Внеклассная работа по технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ……………………..……….5
1.1.Сущность внеклассной работы………………………………………………5
1.2.Цели, задачи и функции внеклассной работы………………………………6
1.3.Специфика и содержание внеклассной работы……………………………..9
1.4.Формы, методы и средства………………………………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»……………………………………………………………………..13
2.1. История возникновения техники вязание крючком……………………....13
2.2. Оборудование и инструменты……………………………………………..15
2.3. Техника вязания крючком………………………………………………….17
2.4.Методические рекомендации к организации и проведению кружка «Вязание крючком»……………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ТиМОТиП 4курс.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

При желании специфический  узор кругового вязания может  быть выполнен в виде плоского полотнища  — для этого в конце каждого  ряда нить приходится обрезать.

В технике вязание крючком  можно изготовить самые разнообразные  изделия. Это могут быть: шарфы, шапочки, сумки, тапочки, платки, одежда, сувениры, и в том числе мягкие игрушки.

При изготовлении мягких игрушек  в технике вязание крючком  необходимо иметь следующие материалы  и приспособления: пряжа шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная и  синтетическая, крючок нужного размера, ножницы, нитки для вышивания (мулине), синтепон, холофайбер или другой материал для набивка, различные аксессуары для отделки готовых изделий.

Цвет изделия так же имеет большое значение: должно быть грамотно подобранны цветовые сочетания  по законам цветоведения, так же игрушки обычно вяжутся ярких  цветов, привлекающих внимание окружающих.

Изготовление вязанных деталей  игрушек выполняется по схемам. Все  детали вяжутся отдельно, в основном столбиками без накида, получая плотное  полотно.

Набивка деталей выполняется  синтепоном, холофайбером или другим материалом. Чтобы игрушка держала  форму, ее набивают достаточно плотно.

Сшивание игрушек выполняется  ткацким швом с лицевой стороны  вязанных деталей по краям полотна  нитками того же цвета и толщины, что и основное полотно. Существует несколько способов сшивания отдельных  частей игрушки: с помощью пуговиц, бусин и пряжи.

Готовой игрушки вышивают мордочку, пришивают или приклеивают  глаза, а так же пришивают аксессуары.

Творчество во многом определяется умением выразить свои чувства, представления  о мире различными способами. А для  этого при помощи специальных  упражнений и приемов надо развивать  воображение, учиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь  строить образ, свободно фантазировать, направлять свою фантазию и творческие возможности на решение различных  задач.

Вязание крючком помогает ребенку разобраться в различных  видах народного и декоративно-прикладного  искусства, его назначении и корнях, донести красоту до сердца, стремиться развить творческие.

 

2.4.Методические рекомендации к организации и проведению кружка «Вязание крючком».

Для успешного проведения занятий кружка «Вязание крючком» необходимо заранее составить план мероприятий, наметить их тематику, определить цели и задачи, продумать методическое обеспечение.

Программа кружка разработана  для среднего школьного возраста – 7-8 классов. Участники кружка должны быть примерно одного возраста. Это  необходимо для того, чтобы построить  занятия соответственно с их возрастными  особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, правильно спланировать время для теоретических занятий и практической работы.

Программа обучения в кружке «Вязание крючком» рассчитана на один учебный год. На занятия отводится 64 часа.

В кружок рекомендуется включать 10-13 человек. Это обусловлено тем, что обучающие занятия носят  как индивидуальный, так и групповой  характер. Познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для  детей форме.

На первом занятии среди  учащихся выбирается староста, который  становится помощником руководителя кружка; он следит за сохранностью оборудования и инструментов, назначает дежурных и т.д. Дежурные приходят на занятия  за 5-10 минут до начала и помогают руководителю подготовить кабинет  к проведению кружка: раскладывают инструменты, дидактический материал и т.д. По окончании занятий дежурные следят за тем, чтобы учащиеся привели  в порядок свои рабочие места, затем собирают неоконченные работы, инструменты, убирают помещение. Неоконченные работы должны храниться в определённом месте, можно приколоть к каждой из них бирку с фамилией.

Успех работы кружка зависит  от увлеченности руководителя, правильной организации занятий, обеспеченности необходимым инвентарем, регулярности занятий и их конкретного планирования. Необходимо заранее подготовить  все необходимые инструменты  и материалы для работы. Нужно  обратить внимание на размещение кружковцев. Создать необходимые условия  для работы.

На занятиях кружка занимаются вязанием изделий по выбору или по заданному аналогу. Это могут  быть игрушки, салфетки, носки, шапочки  и т.д.

Помещение, отводимое для  занятий кружка, должно отвечать санитарно-гигиеническим  требованиям: должно быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий  с группой 15 человек.

В оформлении кабинета большое  значение имеет окраска стен, цвет занавесей, мебели. Стены кабинета рекомендуется  окрашивать в светлые тона. Это  благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

Необходимо, чтобы учебное  оборудование помещения для занятий  включало комплект мебели, инструменты, приспособления, наглядный и другой материал, нужный для занятий вышивкой.

В кабинете нужны доска  для демонстрации схем, эскизов, рисунков и т.д., экраны для показа диафильмов, диапозитивов. Удобна в работе двухстворчатая доска-экран. Внутренняя сторона ее (при открытых створках) окрашена в  белый цвет. Она используется как  экран, а наружная – цветная (зеленая  или коричневая) – для выполнения графических работ.

Вдоль одной из стен (противоположной  окну) необходимо поместить постоянную выставку детских работ, соответствующую  теме года. Это лучше всего сделать  в застекленных витринах, чтобы предохранить изделия от запыления. Нижнюю закрытую часть витрин шкафов можно использовать для хранения материалов для работы, образцов изделий, наглядных материалов, инструментов и приспособлений. Ножницы, иголки, шильца, карандаши, кисти и  другие мелкие приспособления лучше  хранить в отдельных ящичках, чтобы при необходимости не тратить  время на их поиски. Размещение каждого  вида пособий, инструментов и приспособлений в определенном месте, обеспечить их быструю раздачу на занятии. Комплекты  дидактических материалов удобно хранить  в отдельных папках по темам занятий.

