Типизация торговой сети как элемент управления розничной торговой сетью потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы: выявить современные направления развития и размещения типов магазинов потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты типизации торговых сетей, и её роль в повышении качества обслуживания населения;
рассмотреть номенклатуру типов магазинов потребительской кооперации, а также характеристику их размещения;
исследовать современные форматы торговли, используемые в мировой практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1). Понятие типизации магазинов, её роль в повышении
качества обслуживания населения 5
2). Понятие «тип магазина», «формат торговли» и факторы, их
определяющие
2.1). Номенклатура типов магазинов
потребительской кооперации, их характеристика и размещение 9
2.2). Понятие «формат торговли», характеристика форматов торговли,
используемых в мировой практике розничной торговли 12
3). Современные направления развития и размещения типов магазинов
потребительской кооперации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОиТТ.docx

— 348.83 Кб (Скачать файл)

2. Поскольку  речь идет о самообслуживании, можно отметить, что у первых трех форматов значительное место занимают площади, отведенные под сервис с продавцом, то есть покупатель прямого доступа к товару не имеет.

 

Таблица 2.2.1 – Характеристика форматов продовольственной торговли [10]

Параметры

Гипермаркет

Супермаркет

Мягкий дискаунтер

Жёсткий дискаунтер

Площадь торгового зала, кв. м

4000 – 10000

500 – 2000

450 – 800

300 – 600

Площадь склада, кв. м.

До 4500

250-600

100-250

100-200

Количество кассовых узлов

25 – 40

5 – 16

5 – 10

2 – 6

Количество позиций в ассортименте, тыс.

25 – 50

4,5 – 15

1 – 2,5

0,8 – 1,2

Уровень цен по рынку

Специальная ценовая политика

Выше среднего

Ниже среднего

Низкий

Количество покупок в день

До 10000

1200 – 2300

1000 – 2500

1200 – 2700

Оборот в месяц, тыс.долл.

7000

500 – 1200

250 – 400

120 – 270

Численность персонала

900

50 – 190

34

28

Собственные производственные цеха

Представлены широко

Имеются

Отсутствуют

Отсутствуют


 

Однако  это, подобным образом, для организованной торговли не принципиально, поскольку из-за прилавка покупатель получает упакованный и промаркированный товар, который затем вместе с другими оплачивает в кассе на выходе.

Из таблицы  хорошо видно, что самообслуживание позволяет достигнуть таких оборотов, которые принципиально недоступны для магазинов традиционной формы торговли аналогичной площади. Однако для того, чтобы получить эти обороты, недостаточно построить большой магазин и наполнить его товаром. Огромную роль играет выбор стратегии завоевания покупателя, которая в свою очередь описывается большим количеством параметров. Поэтому предприятие с 10000 квадратных метров площади, ассортиментом в 25000 наименований товара и 40 кассовыми терминалами, но при всем этом дающее оборот в денежном выражении не больше 2 миллионов долларов в год, назвать гипермаркетом никак нельзя.

Непродовольственные форматы.

На постсоветских  территориях самообслуживание в  этом сегменте развито весьма слабо. Это, в основном, предприятия, торгующие сравнительно нешироким ассортиментом одежды и обуви, причем по довольно-таки высоким ценам. Таким образом, если посмотреть на таблицу 2.2.1 , то можно отметить что задействован всего один блок.

Некоторые могут возразить: но ведь при торговле, например, бытовой электроникой покупатель тоже имеет возможность беспрепятственно подойти к товару, опробовать телевизор или видеокамеру. Да, это так, но нельзя смешивать понятия демонстрационного зала и собственно магазина самообслуживания. Выбрав товар, придется обращаться к продавцу-консультанту, он установит наличие товара на складе, выпишет накладную, инициирует доставку товара к месту выдачи. Затем покупатель должен внести деньги в кассу, и только после этого можно получить покупку.

При такой  схеме требуется значительное количество складских площадей, нерационально загружен персонал и так далее. Именно поэтому наиболее прогрессивные сети "электронных супермаркетов" предполагают уже в текущем году перейти на действительно современную схему, при которой товар "среднего" и "легкого" веса отбирается с полок, как в обычном продовольственном супермаркете, и сразу оплачивается в кассе. На пути к совершенству пока есть одно небольшое препятствие: в Германии, например, гарантийным документом является кассовый чек обычной формы, где автоматизированная учетная система по отсканированному коду товара сразу проставляет и срок гарантии.

