Топливно-энергетический комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:20, реферат

Краткое описание

Электроэнергетика республики представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. В настоящее время производственный потенциал белорусской энергосистемы включает около 40 электростанций с суммарной установленной мощностью 7,818 МВт. Из них: 20 ТЭЦ, 9 ГРЭС и 9 электростанций находится при крупных предприятиях. Общая длина линии электропередач составляет 3951 км с напряжением 750 кВ; 2279 км — 220 кВ и 15 957 км -110 кВ. Беларусь связана с энергосистемами России (2 линии на 330 кВ и линия на 750 кВ), стран Балтии (4 линии на 330 кВ и линия па 750 кВ), Украины (2 линии па 330 кВ) и Польши (линия па 220 кВ). Максимальное потребление электроэнергии уменьшилось с 8500 МВт к 1990 г. до 5800 МВт в 1996 г.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 В настоящее время  за счет модернизации и реконструкции  энергообъектов на основе новейших технологий решается проблема замены физически и морально устаревшего оборудования. На этой основе увеличение объемов демонтажа устаревшего оборудования на предприятиях отрасли позволит достичь снижения среднеотраслевого износа активной части основных промышленно-производственных фондов с 54,7 до 37 %. Это потребует значительных финансовых средств, основными источниками которых станут отраслевой инновационный фонд, собственные средства энергообъединений, накап¬ливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли, и иностранные инвестиции. В результате реализации предложенных проектов ожидается значительное улучшение эффективности работы энергопредприятий.

 Несмотря на неоднозначное  отношение к вопросу развития  атомной энергетики и исходя  из условия ограниченности собственных топливных ресурсов, обеспечения энергетической безопасности, а также оценки эколого-экономической эффективности, необходимо окончательно определиться с возможностью или невозможностью формирования в Беларуси атомной энергетики. Созданная распоряжением Совета Министров комиссия по оценке целесообразности развития в Республике Беларусь атомной энергетики признала, что в течение ближайших 10 лет нецелесообразно начинать строительство АЭС, но необходимо продолжить работы по подготовке к развитию атомной энергетики в Беларуси в будущем.

 Топливная промышленность  Беларуси представлена предприятиями  по добыче и переработке нефти  и торфа, среди которых доминируют  крупнейшие нефтеперерабатывающие  предприятия. 

 Объем добычи нефти  в республике находится на уровне 1,8 млн т в год, что покрывает внутренние потребности в нефтепродуктах на 12 %. Эксплуатационный фонд ПО "Беларус-нефть" включает 544 скважины, ежегодные объемы бурения порядка 65 тыс.м обеспечивают прирост промышленных запасов нефти в объеме 500—510 тыс. т, что компенсирует добычу менее, чем наполовину. Совершенствование системы планиро-вания финансово-хозяйственной деятельности позволило в 1997 г. сохранить себестоимость добычи одной тонны нефти на уровне 1996 г., а также снизить стоимость одного метра проходки при бурении на 12,6 %. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудноизвлекаемым, для их извлечения требуются новейшие технико-технологические средства.

 Усложнение горно-геологических  условий (увеличение глубин залегания,  сложное построение, незначительные  раз¬меры месторождения нефти) потребует применения высокоп¬роизводительного нефтедобывающего оборудования, новых технологий воздействия на нефтяные пласты, автоматизации производственных процессов с целью улучшения условий труда и повышения производительности.

 Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя нефтеперерабатывающими предприятиями суммарной мощностью около 40 млн т переработки в год сырой нефти. В настоящее время ПО "Нафтап" располагает установками, мощность которых рассчитана на переработку до 9 млн т нефти в год, АО "Мозырский НПЗ" -- до 8 млн т. Глубина переработки нефти находится на уровне 50 %. Низким остается технический уровень ряда производств, износ основных фондов состав-ляет около 70 %. Качество вырабатываемых нефтепродуктов (по составу, уровню содержания примесей) в большинстве случаев не соответствует международным стандартам и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке. По надежности обо-рудования, экологической безопасности, степени автоматиза¬ции и компьютеризации производственных процессов существует значительное отставание от современных нефтеперерабатывающих заводов промышленно развитых стран.

