Внеклассная работа по технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ……………………..……….5
1.1.Сущность внеклассной работы………………………………………………5
1.2.Цели, задачи и функции внеклассной работы………………………………6
1.3.Специфика и содержание внеклассной работы……………………………..9
1.4.Формы, методы и средства………………………………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»……………………………………………………………………..13
2.1. История возникновения техники вязание крючком……………………....13
2.2. Оборудование и инструменты……………………………………………..15
2.3. Техника вязания крючком………………………………………………….17
2.4.Методические рекомендации к организации и проведению кружка «Вязание крючком»……………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ТиМОТиП 4курс.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

          Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть "Клуб почемучек", "Турнир любознательных", "Что? Где? Когда?", экскурсии в Политехнический музей, на производство, посещение разнообразных выставок и т.д.

          Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как "Игроград", "Огонек", "Юморина", "День варенья", дискотеки и пр. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный. Например, "Поле чудес", "Занимательная... (математика, история, география и т.д.)", конкурс фантазеров, викторины, "Вечер загадок" и пр. Для того чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме.

          Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.

          Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного, обслуживающего. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность школьников. Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу, работу по облагораживанию своего города и т.д.

          Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн-клуб.

        Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1. Традиции и особенности  школы. 

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей. 

3. Особенности самого  учителя, его интересы, склонности, установки. 

 

1.4.Формы, методы  и средства. 

          Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

          Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, - "Тимуровская, шефская работа", или из телевидения: КВН, "Что? Где? Когда?", "Угадай мелодию", "Поле чудес", "Огонек" и др.

          Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

          Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы. Например, выбрав общеклассное занятие "Человек и космос", направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей, педагог может использовать такие методы: беседа с детьми с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа); метод игры будет применяться в различных вариантах: элемент сюжетно-ролевой игры, когда с помощью специальных игровых атрибутов (космического "шлема", "ракеты") одного из детей отправляют в "космос" и просят описать, что он видит; составление "плана полета", когда дети должны перечислить те виды работ, которые выполняют космонавты; расшифровать загадочные письмена, оставленные на далекой планете (метод приучения в данной форме направлен на приучение детей к работе в группе через четкое распределение обязанностей), и т. д.

          В качестве средств на этом общеклассном занятии выступают: оформление класса (карта звездного неба, портреты космонавтов, фотографии из космоса); музыкальное оформление ("космическая музыка", записи переговоров космонавтов, запуск космического корабля), игровые атрибуты, схема Солнечной системы, видеоматериалы, "послание чужой планеты", книги о космосе, рекомендуемые детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»

2.1. История возникновения техники вязание крючком.

Вязание - один из самых старинных  видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч  лет.

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для  сочетания несложных форм и средств  с неприхотливыми узорами, достигнув  при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как  простая необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко.

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства  этого искусства дошли до нас  в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось  изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в  застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III - IVв. Н.э. найдены  в Египте.

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор – вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия , изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее на связанное крючком.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.

При вязании изделий допустима  тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. Но все  же рекомендуем проявлять чувство  меры, так как каждая деталь должна быть значимой и на своем месте, чтобы  модели не выглядели нелепо или неаккуратно  выполненными.

Рассмотрим один из видов  вязания – это вязание крючком. Понятие «вязание крючком» происходит от французского слова «сгос» т.е. «крючком». Старинное шотландское название вязания крючком - «вязание пастуха». Это одна из наиболее доступных и  не требующих особых навыков разновидностей рукоделия, для которой требуются  только крючок и некоторое количество пряжи. Овладев основными приемами вязания крючком можно создать  большое количество удивительных узоров.

Происхождение техники вязания  крючком, как и других разновидностей рукоделия, теряется в глубине веков. Удалось обнаружить, всего лишь несколько  ранних примеров вязания крючком, которые  были найдены в разных частях света: Китае, Африке, Турции, Европе, США и  Южной Америке. Наиболее ранние образцы  были выполнены из толстой пряжи, что позволяло создавать плотные  структуры, такие как капюшоны и  шляпы. Плотные вязки из шерстяных  нитей также использовались для  создания теплых, ветронепроницаемых плащей и шерстяных одеял. В XVI веке в Италии монахи усовершенствовали  технику вязания тонким стальным крючком из хлопчатобумажных и льняных нитей, что позволило создавать изысканные, похожие на кружево узоры для отделки одежды и церковных одеяний. Эта техника получила широкое распространение в Европе, в особенности в Ирландии. Примерно к началу XIX века выполненное крючком кружево использовалось при изготовлении одежды — для отделки Воротников и манжет, а также для изготовления скатертей. На протяжении многих веков было создано большое количество различных образцов и приемов вязания крючком, которые мы можем использовать по нашему желанию.

