Типы, виды организационных структур и принципы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

теория управленияMicrosoft Office Word.docx

— 182.54 Кб (Скачать файл)

Качественное определение компетенций единоначальников и выстраивание иерархии компетенций обусловлено потребностью в слежении, предупреждении и устранении злоупотреблений властью на всех уровнях управления, является одной из существенных гарантий законности и конструктивности управления.

8. Единоначалие раскрывается в  рамках широкого спектра управленческих  отношений в органах внутренних  дел, которыми обуславливается применение  многих других, кроме влияния  и власти категорий, отношений  и методов. Но доказано, что без  власти нет организации, нет порядка.

Власть рассматривается как степень зависимости одного должностного лица от другого вышестоящего по должности. Это является свидетельством того, что власть всегда ограничена, она делегируется сверху вниз, а это в свою очередь означает, что подчиненное лицо принимает на себя полномочия и правомочия, объем ответственности и объем власти, необходимые ресурсы от руководителя, стоящего рангом выше, т.е. от своего прямого (линейного) начальника.

9. В результате анализа теоретических источников и практики управления в органах внутренних дел выявлены и сформулированы признаки, отображающие специфику управленческих отношений между единоначальниками и их подчиненными: они являются разновидностью общественных отношений, возникают и осуществляются только по поводу и в процессе управления; имеют объективно-субъективную сущность; являются результатом мыслительной деятельности людей - субъектов и объектов управления; протекают по поводу организованности и согласованности в действиях людей во имя достижения целей - это целенаправленные отношения; они имеют, как правило, властный и волевой характер, присущи любой социальной системе, закрепляются в нормах права (С.24-25), их объектом являются различные варианты поведения людей, а результатом -масштабы, пределы свободы выбора и конкретные ее ограничения.

10. Применительно к теме диссертации  подробно рассмотрены отношения  субординации и координации, которые  играют объединительную роль  в системе управленческих отношений. Обосновано, что единоначалие проявляется  через (посредством) субординационные  отношения, а последние зарождаются  и регулируются на основе данного  принципа, отображают прежде всего характер связи между начальником и подчиненным.

11. Диссертант на основе исследования  пришел к нескольким выводам:

- единоначалие есть форма проявления  взаимосвязи между начальником  и подчиненным, форма субординационных  отношений и их конкретное  содержание;

- отношения координации являются  логическим развитием и дополнением  субординационных отношений и  основываются на них. На первый  план в этих отношениях выступает  организационная роль единоначальника, его компетенция согласовывать  поведение участников коллективной  деятельности;

- отношения координации и субординации  не могут протекать отдельно, ибо они взаимообусловлены и  только в сочетании могут служить  достижению какой-либо общей цели  для множества относительно самостоятельных  подразделений и их начальников;

- как функция управления координация  свойственна прежде всего единоначальнику, осуществляющему общесистемное управление, в руках которого сосредоточены все нити управления, на которого возложена вся полнота ответственности и который наделен нормативно-достаточными властными полномочиями и правомочиями, чтобы обеспечить эффективную работу, достижение целей системы, высокую дисциплину, инициативность подчиненных и оперативность в принятии и реализации управленческих решений;

- основными сущностными свойствами  единоначалия являются полновластие, право и обязанность координировать  деятельность других, согласовывать  ее для достижения конкретных  целей, ответственность за конечные  результаты;

- как принцип единоначалие является  основополагающей, устойчивой и  реально действующей идеей по  поводу организации поведения  многих людей одним человеком-начальником. Этот принцип действует как  естественный закон, он укоренился  в сознании людей;

- сформулировано понятие принципа  единоначалия, которое вынесено  на защиту.

12. На основании анализа ролей, которые  выполняют руководители органов  и подразделений внутренних дел, определены типы единоначальников: общесистемные, линейные, линейно-отраслевые, функционально-отраслевые, функциональные.