 Основными направлениями  организационно-технологи¬ческой перестройки  нефтеперерабатывающей промышленнос¬ти  являются:

 • увеличение глубины  переработки нефти до 80—85 %;

 • наращивание  производства и экспорта высококачественных  нефтепродуктов, соответствующих требованиям международных стандартов;

 • снижение энергетических  и материальных затрат в процессах  нефтепереработки и нефтехимии;

 • вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.

 Реконструкция предприятий  нефтеперерабатывающей промышленности  будет осуществляться поэтапно  с учетом большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Производственным объединением "Нафтан" предус-матривается строительство комплекса глубокой переработки, основанного на процессе гидрокрекинга, что даст возможность получать экологически безопасные дизтоплива. На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе первым этапом рекон¬струкции станет внедрение процесса висбрекинга гудрона, за счет чего глубина переработки возрастет до 82 %, а выход светлых нефтепродуктов — до 53 % . На втором этапе планиру¬ется строительство комбинированной установки каталитичес¬кого крекинга, что повысит глубину переработки нефти до 84 %, выход светлых нефтепродуктов — до 64—65 %.

 Результатом мероприятий,  направленных на повышение производственного  потенциала нефтеперерабатывающих  предприятий, станет увеличение производства к 2015 г. авто¬мобильных бензинов в 2,5 раза, дизельных топлив — в 1,7 ра¬за при одновременном сокращении выпуска топочного мазута на 10,6 % . Более 40 % производимых нефтепродуктов предус¬матривается экспортировать, около 70 % экспорта придется на Российскую Федерацию.

 В настоящее время  добыча и переработка торфа  ведется 35 предприятиями. Основными  видами продукции являются: торфяные  брикеты, торф кусковой и сфагновой.  В 1997 г. объ¬емы их производства  составили соответственно 11515,9 и 27 тыс. т. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий оцениваются в 142,5 млн т, в том числе торфа, пригодного для брикетирования, — в 100 млн т. Запасы торфа на отведенных предприятиям площадях оцениваются в 46,3 млн т, в том числе пригодных для брикетирования — в 29 млн т.

 Основной проблемой  функционирования предприятий отрасли  остается постоянный недостаток  финансовых средств, вызванный  несвоевременным и недостаточным  по объему выделением бюджетных  средств на покрытие разницы между оптовой и розничной ценами на брикет, поставляемый населению. Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет обеспечить необходимое обновление активной части основных фондов, износ которых в целом по отрасли вырос до 61 % . На предприятиях эксплуатируется 82 % полностью изношенного оборудования для добычи торфа, 85 % оборудования для под¬готовки и ремонта фрезерных полей, до 100 % сушилок, 41 % торфобрикетных прессов.

 Повышение эффективности  использования исходного сырья  в торфяной промышленности предполагается достичь за счет применения новых технологий с улучшенными экологическими характеристиками. Одним из путей обеспечения на-селения и коммунально-бытовых предприятий местным топливом на основе торфа может быть развитие добычи кускового торфа. Предусматривается разработка прогрессивной техноло¬гии и оборудования для его добычи, что позволит вовлечь в разработку новые сырьевые ресурсы на месторождениях, ранее непригодных для его целей, увеличить коэффициент ис¬пользования залежи при разработке до 0,7—0,8 и вовлечь в разработку малые месторождения. Кроме того, экскаваторный способ добычи кускового торфа позволит значительно улучшить качество готовой продукции, снизить затраты на ее производство.

 Имеющиеся на сырьевых  базах предприятий запасы торфа позволяют обеспечить производства брикетов на уровне 1600 тыс. т в период до 2005 г. с дальнейшим снижением объемов производства до 800 тыс. т. Частичное выбытие мощнос¬тей по производству брикетов будет компенсироваться за счет увеличения добычи кускового торфа, объемы добычи которого составят в перспективе 200 тыс. т. В целях повышения уровня самообеспечения твердым топливом предусмотрено к 2001 г. прекращение экспорта торфяных брикетов. К 2015 г. за счет производства торфяной продукции спрос на твердое топливо будет удовлетворяться на 20—23 %.