У нас  магазин обязан заполнить отдельный  гарантийный талон. Данное различие связано прежде всего с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой доля "серой" продукции стремится к нулю, в то время как у нас она по некоторым оценкам составляет до 60 % [10].

Так же, целесообразно будет кратко рассмотреть характеристики основных непродовольственных форматов магазинов, распространенных в мировой

 

1.Розничные фирмы начинают  с установления низких цен, высокой оборачиваемости и предоставления немногих услуг

2. фирмы расширяют  услуги и повышают цены

3. Фирмы начинают утрачивать  преимущества в ценах, открывая возможности для появления новых типов розничных фирм

4. Появляются новые фирмы, торгующие по низким ценам; затем они расширяют услуги и повышают цены

5. Эти новые фирмы  начинают утрачивать преимущества  в ценах, открывая возможности для появления более новых типов розничных фирм

6. Более новые фирмы,  торгующие по низким ценам, расширяют услуги и повышают цены

7. Более новые фирмы начинают утрачивать преимущества в ценах, что открывает возможности для появления других типов розничных фирм


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2.2 – Колесо розничной торговли [1].

 

практике, которые  также отражают тенденцию изменения  потребителей и движения известного «колеса розничной торговли», которое при изменении структуры розничного рынка и потребителей возвращает торговлю на определенном временном отрезке к ранее известным форматам торговли с некоторыми изменениями в тактике реализации их преимуществ (рис. 2.2.2) [1, 329 - 330].

Вывод: Тип магазина определяется его ассортиментным профилем, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями. В связи с данными признаками была разработана Номенклатура основных типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Выделяют следующие виды типов магазинов: универсальные, комбинированные, смешанные, специализированные, узкоспециализированные.

 Под форматом торговли понимают совокупность параметров, по которым определяется принадлежность торгового предприятия к одному из распространенных в мировой практике видов. Формат, прежде всего ориентирован на покупателя. Форматы торговли классифицируются следующим образом: продовольственные форматы и непродовольственные форматы. Форматы продовольственной торговли характеризуются следующими признаками: площадью торгового зала, площадь склада, количество кассовых узлов, уровнем цен по рынку, численностью персонала и др.

Таким образом, был совершен краткий экскурс по базовым моментам оценки предприятий самообслуживания на соответствии тому или иному формату, а также рассмотрены некоторые из форматов торговли продовольственными и промышленными товарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные направления развития и размешения типов магазинов потребительской кооперации.

 

Розничная торговля потребительской кооперации Беларуси занимает в настоящее время около 10% розничного рынка и является крупной  сетевой организацией, где значительный удельный вес в общем количестве магазинов занимают «Товары повседневного спроса», а также магазины по продаже продовольственных товаров. Конечные результаты деятельности розничной торговли свидетельствуют о низкой эффективности действующей номенклатуры типов магазинов и их недостаточной адаптивности к постоянно изменяющимся условиям среды деятельности, и в том числе к условиям появления крупных сетевых объединений. Ввиду этого необходима разработка концепции сетей современных мини-магазинов на селе и средних (или крупных) магазинов в городах с единым подходом к имиджу (экстерьер, интерьер, планировка, оборудование, персонал, реклама, методы продаж, стимулирование) и определённым стандартом торгового обслуживания.

Учитывая  социальную функцию потребительской  кооперации, целесообразно размещать сеть в городах на основе концепции создания центров торгово-бытового обслуживания. Такие центры могут включать магазины, осуществляющие функции торгового обслуживания и заготовок,  а также отдельно стоящий комплекс бытового обслуживания. Торгово-бытовые комплексы являются координаторами функций бытового обслуживания, центром сведения и обобщения заявок из всех населённых пунктов. Для этого необходимо создание сети коммуникаций (телефонная связь, электронная почта, выход в Интернет).