13. Сформулированы отличительные свойства общесистемных начальников в системе МВД России: они осуществляют управление по всем направлениям и видам деятельности возглавляемого органа внутренних дел, координируют работу подчиненных руководителей и принимают решения всех видов, несут ответственность за деятельность органа в целом, за выполнение всех задач, определяют нормы управляемости и компетенции подчиненных руководителей, наделены исключительным правом распоряжения ресурсами; устанавливают планы, процедуры и правила которыми должны руководствоваться подчиненные руководители при принятии решений и ограничивающие их свободу; отвечают за принятие важнейших решений для органа в целом; берут на себя риск, связанный с внедрением инноваций в целях совершенствования правоохранительной деятельности и управления ею, являются предпринимателями и стратегами каждый на своем уровне, представителями во вне.

14. Участие принципа единоначалия  в построении или реформировании  системы управления обусловлено  необходимостью получения ответов  на ряд вопросов: сколько уровней  управления должно быть в системе  МВД России; на какие широкие сферы (стратегические зоны) можно под

разделить всю правоохранительную деятельность, какие из них нуждаются в централизованном управлении, а какие нет; какой орган или служба, подразделение будет осуществлять правоохранительную деятельность конкретного вида; кто будет возглавлять орган, службу подразделение, какого содержания и объема необходима компетенция для этой должности, какова должна быть функциональная структура; какие ресурсы должны быть предоставлены начальнику и их правовое положение; какие подразделения органа будут выполнять линейные, а какие аппаратные полномочия.

15. Обосновано, что единоначалие представляет собой определенную систему организации руководящих звеньев органов внутренних дел, в которой руководство различными вопросами оперативно-служебной и внутриорганизационной деятельности осуществляется соответствующими начальниками и командирами, находящимися между собой в отношениях субординации.

16. С учетом полученных эмпирических  данных предложено два альтернативных  варианта реорганизации системы  управления МВД России на основе  принципа единоначалия.

Первый связан с созданием дополнительного уровня на базе уже существующих главных управлений МВД России по федеральным округам, выведением их из состава центрального аппарата МВД России, перераспределением задач и функций по уровням управления, компетенций их начальников, установлением их жесткой вертикальной иерархии.

В диссертации раскрывается примерное содержание компетенций каждого уровня управления.

Второй вариант предусматривает создание на базе имеющихся служб МВД России относительно самостоятельных подсистем по стратегическим зонам правоохранительной деятельности, обладающих всеми признаками системы и прежде всего единством направления власти и самоуправления.

При этом может отпасть потребность в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

17. На основании исследования теоретических  и нормативно-правовых источников, результатов конкретно социологического  исследования сделан вывод о  том, что одним из основных  методов реализации принципа  единоначалия является делегирование.

Обосновано, что как метод организационного проектирования делегирование применяется при определении потребности в уровнях управления и единоначальниках, создании скалярной цепи, определении содержания компетенций линейных и прежде всего общесистемных единоначальников. Им обеспечивается сохранение единства власти, управления и системы МВД России в целом. В этом аспекте делегирование рассматривается в теории управления впервые.

Делегирование рассматривается как сложный, наукоемкий аналитический процесс. Автором выявлены и сформулированы группы факторов, которые должны подвергаться анализу в процессе решения вопросов о содержании подлежащих делегированию задач и функций, правомочий и ресурсов конкретной руководящей должности.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ

«Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел»

1. Конституция Российской Федерации. М., 2001.

2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б.А. Топорнина. М., 1994.

3. О милиции: Закон РФ (с изм. и доп.). М., 2000.

4. Об утверждении Положения о  Службе общественной безопасности  Министерства внутренних дел: Приказ  МВД РФ № 858-2001 г.

5. Об утверждении Положения о  Главном управлении уголовного  розыска Службы криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Приказ МВД РФ № 1018-2001 г.

6. Об утверждении положения о  Главном управлении по борьбе  с экономическими преступлениями  Службы криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ № 206-2002 г.

7. О мерах по совершенствованию  деятельности участковых уполномоченных  милиции: Приказ МВД РФ № 900-2002 г.

8. О внесении изменений в приказ  МВД России от 4 января 1999 г. № 1 «О  мерах по реализации Указа  Президента Российской Федерации  от 23 ноября 1998 г. №1422»: Приказ МВД  РФ № 872-2000 г.

