Теория организации МОУ ЦД «Жемчужинка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение теории организации на примере конкретного учреждения. Для целей настоящей работы необходимо выполнение следующих задач:
Изучить специфику управления современной организацией;
Определить понятие и сущность организаций;
Определить внутреннюю логику организации

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Специфика управления современной организацией……………………………………………………………………………………………6
1.1. Введение в теорию организации…………………………………………….6
1.2. Понятие и сущность экономических организаций…………….………….11
1.3. Внутренняя логика организации………………………………………...…..17

Глава 2 Организация МОУ ЦД «Жемчужинка»………………...19
2.1. Общие сведения организации………………………………………………19
2.2. Планирование методической работы……………………………………….20
2.3. Методическое обеспечение методического процесса……………………..25

Глава 3 пути совершенствования организации работы в МОУ…………………………………………………………………………………………………………..27
3.1. Эффективные формы и методы организации работы учреждения………27
3.2. Методический кабинет, как центр организации работы учреждения……29
3.3. Основополагающие меры совершенствования работы МОУ…………….31
Заключение………………………………………………………………………..…………………..33
Список использованной литературы…………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

теория организации на примере _Жемчуженка (Автосохраненный) (1).docx

— 287.59 Кб (Скачать файл)

В силу общественного разделения труда организацию можно представить  как характеристику социально-экономической  общности. В этом смысле, по словам К. Эрроу, саму рыночную экономику можно рассматривать как большую организацию с характерной для нее децентрализацией решений и преобладанием рыночного механизма координации.

С точки зрения принципа дополнительности организация есть экономическая форма, дополнительная по отношению к рынку, в силу чего рыночная экономика представляет собой  сосуществование двух различных  механизмов управления: организации  и рынка.

Экономисты с мировым  именем определяют организацию и  как совокупность средств, предназначенных  для измерения производительности и вознаграждения, и как группу людей, сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы. Общим для выдвигаемых определений  экономической организации является специфическая процедура координации, успешно осуществляемая в условиях, когда рыночные механизмы становятся непригодными в целом или частично.

В современной экономической  литературе рынок предстает главным  образом как институт особого  рода, обеспечивающий реализацию механизма  передачи прав собственности. Свойство же организации, обеспечивающее во многих случаях ее превосходство над рынком, – это гибкая способность изменять внутренние правила игры, зачастую в предельно сжатые сроки.

Институт, которым является организация, как пишет профессор  Парижского университета К. Менар, характеризуется тем, что он реагирует на структурные ограничения, порождая новые ограничения, а рынок – тем, что он содержит механизмы выбора, реализованного под принуждением, причем принуждение (ограничение) носит преимущественно конъюнктурный характер. Таким образом, понятие «организация» предстает на стыке этих двух определений. Приноравливаясь к ограничениям, порожденным институциональной средой, она может или изменить их, или приспособиться к ним. В той мере, в какой организация обладает властью рынка (какой бы малой и локально действующей та ни была), она обладает и властью над институтами. Параллельно с этим организация характеризуется созданием внутренних ограничений: она представляет собой всегда институционализацию экономических отношений между агентами посредством выбранной иерархической структуры, стимулирующих механизмов, правил внутренних изменений и т. д.

Потребность в организации  объясняется существованием транс-акционных издержек, под которыми понимаются издержки, связанные с использованием рынка при размещении ресурсов и передачей прав собственности.10

Организация превосходит  рынок в том случае, если требуется  детализация процедур. Например, организации  проще определить величину оплаты труда  бригады, чем это можно сделать  с помощью рынка.

Система цен, выполняющая  в рыночной экономике информационную функцию, в процессе своего функционирования порождает помехи, которые понижают степень точности сигналов-цен. Манипулирование огромным количеством цен ведет к большим издержкам.11

Чем масштабнее рынок, тем  более обезличены акты обмена, что  ведет к формированию и развитию институциональных механизмов. Экономическая  организация посредством своей  деятельности снижает издержки и  гарантирует совершение актов обмена на рынке.

