Расходы бюджета на национальную экономику: топливно-энергетический комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:42, доклад

Краткое описание

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – это сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.
От развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь – промышленности. Вместе с тем приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких производствах.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЭК.docx

— 24.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РФ

Сибирский Федеральный Университет

Институт  экономики, управления и природопользования

Финансы и кредит (Банковское дело) 
 
 
 
 
 

Доклад

 «Расходы  бюджета на национальную экономику:  топливно-энергетический комплекс» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

группы  Э-40 Майдукова Елена 
 

Красноярск 2011

     1. Характеристика топливно-энергетического  комплекса 

     Одним из направлений расходования бюджетов на национальную экономику является статья «Топливно-энергетический комплекс». Топливно-энергетический комплекс - основа современного хозяйства любой страны, в том числе и России, где он является лидером и двигателем экономики страны.

     Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – это сложная межотраслевая  система добычи и производства топлива  и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения  и использования.

     От  развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические  показатели общественного производства, в первую очередь – промышленности. Вместе с тем приближение к  источникам топлива и энергии  – одно из основных требований территориальной  организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких  производствах.

     Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, благоприятно способствующая формированию промышленности, росту городов и  посёлков.

     Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи. ТЭК связан со всеми отраслями народного хозяйства, он использует продукцию машиностроения, металлургии, связан с транспортным комплексом. На его развитие расходуется почти 30% денежных средств, а 30% всей промышленной продукции дают отрасли ТЭКа.

     Топливно-энергетический комплекс является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, 20% ВВП формируется за счёт ТЭКа, больше 40% бюджета страны и 50% экспорта России складывается за счёт реализации топливно-энергетических ресурсов.

     В то же время Россия изготавливает лишь половину необходимой ей нефтедобывающей техники и зависит в свою очередь от поставок оборудования из других стран.

     Состояние и технический уровень действующих  мощностей топливно-энергетического  комплекса становятся в настоящее  время все хуже. Исчерпался проектный ресурс более половины оборудования топливной промышленности, особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и электроэнергетике.

     Реализацию  государственной политики в сфере  ТЭК осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации. Действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года была утверждена Правительством Российской Федерации в августе 2003 года. Главной  задачей «Энергетической стратегии  до 2020 года» является определение  путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности  его продукции и услуг на мировом  рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учётом прогнозируемых результатов  её реализации.

     Приоритетами  Энергетической стратегии являются:

     · полное и надёжное обеспечение населения  и экономики страны энергоресурсами  по доступным и вместе с тем  стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении  страны;

     · снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче переработке, транспортировке  и реализации продукции ТЭК;

     · повышение финансовой устойчивости и эффективности использования  потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для  обеспечения социально-экономического развития страны;

     · минимизация техногенного воздействия  энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

     Важно также, что одним из принципов  Энергетической стратегии является экологическая безопасность.

     Кроме того можно отметить, что энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных президентом России Д. А. Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 года.

     В рамках Национальной экономики в сфере ТЭК осуществляется множество федеральных и региональных целевых программ. Перечислим несколько федеральных программ:

     1. Программа "Развитие атомного  энергопромышленного комплекса  России на 2007-2010 годы и на перспективу  до 2015 года":

     Основными целями Программы являются ускоренное развитие атомного энергопромышленного  комплекса для обеспечения геополитических  интересов страны и энергетической безопасности Российской Федерации  за счет ввода в эксплуатацию новых  типовых серийных энергоблоков атомных  электростанций общей установленной  электрической мощностью не менее 2 ГВт в год, продвижение продукции (работ, услуг) российских организаций  ядерного топливного цикла на мировые  рынки и переход к строительству  и эксплуатации атомных электростанций за пределами территории Российской Федерации.

     2. Программа "Развитие гражданской  авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года":

     Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной  промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 5-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.

     3. Программа "Национальная технологическая  база" на 2007-2011 годы:

     Обеспечение технологического развития отечественной  промышленности на основе создания и  внедрения прорывных ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной  наукоемкой продукции. ФЦП выполняется  в два этапа - краткосрочные проекты  на основе ранее выполненных поисковых  НИР (2007-2009 гг.) и долгосрочные проекты (2008-2011 гг.). I этап - 2007-2009 гг., II этап - 2008-2011 гг.

     4. Программа "Развитие электронной  компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы:

     Основной  целью Программы является развитие научно-технического и производственного  базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной  и радиоэлектронной продукции в  целях решения приоритетных задач  социально-экономического развития и  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 
 
 

     2. Анализ исполнения  бюджета за 2008-2010 года 

     Анализируя  данные таблицы 1 за 2010 год, можно увидеть, что расходы на национальную экономику  составляют чуть больше 17% от общей  суммы расходов. Однако расходы по статье «ТЭК» составляют лишь около 2% от всех расходов на национальную экономику (или же всего 0,3% от общей суммы  расходов) в этом же году.

     Таблица 1. Исполнение консолидированного бюджета РФ по статье «ТЭК» за 2008-2010 года

Наименование 2008 год 2009 год 2010 год
в млн. руб. в % к предыдущему показателю в млн. руб. в % к предыдущему показателю в млн. руб. в % к предыдущему показателю
ВВП 41 276 849,19 - 38 786 372,16 - 44 939 152,93 -
Расходы бюджета 14 157 027,09 34,30 16 048 336,46 41,38 17 616 655,52 39,20
  Нац. экономика 2 258 569,61 15,95 2 782 077,40 17,34 2 323 321,04 13,19
    ТЭК 40 070,32 1,77 74 737,98 2,69 48 536,42 2,09
    прочие 788 090,82 34,89 1 119 406,75 40,24 535 237,53 23,04

 

     Анализируя  динамику расходов на национальную экономику  и в частности на ТЭК, представленную на рисунке 1, мы можем отметить то, что в 2009 году наблюдается подъем, а в 2010 году спад процентного показателя по сравнению с 2008 и 2009 годами соответственно. Однако тут же отметим то, что все же уровень 2010 года выше уровня 2008 года. 

     

     Рис. 1. Динамика расходов на национальную экономику и ТЭК


Информация о работе Расходы бюджета на национальную экономику: топливно-энергетический комплекс