 Частично сократить  поставки топлива из-за рубежа  позволит расширение использования  местных топливных ресурсов Республики  Беларусь, таких как нефть, попутный  газ, бурые угли, торф, древесина,  отходы животноводства. Для Беларуси наиболее реальным источником замещения некоторой части импортируемого топлива может стать древесина и древесные отходы: по примеру скандинавских стран в ближайшие годы можно увеличить применение древесины в качестве топлива в 1,5—2 раза. Но расчеты показывают, что намеченные меры по энергосбережению, максимальному использованию местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии смогут увеличить обеспеченность собственным топливом лишь до 38—39 %.

 За счет собственных топливно-энергетических ресурсов республика сможет обеспечить потребности в энергии лишь на 10—15 %, поэтому активизация политики энергосбережения становится приоритетным направлением во всех отраслях экономики и особенно в промышленности — основном потребите¬ле энергоресурсов. Это будет достигнуто за счет:

 • снижения энергоемкости  продукции; 

 • повышения коэффициента  полезного использования топлива; 

 • увеличения в  топливном балансе республики  доли местных видов топлива  и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников.

 Достижение поставленных  целей и задач возможно только  за счет комплексной реализации  основных организационно-экономических,  технических направлений в повышении эффективности использования ТЭР, что включает законодательно-правовую и нормативно-техническую базы, в состав которых войдут доработанные или новые стандарты, строительные нормы и правила технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения. Наиболее значимыми организационно-экономическими мерами являются следующие:

 • снижение конечного  потребления энергоресурсов за  счет структурной перестройки  промышленности, внедрение новых  энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов;

 • осуществление  государственной экспертизы энергетической  эффективности проектных решений  с целью их оценки на соответствие  действующим нормативам и стандартам  в области энергосбережения и  определения достаточности и  обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;

 • введение для  оценки работы министерств, ведомств  та¬ких показателей, как снижение  суммарного объема и повышение  коэффициента полезного использования котельно-печного топлива;

 • поэтапный переход  от нормирования расхода ТЭР на выпуск продукции (работ, услуг) к проведению регулярных аудитов промышленных предприятий и внесению удельных норм расхода ТЭР в соответствующие нормативные документы;

 • ориентация тарифной политики  на тепловую, электрическую энергию  и топливо с целью поэтапного ухода от перекрестного субсидирования с включением в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов;

 • разработка новых и совершенствование  существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности промышленного производства и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующих объектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

 • организация разработки  и производства необходимых видов энергосберегающего оборудования, приборов и материалов.

 Внедрение мероприятий по  повышению эффективности использования  ТЭР в промышленности потребует  определенных финансовых затрат. Финансирование внедрения энергосберегающих мероприятий должно осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий. Кроме того, могут использоваться средства инновационных фондов соответствующих министерств, других органов управления, часть инновационного фонда концерна "БелЭнерго", направляемых на цели энергосбережения. На отдельные быстропокупаемые мероприятия должны предусматриваться льготные кредиты.

 Важную роль в финансировании  крупномасштабных проектов по  экономии энергии начинает играть  созданный в 1997 г. республиканский  фонд "Энергосбережение".

 Эффективная реализация перспективной энергосберегающей политики позволит снизить энергоемкость промышленной продукции и приблизить этот показатель к уровню европейских стран.

 

2. НАДЕЖНОСТЬ В ЭНЕРГЕТИКЕ 

 Надежность свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени свой эксплуатационные показатели в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Понятие надежности очень широкое, его нельзя охарактеризовать с помощью какого-либо одного показателя. Надежность объекта обеспечивается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и долговечностью.

 Различают два основных состояния  объекта: работоспособность и  отказ. Работоспособность - это состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации. Отказ — это нарушение работоспособности. Следствием отказов энергетических объектов может быть значительный народнохозяйственный ущерб. Отказы, которые характеризуются крупными нарушениями режима объекта, приводящими к частичному или полному его разрушению, создающими опасность для жизни людей и окружающей среды, называют авариями. По характеру функционирования энергетические объекты могут быть: а) восстанавливаемыми, которые после нарушения работоспособности ремонтируются и вновь включаются в работу; б) невосстанавливаемыми, которые используются однократно до отказа, после чего должны заменяться. Большинство энергетических объектов относится к числу восстанавливаемых. В качестве невосстанавливаемых могут рассматриваться главным образом отдельные детали и узлы энергетического оборудования.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс