Типы, виды организационных структур и принципы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

теория управленияMicrosoft Office Word.docx

— 182.54 Кб (Скачать файл)

7. На основании проведенного исследования  обосновано, что принцип единоначалия  должен применяться при построении  и реформировании систем управления. Это обусловлено необходимостью получения в процессе проектирования ответов на ряд вопросов: сколько уровней управления должно быть в системе МВД России; на какие широкие сферы (стратегические зоны) можно подразделить всю правоохранительную деятельность, какие из них нуждаются в централизованном управлении, а какие нет; какой орган или служба, подразделение будет осуществлять правоохранительную деятельность конкретного вида; кто будет возглавлять орган, службу, подразделение, какого содержания и объема необходима компетенция для этой должности, какова должна быть функциональная структура; какие ресурсы должны быть предоставлены начальнику и их правовое положение; какие подразделения органа будут выполнять линейные, а какие аппаратные полномочия.

8. С учетом полученных эмпирических  данных предложено два альтернативных  варианта реорганизации системы  управления МВД России на основе  принципа единоначалия.

Первый связан с созданием дополнительного уровня на базе уже существующих главных управлений МВД России по федеральным округам, выведением их из состава центрального аппарата МВД России, перераспределением задач и функций по уровням управления, компетенций их начальников, установлением их жесткой вертикальной иерархии.

В диссертации раскрывается примерное содержание компетенций каждого уровня управления.

Второй вариант предусматривает создание на базе имеющихся служб МВД России относительно самостоятельных подсистем по стратегическим зонам правоохранительной деятельности, обладающих всеми признаками системы и прежде всего единством направления, власти и самоуправления. При этом может отпасть потребность в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Основные положения диссертации опубликованы в 2 работах общим объемом 0,41 п.л., из них 2 статьи.

Научные публикации автора по теме диссертации:

1. Хантуев A.A. О природе закономерностей и принципов управления органами внутренних дел // Право: теория и практика. 2002. № 10. - 0,25 п.л.

2. Хантуев A.A. Принципы управления системой МВД в условиях реформирования // Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сб. статей. - М.: Академия управления МВД России, 2003. - 0,16 пл.

Али Абакарович Хантуев

ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Автореферат

Корректор М.А. Княжеченко Подписано в печать 10.11.2003 г.

Усл. печ. л. 1,4._Уч.-изд. л. 1,5._Тираж 100 экз. Зак. № 517

AHO «Издательство МСХА» 127550, Москва, Тимирязевская ул., 44

$ 1 795 1

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по праву и юриспруденции, автор работы: Хантуев, Али Абакарович, кандидат юридических наук

Введение.

Г л а в а I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕДИНОНАЧАЛИЯ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§ 1. Понятие и роль принципов в управленческой деятельности ОВД

§ 2. Место и роль принципа единоначалия в системе принципов управления

§ 3. Соотношение единоначалия и компетенции руководителя

Г л а в а II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЕДИНОНАЧАЛИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§ 1. Роль единоначалия в регулировании управленческих отношений в органах внутренних дел.

§ 2. Единоначалие-принцип построения и реформирования системы управления органов внутренних дел.

§ 3. Делегирование - метод реализации принципа единоначалия

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

по теме "Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел"

Актуальность темы исследования. Под воздействием радикальных преобразований в социальной и экономической сферах государства произошло обновление мировоззренческих взглядов. На первый план были обоснованно выдвинуты общечеловеческие ценности, права и свободы человека, защита которых гарантируется Конституцией Российской Федерации1.

Одновременно под воздействием во многом противоречивых процессов и явлений в экономике, социальной сфере, идеологии и политике, позитивных преобразований в стране сформировалась преступность, которая характеризуется повышенным динамизмом развития, непредсказуемостью изменений, ростом организованных форм проявления и повышением л уровня ее профессионализма .

Особую актуальность в этих условиях приобретают вопросы совершенствования правоохранительной практики, совершенствования управления. Развитие теории и практики идет параллельным курсом. Само управление постепенно принимает все более научно обоснованный характер.

