Типы, виды организационных структур и принципы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

теория управленияMicrosoft Office Word.docx

— 182.54 Кб (Скачать файл)

* МВД России на основе принципа  единоначалия.

Достижение этой цели предопределило постановку и решение следующих задач:

- определение сущностных свойств  и признаков принципов как  управленческой категории;

- обоснование места и роли принципа  единоначалия в системе других  принципов управления;

- определение содержания принципа  единоначалия;

- выявление особенностей различных  типов единоначалия;

- обоснование процедуры и технологии  реализации принципа единоначалия  при создании, реформировании систем  управления в органах внутренних  дел и обеспечении их эффективного  функционирования;

- выявление факторов, обусловливающих  действие принципа единоначалия  в органах внутренних дел;

- обоснование предложений по совершенствованию  организационной структуры управления  МВД России на основе единоначалия  и других принципов управления.

Методологические основы и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектические методы научного познания: аксиологический, системный и комплексный, директивный и процессный подходы, исторический и правовой анализ. Учиты-

1 вая сложность рассматриваемых проблем, в работе использовались частные

методы познания: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Теоретической основой исследования послужили труды ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов и теорию принципов управления: В.Г. Афанасьева, Ю.Е. Аврутина, Р.Р. Алиуллова, Г.В. Атаманчука, В.З. Веселого, С.С. Маиляна, М.Х. Мескона, И. А. Сперанского, Е.В. Токарева, A.A. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, А. Файоля, P.A. Фатхутдинова, Г. Эмерсона, Б.В. Шендлина, К.С. Юдельсона и многих других.

Эмпирической базой диссертационного исследования являлись материалы конкретных социологических исследований, проведенных автором среди руководителей МВД, ГУВД УВД субъектов Российской Федерации и

горрайорганов внутренних дел. В общей сложности в них участвовали более 200 респондентов.

Применительно к теме диссертации проанализированы указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, положения об МВД России, его службах и главных управлениях, положения об МВД, ГУВД, УВД ряда республик и областей, г. Москвы, приказы МВД России по вопросам организации и совершенствования деятельности органов, служб и подразделений системы МВД России.

При работе над диссертацией использовались также результаты исследований по проблемам управления в органах внутренних дел, проведенных другими авторами.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что диссертация представляет собой попытку системного анализа роли принципа единоначалия в управлении органами внутренних дел, повышении его эффективности.

Конкретное проявление научной новизны работы состоит в следующем:

- разработан и уточнен ряд базовых  понятий, связанных с темой диссертационного  исследования;

- определено место принципа единоначалия  в системе принципов управления, показана взаимосвязь между ними;

- раскрыто содержание принципа  единоначалия в зависимости от  места и роли руководящей должности  в организационной структуре  управления МВД России;

- по этому же признаку осуществлена типологизация единоначалия;

- обоснованы необходимость, процедура  и технология применения принципа  единоначалия при создании, реформировании  систем управления в органах  внутренних дел;

- обосновано, что соблюдение принципа  единоначалия влияет на организацию  и регулирование управленческих  отношений в органах внутренних  дел, показан механизм влияния;

- предложено два альтернативных  варианта реформирования организационной  структуры МВД России на основе  принципа единоначалия.

Указанные и другие элементы научной новизны диссертационного исследования позволяют сделать вывод о том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и практики управления в органах внутренних дел.

Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие научные положения:

1. Система признаков, присущих принципам: они являются результатом познания законов и закономерностей, представляют собой заключительный результат исследования, верны, поскольку соответствуют истории, являются одновременно научной и идеологической категорией, имеют объективное содержание, которое образует основополагающая идея по поводу поведения людей в сфере познания или практической деятельности, отражают стремле-

ние людей руководствоваться осознанными объективными закономерностями, проявляются в поступках, действиях людей, являются руководящими основами, началами, правилами их действий, обладают свойствами времени и цели, востребованности и обязательности, относимости к конкретной деятельности.

