Типизация торговой сети как элемент управления розничной торговой сетью потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы: выявить современные направления развития и размещения типов магазинов потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты типизации торговых сетей, и её роль в повышении качества обслуживания населения;
рассмотреть номенклатуру типов магазинов потребительской кооперации, а также характеристику их размещения;
исследовать современные форматы торговли, используемые в мировой практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1). Понятие типизации магазинов, её роль в повышении
качества обслуживания населения 5
2). Понятие «тип магазина», «формат торговли» и факторы, их
определяющие
2.1). Номенклатура типов магазинов
потребительской кооперации, их характеристика и размещение 9
2.2). Понятие «формат торговли», характеристика форматов торговли,
используемых в мировой практике розничной торговли 12
3). Современные направления развития и размещения типов магазинов
потребительской кооперации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОиТТ.docx

— 348.83 Кб (Скачать файл)

БЕЛКООПСОЮЗ

Учреждение образования  «Белорусский торгово-экономический  университет 

потребительской кооперации»

Кафедра коммерции и  технологии торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу «Организация и технология торговли»

на тему «Типизация торговой сети как элемент

управления розничной  торговой сетью

потребительской кооперации»

 

 

 

 

 

 

студентки коммерческого  факультета

группы К-31

Бобровник Екатерина Николаевна

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Горбачевская Галина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

1). Понятие типизации магазинов, её роль в повышении

 качества обслуживания населения 5

 

2). Понятие «тип магазина», «формат торговли» и факторы, их

определяющие 

 

2.1). Номенклатура типов магазинов

потребительской кооперации, их характеристика и размещение 9

 

2.2). Понятие «формат торговли», характеристика форматов торговли,

используемых в мировой практике розничной торговли 12

 

3). Современные направления развития и размещения типов магазинов

потребительской кооперации 18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения, т. е. сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству. Типизация является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама). Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 16 типов магазинов потребительской кооперации [5, с.5]. Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием  различных процессов, происходящих в экономике страны.

Актуальность выбранной темы объясняется  тем, что внедрение новых типов магазинов, а также усовершенствование уже имеющихся, имеет существенное значение для развития розничной торговой сети, что в свою очередь позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью.

Задача работников торговых служб  –  грамотно изучать, анализировать и учитывать степень влияния всех факторов на типизацию торговой сети для получения наилучшего экономического результата.

Целью данной работы: выявить современные направления развития и размещения типов магазинов потребительской кооперации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты типизации торговых сетей, и её роль в повышении качества обслуживания населения;
  • рассмотреть  номенклатуру типов магазинов потребительской кооперации, а также  характеристику их размещения;
  • исследовать современные форматы торговли, используемые в мировой практике.

При написании  курсовой работы были использованы труды  отечественных и зарубежных авторов: С.Н Виноградовой, Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, П.П Кохно, М.В. Петрович и др.

Основными источниками, на которые опирается  теоретическая часть работы, является учебник «Организация и технология торговли» под редакцией С.Н. Виноградовой и электронный ресурс.

Курсовая  работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений. Объем работы составляет 32 страницы, в том числе без приложений – 28 страниц. В работе 5 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения. При написании курсовой работы использовано 13 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие типизации магазинов, её роль в повышении качества обслуживаемого населения.

 

Торгово-технологический  процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Непрерывный рост производства и расширение ассортимента товаров, широкое внедрение  новой современной торговой техники  и оборудования, а также быстрый  рост жилищного строительства вызывают необходимость типизации торговой сети.

Типизация торговой сети – это систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка  новых технически совершенных типов.

На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность  широкого использования типовых  решений по формированию торгового  ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

Типизация розничной торговой сети потребительской  кооперации должна базироваться на общепринятых в мировой практике принципах.

Процесс типизации динамичен и  заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления. А также процесс типизации зависит от происходящих социальных и экономических изменений [1, с. 312-313].

По причине  многообразия существующих видов магазинов  целью типизации было отбор наиболее оптимальных и эффективных типов и их использование в практике развития розничной торговой сети. Для этого была разработана и внедрена в практику строительства новая номенклатура типов магазинов потребительской кооперации. Номенклатура включает основные и дополнительные типы магазинов. Основные типы предназначены для проектирования и нового строительства магазинов в городах. Дополнительные типы магазинов предназначены для использования при реконструкции действующих торговых помещений или переспециализации и перепрофилировании жилых, административных и других помещений.

Различают следующие типы магазинов: универсальные, комбинированные, смешанные, специализированные, узкоспециализированные.

При определении  типа магазина учитываются следующие  основные признаки:

  • ассортимент реализуемых товаров;
  • размер торговой площади;
  • применяемые методы продажи товаров;
  • район деятельности магазина.

1)Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента реализуемых товаров, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

2)Типизация размеров сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

3)Типизация методов продажи товаров покупателям заключается в выборе наиболее оптимального метода обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.).

4)Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

  • магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
  • магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Типы  магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

В процессе типизации устраняется  излишнее многообразие магазинов, создаются условия для рационального построения торговой сети и более эффективного её использования, унификации строительных конструкций, индустриализации строительства.

Так, широкое  распространение за рубежом и  в крупных городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м2. В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, в зарубежной торговле и не только, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам. Снижение цен в магазинах-дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

  • сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);
  • преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных); применение самообслуживания; использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре; оптимизация численности персонала.[3, c.70].

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • формирование ассортимента товаров;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • оказание торговых услуг покупателям;
  • рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

  • приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
  • хранение товаров;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
  • продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
  • выполнение расчетов с покупателями.

Наряду с вышеперечисленными функциями  розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.[4, c.7].

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

Вывод: Так как типы магазинов постоянно изменяются под влиянием различных процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов. То можно сделать вывод о том, что типизация магазинов играет важную роль в повышении качества обслуживания населения. На её основе  совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, а также в  процессе типизации устраняется излишнее многообразие магазинов, создаются условия для рационального построения торговой сети и более эффективного её использования.

Информация о работе Типизация торговой сети как элемент управления розничной торговой сетью потребительской кооперации