На базе системного и аксиологического подходов к анализу принципов управления вообще и принципа единоначалия в частности автор пришел к их пониманию как наиболее действенных инструментариев создания, реформирования систем управления и совершенствования правоохранительной практики органов внутренних дел.

В связи с этим в диссертации прослеживаются два основных взаимосвязанных направления исследования.

1 Конституция РФ. - М., 1994.

2 Концепция национальной безопасности  РФ: Указ президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента  РФ от 10 января 2000г.) // Российская  газета. 2000. 18 янв.

Первое направление исследования состоит в выведении принципа единоначалия из относительно объективно действующих закономерностей развития органов внутренних дел в современных условиях, определении сущности и содержания принципа единоначалия, его места и роли в системе других принципов управления, а также в системе мер по совершенствованию управления и правоохранительной практики.

Важность этого направления обусловлена зависимостью реформ и преобразований от актуальности принципов, которыми руководствуются субъекты управления МВД России в процессе их планирования и осуществления.

Применительно к принципу единоначалия постановка и решение перечисленных задач обусловлена еще и тем, что в теории управления органами внутренних дел он до сих пор рассматривается только в сочетании с коллегиальностью и только с позиций технологии управления. Тем самым искусственно сужаются возможности его применения.

Не отрицая роли коллегиальности при разработке и обсуждении проектов стратегических решений, автор обосновывает необходимость и возможность применения принципа единоначалия при создании новых и реформировании действующих систем управления в МВД России.

Второе направление исследования состоит в обосновании на основе принципа единоначалия значения человеческого фактора в механизме управления органами внутренних дел. Теория и практика управления - это область знаний и умений определенного слоя профессионалов - руководителей, представляющих собой весьма влиятельную силу, роль которой последовательно возрастает, ибо они умеют добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы, поведения других людей. В связи с этим автор решает задачу определения типов единоначалия, компетенций руководящих должностей различного типа, их места в скалярной цепи, т.е. определения порядка прохождения команд управления, распределения ответственности за их исполнение.

Одновременно решается сопутствующая задача описания характеристик начальствующих должностей, раскрывающих всю гамму правовых, профессиональных, психологических и общечеловеческих качеств, которыми должны обладать конкретные претенденты на их замещение. Ибо насколько они в своей практике будут руководствоваться конституционными и управленческими принципами, общечеловеческими ценностями, насколько их внутренние убеждения соответствуют мировоззрению, настолько конструктивна их профессиональная деятельность.

Искажение принципа единоначалия имело ряд негативных последствий. Во-первых, он был неоправданно исключен из числа принципов построения систем управления. Во-вторых, исключалась ответственность высших руководителей, организаций за принятие стратегических решений. В-третьих, нарушался естественный процесс выдвижения людей на руководящие должности."Принцип соответствия индивида должности зачастую игнорировался. В-четвертых, этот принцип не достаточно учитывался при создании нормативно-правовой базы, предназначенной для регулирования отношений в сфере функционирования систем управления.

Этим обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Восстановление изначального смысла принципа единоначалия, познание закономерностей управления, из которых вытекает этот принцип, и его роли в реализации закономерностей во имя повышения эффективности управления правоохранительной деятельностью обуславливают актуальность и новизну темы диссертационного исследования, ее не только теоретическое, но и практическое значение.

Степень научной разработанности темы. Непосредственно тема единоначалия, применительно к органам внутренних дел, рассматривается в лекции Я.А. Здира «Коллегиальность и единоначалие в управлении органами внутренних дел», написанной в 1972 г., и монографии С.С. Маиляна «Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел», опубликованной в 2002 г. Оба автора раскрывают единоначалие и коллегиальность как единый принцип управления, значимый только в сочетании этих двух форм управления.

Проблема принципов управления и, в частности, принципа «сочетания коллегиальности и единоначалия в 60-90 годы прошлого столетия рассматривали многие ученные системы МВД, но применительно к темам собственных исследований: И.А. Сперанский, H.A. Стручков, А.Е. Наты-шев, Б.М. Лазарев, Е.В. Токарев, A.A. Загорный, А. Мищенко, С.Г. Ильясов, Е.Ф. Яськов и многие другие. Все они выводили принцип «сочетания единоначалия и коллегиальности» из ленинской концепции о необходимости коллегиального обсуждения наиболее важных вопросов государственного строительства и единоличной ответственности за реализацию принятых решений.