2. Принцип единоначалия - это основополагающая  идея по поводу организации  и осуществления управления коллективами  людей одним человеком, наделенным  для этого властью, состоящим  с подчиненными в отношении  субординации и имеющим право  принимать директивные решения, регулирующие их поведение и  отношения между ними в процессе  совместного труда во имя достижения  целей организации.

3. Содержанием единоначалия является  компетенция должности руководителя: предметы ведения и власть, права  и обязанности, профессиональные  знания, умения, а также ответственность. Формой данного содержания выступает  должность.

Воля, внутренние убеждения человека, его честность, принципиальность, законопослушность, целеустремленность должны изучаться и учитываться при подборе людей на руководящие должности.

4. Типы единоначалия: общесистемный, линейный, функционально-отраслевой, линейно-отраслевой, функциональный. Основаниями для  типоло-гизации выступают различия в компетенции, объеме власти, масштабе управления руководителей. Типологизация используется при создании иерархической системы единоначальников - скалярной цепи.

5. Единоначалие является принципом  не только технологическим, но  и построения систем управления, ибо им руководствуются при  определении потребности в должностях  руководителей, их расположения  в системе управления, соподчиненности  по вертикали и горизонтали, их  компетенций и ответственности.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке автором понятий, определений сущности, содержания и формы принципа единоначалия, процедуры и технологии его применения при проектировании организационных структур управления органами внутренних дел, типологизации единоначалия по конкретно определенным признакам.

Эти результаты могут быть использованы: а) в практической деятельности правовых, штабных и организационно-штатных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВДТ при разработке структуры должностей руководителей, определении их места и роли в системе управления, компетенций, соподчиненности по вертикали и горизонтали, при разработке нормативных актов по этим вопросам; б) в преподавании учебных дисциплин управленческого и административно-правового профиля.

, Обоснованность и достоверность  полученных результатов базируются  на использовании научной логики, а также обширной информационной  ба-

зы исследования, в том числе репрезентативных данных, полученных в ходе социологических опросов слушателей и практических работников, теоретических положений, содержащихся в трудах зарубежных, отечественных, в-том числе ведомственных, ученых, анализа источников, законодательных, подзаконных и ведомственных нормативных актов, а также правоохранительной практики за длительный период.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные выводы и предложения получили апробацию в следующих формах:

- участия в научных семинарах: «Гражданский контроль за органами внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики» (2002 г.) и «Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России» (2003 г.);

- научных сообщений на кафедрах  теории и социологии управления  в органах внутренних дел и  управления органами внутренних  дел Академии управления МВД  России;

- научных публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, определяются методологическая основа и методы, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, показывается их теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - «Теоретические основы единоначалия в органах внутренних дел» - рассматриваются понятие, сущность, природа принципов вообще и принципов в сфере управленческих отношений в частности.

Анализ теоретических источников дает основание полагать, что единого понимания многих сущностных аспектов принципов до сих пор не существует, что проблема принципов все еще находится в стадии разрешения.

Исследование осуществляется от общего к частному и наоборот. Анализ точек зрения Б.В. Шендлина, КС. Юдельсона, И.А. Сперанского, Г.В. Атаманчука, Ю.А. Тихомирова, Д.А. Керимова, Б.М. Кедрова, P.P. Алиулло-ва, А.К. Стальгевича, А.Е. Пешерстника, Н.А. Стручкова, JI.E. Наташева. и многих других ученых, а также справочной литературы позволил внести ясность в соотношение объективного и субъективного в их содержании. Принцип как категория политическая, идеологическая, правовая и организационная осознается и формулируется людьми, исходя из целей конкретного общества и государства или сферы их деятельности, вырабатывается наукой, является результатом научного познания природы и общества. В этом проявляется их субъективный характер. Востребованность и обязательность применения

принципов, их роль в обеспечении длительного существования и прогрессивного развития социальной системы придает принципам объективный характер:

- обосновано, что принцип есть  результат познания относительно  объективно действующих закономерностей  развития общества и общественных  отношений, управленческих отношений  в конкретной сфере деятельности  государства, что он как понятие  теории отражает «в системе  государственного управления закономерность, отношения, взаимосвязь между ее  элементами»1;

- выявлены, описаны и сформулированы  сущностные признаки принципов, в том числе: свойства времени  и цели, относимости к конкретному виду или сфере деятельности, объективной обусловленности, востребованности, нормативности и директивности применения.

