиции по автомобилестроению в мире. Для лучшего понимания в главе использованы таблицы и картосхема.

В третьей главе автор анализирует современное положение автомобильной промышленности. Рассматриваются итоги застоя и развала СССР. Так же в этой главе рассматриваются перспективы на будущее в данной отрасли. Использованы рисунки и картосхемы.

Данная работа состоит из страниц и включает: 3 картосхемы, 2 таблицы, 3 рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История появления автомобильной промышленности в России
    1. Паровые машины

XIX век – век промышленного переворота. Активно развивался железнодорожный и морской транспорт. Людям давно уже перестали быть помехой большие расстояния. Но все же проблема была – передвижение по городу. Все понимали, что лошади невыгодны: скорость маленькая, изнашиваются быстро.

Поскольку паровой  двигатель использовался во всех известных видах транспорта, то начали рассматривать идею паровых самоходов.

Одним из первых конструкторов, предложивших идею паровых  машин, был Казимир Янкевич. В сентябре 1830 года он вместе со своими коллегами подал заявку на выдачу ему привилегии на введение в стране «быстрокатов». Янкевич считал возможным наладить регулярное сообщение между крупнейшими экономическими центрами страны. Его экипаж имел оригинальную конструкцию и был снабжен трубчатым котлом. Котел состоял более чем из сотни «кованых прочных трубок». По мнению автора, такая конструкция обеспечивала должную безопасность экипажа. Некоторые исследователи считают, что Янкевичу принадлежит приоритет в использовании трубчатых котлов на транспорте. Быстрокат должен был развивать неслыханную по тем временам скорость — 30 верст в час. Пассажиры должны были располагаться в прицепных «крытых повозках». Учитывалась и суровость русских зим: для отопления пассажирских помещений предлагалось использовать подвод тепла непосредственно от котла по специальным трубопроводам. Проект Янкевича рассматривался на Комиссии проектов и смет Главного Управления путей сообщения, он был признан удачным во многих отношениях и... отклонен. [6]

Отклонению  подвергались многие проекты. Например, Василий Петрович Гурьев предлагал  в корне поменять политику относительно дорог, так как прежде, чем строить машины, нужно построить хорошие дороги. Но к этому предложению серьезно не отнеслись.

Разными конструкторами предлагались и создавались различные  транспортные средства. Блинов, например, создал гусеничный транспортер, Гучков и Солодовников предлагали создание машины, которая могла бы ходить по льду зимой.

 

2.2. Бензиновые  автомобили. Размещение первых автомобильных  заводов

Попытки постройки  паровых автомобилей в нашей  стране предпринимались и позже, но умы изобретателей значительно больше занимали электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания.

Почетное место  среди этих изобретателей принадлежит  и нашему соотечественник Евгению  Александровичу Яковлеву, в прошлом  лейтенанту военно-морского флота. Он начал проводить эксперименты с двигателями внутреннего сгорания в 1884 г., а в 1889 г. организовал их серийное производство на основанном им в Петербурге «Первом русском заводе керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева». Двигатели этого предприятия имели по тем временам немало технических новшеств: электрическое зажигание, съемную головку цилиндра, смазку под давлением. В 1893 г. они экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго и были отмечены премией. На этой выставке был представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Этим необычным экспонатом заинтересовались Евгений Александрович Яковлев (1857-1898 гг.) и Петр Александрович Фрезе (1844-1918 гг.). Решение совместными усилиями построить автомобиль родилось быстро. Однако осуществить его удалось только через три года. Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фрезе же по его заказу - ходовую часть и кузов.

 В 1895 году  началась работа над созданием  одномоторной двухместной коляски  с двигателем внутреннего сгорания. Кузов, ходовая часть и колеса изготавливались на фабрике экипажей Фрезе, в то время как завод Яковлева работал над созданием двигателя и трансмиссии.

Впервые автомобиль был представлен широкой публике  в 1896 году на Нижегородской промышленно-художественной выставке.

Сам экипаж по внешнему виду ничем не отличался от подобных иностранных конструкций, тем не менее в нем были сделаны некоторые  существенные усовершенствования, именно — приделан складной комканый верх, как в крытых пролетках, весьма не лишний для нашего капризного климата.

Горизонтальный  бензиновый двигатель развивал две  силы, что оказалось достаточным  для хода экипажа со скоростью 20 верст в час по ровной мостовой. Наличного запаса бензина хватало  на 10 часов. [9]

Одной из самых крупных компаний был Русско-Балтийский вагонный завод, находящийся в Риге. Первые попытки выпуска автомобилей на нем относятся к 1907 г., причем сначала использовались импортные детали, а с 1910 г. – собственные. Основная сложность заключалась в отсутствии стали нужных сортов, необходимой для изготовления автомобильных деталей. В результате завод создал собственное производство стали и освоил выпуск даже таких деталей, как штампованные рамы, колеса, алюминиевое литье, радиаторы.