Наибольший вклад в теорию принципов управления внесли в 90 гг. P.P. Алиуллов, В.З. Веселый, С.С. Маилян.

В.З. Веселый подчеркивая приоритетность закономерностей управления, говорит о их подвижности, изменчивости под действием политических, экономических, социальных факторов, о том, что их реализация базируется на применении ряда принципов управления. Основной его заслугой является то, что он впервые показал методику и логику выведения принципов управления из закономерностей, которой активно пользовался и диссертант.

Но В.З. Веселый рассматривает опять же принцип «сочетания единоначалия и коллегиальности», но уже четко подчеркивает тенденцию приоритета единоначалия как следствия постепенного перехода системы МВД к централизованному управления1.

P.P. Алиуллов исследовал принципы социального управления и их роль в организации деятельности органов внутренних дел. Он предпринял

1 Веселый В.З. Формирование теории в сфере правоохранительной деятельности и совершенствование профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел. Дис. . док. юр. наук. - М., 1988. С. 140-152. попытку раскрыть их природу, сущность, нормативный характер. Но он не акцентировал внимание на принципе «сочетания единоначалия и коллегиальности» и не подверг сомнению правильность это формулировки1.

С.С. Маилян, наоборот, в своей работе сконцентрировал внимание на этом принципе, остался на точке зрения о необходимости сочетания единоначалия и коллегиальности как двух форм управления, показал их соотношение и отдал при этом приоритет единоначалию как основной форме управления в системе МВД России, как наиболее соответствующей ее целям и задачам в современных условиях2.

Результаты анализа работ всех названных и многих других ученных позволил диссертанту, во-первых, использовать их в своем исследовании; во-вторых, учесть изложенные в них сомнения по поводу коллегиальности и других форм учета коллективного мнения при принятии управленческих решений в органах внутренних; в-третьих, обратить внимание на тот факт, что все они рассматривают принцип «сочетания коллегиальности и единоначалия» как сугубо технологический и в не связи с другими принципами управления. На этой основе автор сформулировал ряд гипотез, проверке которых и посвящено диссертационное исследование.

Теоретической базой исследования проблем единоначалия в органах внутренних дел послужили, кроме ранее названных теоретических источников, работы В.Г. Афанасьева, Г.В. Атаманчука, Ю.Е. Аврутина, Г.Г. Зуйкова, Д.А. Керимова, Б.М. Лазарева, А.Х. Миндагулова, А.Н. Роша, Б.В. Шендлина, Ц.А. Ямпольской, К.С. Юдельсона и ряда других, которые рассматривают вопросы принципов с позиций философии, социологии, права и теории социального управления.

1 Алиуллов P.P. Принципы социального управления в организации деятельности органов внутренних дел. - М., 1996. С. 27, 49-56, 59.

2 Маилян С. С. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел. - М., 2002. С. 15, 16.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования выступают теория и практика управления, управленческие отношения и прежде всего отношения субординации и координации в органах внутренних дел. В качестве предмета выступают методологические, организационные и правовые аспекты применения принципа единоначалия при организационном проектировании системы управления в органах внутренних дел и создании условий для ее эффективного функционирования.

Первая гипотеза состоит в том, что единоначалие является самостоятельным принципом управления, вытекающим и обеспечивающим реализацию ряда закономерностей управления: разделения и концентрации труда, централизации и децентрализации управления, необходимого разнообразия - обусловленности организации субъекта управления особенностями объекта и ряда других.

Вторая гипотеза о различных состояниях (содержаниях) единоначалия в зависимости от места и роли руководящей должности в системе управления, ее полномочий и правомочий.

Основная гипотеза состоит в том, что единоначалие наряду и во взаимосвязи с другими принципами управления применяется при создании, реформировании и реорганизации систем управления в органах внутренних дел.

Информация о работе Типы, виды организационных структур и принципы их построения