Современное оснащение кабинета требует технических средств  обучения. Необходимо иметь комплекты  слайдов по темам, видеофильмы, разработки учебных занятий. Комплект оборудования кабинета должно включать 1-2 швейные  машины для стачивания изделий, оверлок  для обработки срезов швов и гладильную доску.

Применение наглядных  пособий занимает большое место  в процессе занятий. Наглядные средства позволяют дать учащимся наиболее полное представление о каком-либо изделии, образце и способствуют более  полному освоению материала.

Учебно-наглядные пособия  должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая  выставка в кабинете является отчасти  и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия  для показа их детям.

Занятия в кружке проходят успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей  организации работы и продуманной  методике проведения занятий.

Различные методы и дидактические  приемы обучения используются руководителем  на занятиях в разных сочетаниях в  зависимости от поставленных перед  обучением задач. Основное место  на занятиях отводится практической работе.

При выборе формы организации  кружкового занятия необходимо руководствоваться  тем, как она способствует достижению его цели. При сообщении кружковцам новых знаний, предусмотренных программой, наиболее удобной является фронтальная  организация работы учащихся, так  как педагог имеет возможность  управлять одновременно всей группой  кружковцев, организуя репродуктивную или частично-поисковую деятельность, тем самым облегчая методическое руководство учебным процессом. Однако при выполнении практических работ обеспечить фронтальность  длительное время трудно, так как  кружковцы выполняют разные работы.

Если на занятиях не предусматриваются  одинаковые для всех работы, то целесообразно  применять бригадную (звеньевую) форму. Каждая бригада (звено), состоящая из 3-4 человек, выполняет задание по одной теме. Наиболее опытные и  подготовленные ребята назначаются  бригадирами, которые помогают членам своей бригады в работе. Если бригады  однородны по составу и выполняют одинаковые работы, то с целью активизации работы и приданию стимула между ними можно организовать соревнование. К достоинствам эй формы организации труда можно отнести воспитание у ребят коллективизма и инициативы при выполнении общей работы. Бригадная форма применяется и в тех случаях, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

С отдельными кружковцами, которые  самостоятельно разрабатывают объекты  труда, изучают литературу, готовят  доклады и сообщения, применяется  индивидуальная форма организации  занятия. При этом наиболее полно  учитываются интересы, уровень подготовки и склонности ребенка.

Возможно использование  и нетрадиционных форм кружковых  занятий: конкурсы, инсценировки, презентация  изделий и другие.

В рамках указанных форм организации занятий кружка «Вязание крючком» в целях развития познавательной активности учащихся применяются следующие  методы.

Объяснительно-иллюстративные методы - это беседы, рассказ, презентация, демонстрация. С помощью данных методов  не только для сообщаются новые знания, но и создается у кружковцев определенный эмоциональный настрой, делая тем  самым их активными собеседниками  по той или иной теме.

При освоении техники вязания  крючком необходимо применять репродуктивные методы, включающие совместные действия руководителя и членов кружка по воспроизведению  изделий в рисунках, чертежах, моделях, схемах.

Важным методам при  работе кружка «Вязание крючком» является и алгоритмический метод. Для  лучшего запоминания последовательности вязания крючком целесообразно  использовать алгоритмы действий, которые  преподносятся в виде технологических  карт.

С целью развития творческих способностей учащихся важно использовать эвристические и поисковые методы обучения. Необходимо создать условия  для разработки учащимися собственных  изделий и схем их выполнения, самостоятельного определения последовательности вязания  предложенного изделия.

Итак, для проведения занятий  «Вязание крючком» можно избрать  и произвольно варьировать любыми из предложенных методов, которые наиболее приемлемы для конкретного случая.

Для стимулирования у детей положительного отношения к занятиям рекомендуются специальные методы и приемы:

• Создание на занятии занимательной творческой обстановки. Педагог приводит интересные примеры и факты, относящиеся к изучаемым явлениям, активизирует мыслительную деятельность с помощью разнообразных приемов.

·  Широкое использование сравнений и аналогий.

·  Систематические ознакомление с новинками журналов мод и специальной литературы.

·  Организация учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций.

·  Создание ситуации успеха на занятии путем оказания дифференцированной помощи разным кружковцам, выполняющим работы одинаковой сложности, и их поощрение.

Методы обучения в кружках могут быть различными, использоваться в комплексе. Большое значение для правильного выбора их имеет хорошее знание программы, технологических особенностей изготовления изделий и тех требований, которые можно определить кружковцам. Методы и приемы, помогающие кружковцам в усвоении материала, зависят от особенности и специфики каждой группы, поэтому руководитель кружка должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческих способностей учащихся является одной из сложных  психолого-педагогических проблем. С  одной стороны, нужно для каждого  учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески  подойти к решению различных  задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные  методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную  меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.

Рассмотрено методическое обеспечение организации внеклассной работы в школе для учащихся подросткового возраста.

Для развитие творческих способностей у подростков большое влияние оказывает внеклассная работа. На кружковых занятиях у школьников пробуждается интерес, формируется активность, пространственное воображение, рациональный подход к решению возникающих проблем. Также учащимся представляется очень большой простор для реализации своих фантазий.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия в кружке «Вязание крючком» дают прекрасные возможности для развития творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Андрукович М.К. Вечера с вязанием. Минск «Хэлтон», 2001.

Информация о работе Внеклассная работа по технологии