9. О мерах по совершенствованию  организации работы городских, районных  органов внутренних дел и линейных  органов внутренних дел на  транспорте: Приказ №420-1993 г. (отменен).

10. О расширении прав руководителей  органов и учреждений внутренних  дел: Приказ МВД СССР № 1-1989 г.

11. Об утверждении Типового положения  о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, управлений  внутренних дел субъектов Российской  Федерации: Приказ МВД РФ № 730-2003 г.

12. Положение о Министерстве внутренних  дел Российской Федерации (утв. указом  Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 с изм. от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 12 января 2001 г.) Разд. 1 п. 1;

13. Об органах охраны общественного  порядка в Российской Федерации: Проект Федерального закона.

14. Полное собрание Законов Российской  империи. Т. 5. СПб., 1866. №3261.1.. Монографии и статьи

15. Аверьянов В.Б. Организация аппарата  государственного управления (структурно-функциональный  аспект). Киев, 1985.

16. Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития). Монография. -СПб., 1998.

17. Бутаков A.B. К теории системообразующих принципов организации управления // Тезисы докладов на Всесоюзной научно-теоретической конференции по фундаментальной междисциплинарной проблеме «Организация и управление». Минск, 1989.

18. Бирстед Р. Анализ общественной власти // Американская социология. 1950. № 15.

19. Варламов K.M. К вопросу о теории  узлового звена, системы управления // Проблемы управления горрайорганами  внутренних дел. М., 1981.

20. Вестон П.Б. Организация и управление полицией / Пер. с англ. -Калифорния, 1976.

21. Грызлов Б. Выступление на научно-практической  конференции «МВД России-200 лет: история  и перспективы. Сб. выступлений. М., 2002.

22. Грызлов Б. Шаги реформ: первые  итоги. Сб. выступлений. М.,2002.

23. Грызлов Б.В. Время строгих оценок // Вестник МВД России, М., 2001, №5 и 6.

24. Дип Д.С. Человеческие отношения в области управления /Пер. с англ. -М., 1978.

25. Джонсон Р., Кост Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство / Теория систем и руководство системами. М., 1971.

26. Елизаров В.А. Особенности координационной  деятельности исполкомов местных  Советов // Советское государство  и право. 1973. № 10.

27. Евенко Л.И. Вступительная статья к книге И.Ансоффа «Стратегическое управление». М., 1989.

28. Ефремов B.C. Стратегическое управление  в контексте организационного  развития // Менеджмент в России  и за рубежом. 1999. № 1.

29. Закон необходимого разнообразия  и принципы организационно-структурного  построения органов внутренних  дел // Вопросы теории и практики  управления органами внутренних  дел: Труды / Академия МВД СССР, 1985.

30. Клгтанд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.,1974.

31. Козлов Ю.М. Горизонтальные управленческие  отношения // Сов. гос-во и право. 1973. № 12.

32. Казанник А.И. Координационная деятельность  районных советов // Сов. гос-во и право. 1972. № 4.

33. Колдаева Н.П. и др. Совершенствование комплексного управления областью // Сов. гос-во и право. 1977. № 6.

34. Ковалевский С. Научные основы  административного управления. -М., 1979.

35. Козлов Ю.М. Координация в управлении  народным хозяйством СССР.-М., 1976.

36. Капитонов С.А. Ведущая функция  милиции: Монография. М.,2002.

37. Комментарий к уголовному кодексу  Российской Федерации. М.,1996.

38. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -М., 1991.

39. Керимов Д. А. Философские проблемы  права. М., 1972.

40. Кедров Б.М. Классификация наук. Ч. 2. М., 1965.

41. Козлов Ю.М. Коллегиальность и  единоначалие в советском государственном  управлении. М., 1956.

42. Лунев Н.Е. Координация в государственном  управлении // Сов. гос-во и право. 1971. № 11.

43. Мангутов И. С. Управление предприятием и инженер. Л., 1977.

44. Маилян С.С. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел. М., 2002.

45. Никитинский В.И. Глазырин В.В. Общие  законы управления и правовое  регулирование // Сов. гос-во и право. 1978. № 9.

46. Ответственность в управлении. М., 1985.

Информация о работе Типы, виды организационных структур и принципы их построения