При разработке своей модели инженеры «Руссо-Балта» учитывали состояние русских дорог или, точнее, русское бездорожье. Почти все необходимое для автомобиля производилось различными отделениями предприятия, в том числе и отливка блока цилиндров.

Взяв старт, русские автомобилестроители повели наступление на отечественный автомобильный рынок. И надо сказать, что здесь они, несмотря на неблагоприятные условия, развернули настоящую борьбу, чтобы занять подобающее «место под солнцем». Был проведен ряд исследований конъюнктуры русского автомобильного рынка. Этой же цели служило участие автомобилей фирмы в различных гонках, как в России, так и за ее пределами.

На «Руссо-Балте» машины создавались не поштучно, как  на других отечественных предприятиях того времени, а небольшими сериями. Каждая серия получала буквенное наименование. Существовали серии «К», «С» и другие.

Другие компании в автомобилестроении преуспевали  меньше.

Автомобильное производство на «Лесснере» просуществовало  с 1905 по 1910 г. В течение этого периода  было изготовлено несколько десятков машин — легковых, грузовых, пожарных, а также автобусов.

Своими передовыми конструкторскими решениями среди  пионеров автомобилестроения в России выделялся также автомобильный  завод И.П. Пузырева. Собственно говоря, это был даже не завод, а мастерская, где в 1912 г. работало 98 человек. Тем не менее, с 1911 по 1914 гг. на нем было выпущено 38 машин.

Иван Петрович Пузырев сам спроектировал и  изготовил трансмиссию, двигатель, подвеску, кузов своих автомобилей, стремясь создать особо выносливую конструкцию для российских дорог. На автомобиле Пузырева был поставлен двигатель внутреннего сгорания в четыре цилиндра при мощности в 40 л.с. При этом он впервые разместил рычаги управления коробки передач внутри кузова, тогда как ранее их было принято располагать снаружи. В коробке сцепления впервые была применена система постоянного зацепления шестерен. [9]

Первая мировая  война дала мощные импульсы для автомобилизации  России. Для нужд армии пришлось закупить за рубежом многие тысячи автомобилей. Необходимость создания собственной современной автомобильной промышленности была осознана на правительственном уровне. В соответствии с государственной программой началось форсированное строительство шести специализированных автомобильных заводов общей производительностью 7.5 тысяч машин в год.

В целом же к 1917 г. в России в различное время автомобили выпускались следующими заводами и фабриками: «П.А. Фрезе и К», «Э.Л. Лидтке», «Д. Скавронский», АО «Г.А. Лесснер», «Ив. Брейтигам», Товариществом «Политехник», «П.Д. Яковлев», «К. Крюммель», «И.П. Пузырев» (Санкт-Петербург); АО «Луке», «Н.Э. Бромлей», «Братья Крыловы и К», «А.И. Евсеев», «П.П. Ильин», «Автомобильное Московское общество (АМО)» братьев Рябушинских (Москва); «А. Лейтнер», АО «Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)» (г. Рига); машиностроительной мастерской М.М. Хрущева (г. Орел); АО «В.А. Лебедев» (г. Ярославль); «Аксай» (г. Ростов-на-Дону); «Русский Рено» (г. Рыбинск); «Бекас» (Мытищи) и др. Одновременно существовало большое число предприятий по производству шин, аккумуляторов, электрооборудования, автомобильных принадлежностей, одежды для водителей.[9](рис.1.2)

Революция и  последовавшие следом гражданская  война и экономический хаос нанесли  новорожденной автомобильной промышленности сильнейший удар, от которого она не могла оправиться долгие годы.

Вывод: Россия в  начале XX века не была отсталой аграрной страной. Она наряду с европейскими странами начала выпуск  автомобиль. Однако, автомобили выпускали не серийно, а поштучно, и шли они не для всех, а лишь до «верхушки» и элиты общества нашей страны. Автомобилестроение стояло лишь на начальной ступени своего развития.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СССР – золотой век автомобилестроения
    1. Структура автомобилестроения и факторы размещении

Автомобилестроение  – индикатор экономического состояния страны. Чем выше качество выпускаемой продукции, чем больше объем производимой продукции – тем выше уровень государства.

Автомобилестроение  как и любая отрасль промышленности имеет свою структуру.

Автомобилестроение  может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение - это грузовые авто, авто специального назначения (рабочие, например: подъемники и прочее).

Так же в автомобилестроение входит производство составных частей (шины, двигатели и т. д.).

По направленности промышленности автомобилестроение подразделяют на пассажирское и грузовое. К пассажирскому относят производство легковых автомобилей, автобусов.

Основной фактор размещения отрасли – это наличие  трудовых ресурсов, в частности квалифицированных рабочих. Так же необходимыми факторами являются возможность кооперирования производства и удобство транспортных связей.

Информация о работе Автомобилестроение России. Прошлое, настоящее, будущее