Формирование ассортимента аптечной организации. Управление аптечным ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является:
изучение проблематики функционирования предприятия розничной торговли с точки зрения формирования оптимальной ассортиментной структуры.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- Изучить и провести сравнительный анализ имеющейся по данной теме литературы;
- Раскрыть основные понятия, использующиеся при планировании ассортимента;
- Рассмотреть особенности ассортиментной политики на примере рынка аптечной сети;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Маркетинговые подходы к управлению ассортиментом в фармацевтической организации 5
1.1 Формирование и управление ассортиментом 5
• Номенклатура и товарный ассортимент 5
• Структура ассортимента 5
• Прогноз и планирование 7
• Управление ассортиментом 7
1.2 Управление товарным ассортиментом фармацевтического предприятия с помощью АВС и XYZ-анализа 8
• Изъятие неэффективных товаров 11
1.3 Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств. 17
Глава 2 Ассортиментная политика аптечной сети «Бережная аптека» 21
2.1. О компании «Бережная аптека» 21
2.2 Особенности формирования ассортимента в «Бережная аптека». 22
2.3 «Бережная аптека» в конкурентной среде. 24
Заключение 27
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вып.работа Слугина Л.С..doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Пермская государственная фармацевтическая академия»

Кафедра Управления и экономики  фармации

 

 

 

 

 

 

 

Слугина Лидия Сергеевна

 

Формирование  ассортимента аптечной организации. Управление аптечным ассортиментом.

Выпускная работа провизора-интерна  очно-заочной формы обучения

Специальность Управление и экономика фармации

Сроки обучения: с ноября 2012 по ноябрь 2013 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2013

 

Содержание

Введение                                                                                                                         3

Глава 1  Маркетинговые  подходы к управлению ассортиментом  в фармацевтической организации                                                                                    5

    1. Формирование и управление ассортиментом                                                        5
  • Номенклатура и товарный ассортимент                                                          5
  • Структура ассортимента                                                                                   5
  • Прогноз и планирование                                                                                   7
  • Управление ассортиментом                                                                              7
    1. Управление товарным ассортиментом фармацевтического предприятия с помощью АВС и XYZ-анализа                                                                                     8
  • Изъятие неэффективных товаров                                                                  11

1.3 Концепция маркетинговых исследований  ассортимента лекарственных средств.                                                                                                                          17

Глава 2 Ассортиментная политика аптечной сети «Бережная аптека»                   21

2.1. О компании «Бережная аптека»                                                                            21

2.2 Особенности формирования ассортимента в «Бережная аптека».                     22

2.3 «Бережная аптека» в конкурентной среде.                                                           24

Заключение                                                                                                                    27

Список используемой литературы                                                                              29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день на фармацевтическом рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается определенным видом деятельности – производство, торговля, услуги и т.п. Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня (3). Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы торговая организация своевременно предлагала определенную совокупность товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей (1).

Итак, товарный ассортимент — это  вся совокупность изделий, прдаваемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации (5). Лекарства как товары в силу их высокой потребительской ценности и того, что они являются элементом системы оказания медицинской помощи, обладают целым рядом особенностей.

Управление ассортиментом —  деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Основными задачами ассортиментной политики являются:

1) удовлетворение запросов потребителей.

2) завоевание новых покупателей.

3) оптимизация финансовых результатов  предприятия (16).

Таким образом, представляется актуальным рассмотреть особенности формирования ассортиментной политики аптечного  учреждения как один из способов увеличения качества обслуживания клиентов и, как результат, способ увеличения прибыли фармацевтической организации.

Целью данной курсовой работы является:

изучение проблематики функционирования предприятия розничной торговли с точки зрения формирования оптимальной ассортиментной структуры.

В связи с поставленной целью  можно выделить следующие задачи:

- Изучить и провести сравнительный  анализ имеющейся по данной  теме литературы;

- Раскрыть основные понятия,  использующиеся при планировании  ассортимента;

- Рассмотреть особенности ассортиментной  политики на примере рынка  аптечной сети;

- Обозначить особенности аптечной  сети как предприятия розничной  торговли;

- Рассмотреть особенности формирования  ассортиментного портфеля розничной  аптечной сети ЗАО «Бережная аптека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Маркетинговые  подходы к управлению ассортиментом  в фармацевтической организации

    1. Формирование и управление ассортиментом

Номенклатура и товарный ассортимент

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы аптека своевременно предлагала определенную совокупность товаров наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых торговым предприятием на рынке, называют ассортиментом [5].

Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, продаваемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, аптека продает антибиотики и иммунобиологические препараты. Антибиотики представлены нативными (природными), полусинтетическими и синтетическими (в том числе и структурные аналоги нативных веществ) препаратами. Последние имеют несколько разновидностей, отличаются дозировкой, лекарственной формой и некоторыми фармакологическими параметрами [10].

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями [7].

Структура ассортимента

 Для характеристики ассортимента  могут использоваться следующие  параметры:

1.   Широта ассортимента

2.   Глубина ассортимента

3.   Полнота ассортимента

4.   Устойчивость ассортимента

5.   Новизна ассортимента

6.   Структура ассортимента

7.   Рациональность ассортимента

8.   Согласованность ассортимента.

Понятие «широта ассортимента»  характеризует количество разнородных  групп товара. Широта ассортимента может также использоваться в качестве косвенного показателя степени насыщенности рынка. Расширение ассортимента как стратегия ассортиментной деятельности целесообразно в условиях насыщенности рынка.

Показатель «глубина ассортимента»  характеризует наполненность группы товаров его разновидностями (например, марками).

Под полнотой ассортимента понимается способность набора однородной группы товаров удовлетворять одинаковые потребности. В свою очередь, полнота  характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров  однородной группы. Насыщенные рынки, как правило, имеют наибольшее значение показателя полноты ассортимента. Полнота ассортимента является одним из базовых показателей, учитываемых при разработке позиционирования предприятия.

Устойчивость ассортимента характеризует срок, в течение которого предприятие предлагает на рынке тот или иной ассортимент. Данный показатель, характеризующий, прежде всего, производственную часть ассортиментной деятельности, связан напрямую с показателем «устойчивость спроса». В рамках ассортиментной деятельности предприятия необходимо выявить те товары, которые пользуются устойчивым спросом.

Под новизной ассортимента подразумевается  способность набора товаров удовлетворять  изменившиеся потребности за счет новых  товаров.

Под рациональностью ассортимента понимают способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребности разных сегментов потребителей.

Согласованность ассортимента указывает  на взаимосвязь различных товарных направлений с точки зрения конечного потребления, каналов товародвижения, производственной программы.

Структура ассортимента также используется для характеристики общности товаров. Ассортимент может быть структурирован следующим образом:

 товарные направления – ассортиментные  группы (выделенные на основе  функциональных особенностей, качества, цены и т.п.) – группа отдельных видов товаров (выделенные на основе общих свойств: весовые, внешние, вкусовые и т.п.) – более мелкие группы ассортимента – отдельные ассортиментные позиции (разновидности, модификации, марки), которые представляют, таким образом, нижнюю ступень классификационной структуры ассортимента.

Структура ассортимента может измеряться в натуральных и абсолютных единицах. Для определения потребности  в складских помещениях или площади  выкладки товара рассчитывается показатель в натуральных единицах измерения. Анализ прибыльности части структуры ассортимента целесообразно осуществлять на основе этого показателя, рассчитанного в абсолютных единицах измерения.

Данный показатель рассчитывается как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

При характеристике показателя «структура ассортимента» учитывается также  цена товара, платежеспособность сегмента, себестоимость продукции.

Прогноз и планирование

Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной.

 Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы [7].

Управление ассортиментом

Управление ассортиментом - комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию ассортимента, минимизацию товарных запасов и дефектуры.

Среди основных способов управления ассортиментом необходимо выделить анализ собственных продаж. Этот метод  применяют для определения  оптимального размера запасов. Его эффективность зависит от частоты обновления ассортимента с учетом тенденций регионального рынка.

При работе над ассортиментом наибольшее внимание уделяется анализу собственных  продаж. Как правильно это осуществить? Так, к основным методам анализа собственных продаж относят:

  1. Анализ динамики объема продаж по каждой категории препаратов, средней суммы покупки, маржинального дохода и количества покупок- используют для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии.
  2. Анализ структуры чеков- для оценки эффективности мерчандайзинга, анализа состава чеков различных групп покупателей и выделения наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых товаров.
  3. Анализ структуры товарооборота и маржинального дохода (АВС- анализ)
  4. XYZ-анализ помогает оценивать и сравнивать стабильность продаж.
  5. Анализ эластичности и эффективности использования торговых площадей.
  6. Как видим, существует много различных методов анализа продаж. Наиболее распространенные и популярные среди всех АВС -  и XYZ-анализ, которые являются базисом для управления ассортиментом.

Информация о работе Формирование ассортимента аптечной организации. Управление аптечным ассортиментом