В небольших  населённых пунктах целесообразно разместить пункты сбора, обобщения и передачи заявок на бытовые услуги и покупку товаров по заявкам и работать на принципе кооперирования с населением. В перспективе такие пункты целесообразно оснастить компьютерами, что позволит автоматизировать обработку заказов и повысить скорость их выполнения. Выполнение заказов осуществляется на основе принципа внедрения мобильных услуг (бытовых, сельскохозяйственных).

Вторым направлением в развитии розничной торговли является создание средних или крупных магазинов в крупных городах и районных центрах (строительство или реконструкция), работающих в режиме самообслуживания.

Все магазины потребительской кооперации должны иметь единый координированный центр, единый торговый имидж (вывеска, планировка, расположение товаров и др), т. е. единые концептуальные решения. Если магазины этих сетей распространить на всю систему потребкооперации, то они смогут противостоять приходу на розничный рынок иностранных сетей, проводить эффективные рекламные акции. Такая сеть создаёт серьёзные барьеры вхождения конкурентов на традиционный для потребительской кооперации рынок и позволяет формировать конкурентные преимущества за счёт эффекта масштаба.

Таким образом, требуется разработка 2 – 3 новых  форматов торговли и наращивание  компетенций соответственно в этих направлениях, так как развитие одновременно многих форматов (сегодня функционирует более 10 типо-размеров, включая мини-магазин) приводит к распылению ресурсов. Так, различия в ассортименте, коммуникациях, логистике гипермаркета и дискаунтера или дискаунтера и супермаркета предопределяют их развитие по разным стратегиям и существование фактически независимых компаний.

Разработка сети магазинов  может осуществляться:

  • на основе договоров сотрудничества с зарубежными фирмами по опыту потребительской кооперации;
  • через заключение договоров франчайзинга;
  • на основе изучения отечественного опыта и проведения конкурса идей и конференций со специалистами-практиками.

Развитие сетей магазинов требует  разработки соответствующей

системы подготовки кадров – продавцов-консультантов, менеджеров по продаже, логистиков, мерчендайзеров; внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создание партнёрских (длительных, взаимовыгодных и устойчивых) отношений с поставщиками, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами.

Развитие новых форматов торговли связано, прежде всего, с изменениями  потребителей и их запросов к обслуживанию [1, с.338 – 339].

Сегодня крайне важно определить основные пути дальнейшего развития розничной  торговли в республике, ее качественного  улучшения с целью более полного  удовлетворения спроса населения и  повышения культуры торгового обслуживания. Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного  спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

Также  можно определить ещё несколько путей  или направления развития торговли.

  • Максимальное приближение розничной торговой сети к требованиям покупателей.

В настоящее  время розничная торговая сеть в  республике развивается на основе нормативов потребности, установленных на 1 тыс. жителей. Специфические же потребности покупателей (демографические, социальные, половозрастные и т.д.) практически не учитываются. В результате торговая сеть оказывается недостаточно гибкой при переходе к рыночным отношениям.

За рубежом учет таких потребностей осуществляется путем организации  магазинов, ориентированных на удовлетворение потребностей различных групп населения, и магазинов, резко отличающихся уровнем цен. С одной стороны, имеются магазины с огромным набором  услуг (универмаги, супермаркеты и т.п.), а с другой, для лиц с низкими  доходами организуются магазины, торгующие товарами по низким ценам с минимумом услуг (магазины "дискаунты", "карго", "фебрау-хенмаркеты" и т.п.).

  • Создание примерно равных реальных возможностей для конкуренции

предприятий с различными формами собственности.

При административно-командной  системе розничная торговля осуществляла свою деятельность в основном монопольно, так как предприятия одной системы (например, государственной торговли или потребкооперации) обслуживали тот или иной район или регион. Этот монополизм особенно усилился в 80-е годы, когда были разработаны и начали внедряться в жизнь так называемые генеральные схемы управления торговлей, предусматривающие передачу в одну торговую систему (например, Министерства торговли или потребкооперации) всей торговли того или иного города. Даже в крупных городах не были развиты альтернативные формы продажи товаров, так как основное место в организации торговли здесь занимали предприятия системы Министерства торговли.

Информация о работе Типизация торговой сети как элемент управления розничной торговой сетью потребительской кооперации