 

2.2. Оборудование и инструменты.

Для того чтобы начать выполнять  изделие в технике «Вязание крючком» необходимо следующее оборудование и материалы:

Крючки для вязания бывают металлические, пластмассовые, деревянные и костяные. Различают крючки короткие и длинные, толстые и тонкие. Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть Основная часть крючка — головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. У вязальщицы для работы с нитками разной толщины должен быть набор крючков от № 1 до № 6. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы. Крючок должен быть в 1,5-2 раза тоньше ниток, чтобы хорошо захватывать нитку, не расщеплять ее. Изделия из шерстяной пряжи вяжут толстыми крючками.Тонкими металлическими крючками вяжут ажурные изделия (кружева, салфетки).

Пряжа. Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу - шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно нитки продаются в клубках или мотках. Покупая пряжу обратите внимание на длину нити, указанную на этикетке мотка фабричного производства. Чем тоньше нить, тем больше метраж. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее 300м. Там же, на этикетке, обычно указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2, 64/2. Цифра до дробной черты указывает толщину нити - чем меньше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты - из скольких нитей скручена пряжа. При покупке нескольких мотков ниток одного цвета следует обратить внимание на номер крашения - на всех этикетках он должен быть одним и тем же. Рассчитывая необходимое количество ниток, учитывайте, что на ажурные изделия из пушистой и слабо скрученной пряжи уходит меньше, чем на плотные. Учтите и другое - пряжу перед работой желательно постирать, а даже не слишком грязная пряжа при стирке теряет 10 % массы. Правда это относится только к отечественным ниткам, импортные стирать нет необходимости, их сразу используют в работу.

Очень важной характеристикой  ниток является качество окраски. Если вы решили вязать цветной узор или  контрастные полосы, необходимо проверить  ещё до начала работы, не полиняет ли изделие. Для этого хорошенько смочите  концы нитей водой, заложите в  белую ткань, и прогладьте горячим  утюгом. Если на ткани не появятся цветные  пятна, значит окраска прочная.

В работе могут использоваться самые разнообразная пряжа: шерстяные, полушерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, а также кроличий, собачий, козий  пух и др.

Аксессуары. Для вязания крючком требуется незначительное количество дополнительных принадлежностей.

1. Небольшие, хорошо заточенные  ножницы для обрезания нити.

2. Сантиметровая лента  для измерения.

3. Круговые разделительные  маркеры для прикрепления к  определенному ряду или петле  в качестве отметки, помогающей  при подсчете петель. Круговые  маркеры также могут быть использованы  как держатели петель, это особенно  удобно, если вы одновременно  вяжете нитями нескольких цветов. Петля с вязального крючка  перебрасывается на маркер, где  остается в течение времени,  необходимого для вязания части  изделия нитью другого цвета.

4. Чтобы соединить детали  при сборке изделия, воспользуйтесь  булавками с большими головками,  которые не потеряются в вязаном  полотне.

5. Швейные иглы с большим  ушком являются наилучшим инструментом  для выполнения соединительных  швов. Их тупой конец не расщепляет  нить; в продаже имеются швейные  иглы самых различных размеров.

 

2.3. Техника вязания  крючком.

Процесс вязания крючком  основан на образовании петель из нити при помощи крючка. Меняя размер, количество и форму петель, их чередование, получают различные виды вязки.

Существует три основных вида вязания крючком:

— вязание столбиками без  накида. Оно дает плотное, почти не вытягивающееся полотно;

— вязание столбиками с  одним или несколькими накидами дает разнообразные виды вязок от достаточно плотных до ажурных;

— гипюрное вязание. Оно  состоит из отдельно связанных элементов: квадратов, кругов, цветков, лепестков  и т. д., которые соединяются между  собой общим ажурным фоном. Гипюрное вязание сочетает в себе все виды петель и столбиков и дает богатые  возможности для создания новых  рисунков. При этом надо помнить: чем  тоньше нить, тем изящнее выглядит изделие.

Вязание может быть плоским (двусторонним) и круговым (односторонним). При плоском вязании изделие получается в виде полотнища, в нем нет лицевой и изнаночной стороны, так как каждый новый ряд после поворота вяжется в другую сторону, противоположную предыдущей. При круговом вязании изделие приобретает цилиндрическую форму, его петли замкнуты в круг. Сделанная таким способом вещь имеет лицевую и изнаночную стороны и по фактуре напоминает вышитое или тканое полотно.

Информация о работе Внеклассная работа по технологии