Система признаков, присущих принципам, в таком объеме и содержании сформулирована впервые и выносится на защиту. В диссертации это обосновано тем, что при отнесении того или иного явления к принципам необходимо раскрыть его сущность, а это возможно лишь посредством соотнесения его сущностных свойств с теми, которые присущи принципам вообще и принципам управления в частности. Одновременно доказано, что отнесение к принципам тех или иных исходных точек зрения, идей и правил, а также применение их как принципов осуществляется не по произвольному усмотрению ученых или субъектов управления, а в силу присущих только им свойств, в силу объективной потребности и целесообразности руководствоваться ими в практической деятельности, в силу прогрессивности этих идей, правил и т.д. с точки зрения развития системы управления - ее стратегии. Попытка игнорирования принципов, произвольная трактовка их сущностных признаков в конечном счете приводит к кризису управления.

С учетом сформулированных положений диссертант исследует проблему определения места и роли единоначалия в системе закономерностей и принципов управления. Анализ работ Я.А. Здира, А.П. Ипакяна, Е.В. Токарева, Е.Ф.Яськова, С.С. Маиляна и ряда других ученых показывает,-что в теории управления органами внутренних дел в группе технологических принципов управления рассматривается как один из принципов «сочетание единоначалия и коллегиальности» или наоборот - «сочетание коллегиальности и единоначалия». Диссертант раскрыл и оценил проблему сочетания этих двух форм управления, достоинства и недостатки каждой из них, исторические условия, при которых формировался данный двойной принцип, еще раз, но с современных позиций, проанализировал источники, на которые ссылались названные авторы, в частности труды В.И. Ленина, Л.И. Брежнева, материалы съездов, справочную литературу 40-50 гг. прошедшего столетия, а также труды западных ученых А.Файоля, М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, A.A. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, Л. Питера, российских ученых В.З. Ве-

1 Атаманчук Г.В. Государственное управление. - М., 2000. С. 124.

селого, А.П. Коренева, Д.М. Гвишиани, Г.В. Атаманчука, Г. Попова, В.Г. Афанасьева, Г.А. Туманова, В.И. Кнорннга и обосновал, что в теории и практике социального управления применяются два принципа: принцип единоначалия и принцип коллегиальности.

Подробно в историческом аспекте рассмотрено понятие коллегиальности, под которой все ученые и практики понимают обсуждение наиболее важных подведомственных вопросов, проектов решений в различных формах учета коллективного мнения1. Доказано при этом, что ни «коллегиальность», ни «коллективность», ни «участие масс в управлении», ни «обязательные со- I

гласования» и т. д. не имеют отношения к принципу «коллегиальности». Что коллегиальность как принцип всегда рассматривалась применительно к образованию органа управления, состоящего из нескольких лиц, уполномоченных , на осуществление управления в порученной сфере или отрасли и коллегиально принимающего решения. Этот принцип реально действует в некоторых государственных органах (например, государственная дума, судебные коллегии) и в организациях предпринимательского типа (акционерные общества, кооперативы, товарищества).

В процессе исследования автору не удалось вывести принцип коллегиальности из известных закономерностей управления в органах внутренних дел, проследить связи между совещательными органами (коллегии, оперативные совещания и др.) и объектами управления.

В результате проведенного исследования обосновано, что единоначалие является самостоятельным принципом управления в органах внутренних дел, как, собственно говоря, и в других организациях. Его сущность раскрывается в двух аспектах. Во-первых, она проявляется в том, что во главе организации стоит одно лицо (министр, начальник, директор, президент), единолично управляющее ею, разрешающее все подведомственные вопросы и несущее ответственность за ее деятельность. Во-вторых, в соответствии с принципом единоначалия человек должен получать приказы от одного начальника и подчиняться только ему.

Информация о работе Типы, виды организационных структур и принципы их построения