В ситуации конкуренции агенты рыночных отношений могут вести  себя эгоистически, а наведение порядка  связано с дополнительными издержками.

Поток информации, обрушивающийся на агентов рынка, не может эффективно восприниматься без упорядочения этого  процесса организацией и приведения ее в рациональную форму. Снижает  организация и число конфликтов на рынке, которые могут возникнуть в силу рациональности поведения  субъектов рыночных отношений. В  этом случае организация оказывается  способной уменьшить поводы для  конфликтов путем использования  внутренних процедур (мотивации, обусловленные  наличием иерархии, и т. д.).12

Учет невозможности предсказания и принятия во внимание всех возможных  ситуаций, в том числе создаваемых  эгоистическими стратегиями (экзогенной и эндогенной неопределенности), подтверждают мысль о важной роли организаций, которые становятся фактором стабилизации рыночной среды, когда агенты рыночных отношений сталкиваются с неопределенностью. И чем выше неопределенность, тем  больше преимуществ у организации  по сравнению с рынком.

Таким образом, есть параметры, которые объясняют причину существования  организации и ее роль по отношению к рынку. Более того, в силу возрастающего взаимодействия между организацией и обществом растет значение системных целей и ценностей организации. Информационный взрыв, проявляющийся в возросшей сложности управленческих решений, ведет к существенным изменениям внутри организации. Отчасти он связан с переходом от централизации к самостоятельности, бурным развитием технологий, возросшими размерами организации и т. д. Возрастание сложности организации как поведенческой системы предъявляет более высокие требования к квалификации работников и согласованности их деятельности в условиях децентрализации принимаемых решений.

И. Ансофф более двух десятилетий назад сделал следующий прогноз относительно будущего организации: она станет человекоемкой и более, чем когда-либо, будет зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации будет компенсировано творческим вкладом главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии. Кроме указанных факторов, на изменения, происходящие в организациях, существенное влияние оказывают и растущая рассогласованность требований со стороны среды, и ускорение смены технологий, и конкуренция. Словом, развитие науки и техники в сочетании с новыми проблемами ведут к разработкам, все меньше связанным с прошлым опытом. Для российских организаций и сейчас актуально звучат слова Ансоффа о том, что более короткий жизненный цикл технологии и спроса превратит стратегическое управление скорее в обычный (а не исключительный) метод обеспечения прибыльности фирмы в будущем.13

Современная теория организации  рассматривает несколько моделей, содержание которых приведено в  табл. 1.1 и основано на классификации, предложенной профессором А. И. Пригожиным .

Организация, представленная механической моделью, действует как единый механизм, но она не учитывает мотивацию людей, работающих в организации. Работник рассматривается как механизм по исполнению функций, а сама организация – как инструмент решения задач.14

Общинная модель функционирования организации демонстрирует ее как общность людей. Самоуправляющаяся община построена на принципах взаимных симпатий человека и группы, групповых интересах, групповых нормах поведения, поскольку взаимодействие людей вырабатывает свои специфические связи и определяет стихийную самоорганизацию. В подобных моделях неформальная структура малодоступна управлению, которое в большей степени ориентировано на мотивирование исполнителей.15

Таблица 1.1

Основные модели организации

 

Социотехническая модель организации основана на взаимозависимости внутригрупповых связей от технологии производства, равно как и на влиянии на производительность труда отношений в группе. Данная модель как бы сочетает в себе общинную и техническую составляющую организации, что позволяет оперативно внедрять изменения в организации, поскольку наряду с техническими изменениями предусматриваются и учитываются изменения социальные.

Системная модель организации позволяет учесть все факторы, которые воздействуют на организацию, однако человек в силу его несистемного поведения вносит искажения и помехи в системную работу организации, что приходится учитывать в других моделях. Эта модель организации ориентирована на упорядоченность как на типичное состояние системы, позволяющую ей поднастраиваться по мере выявления рассогласования и осуществления регулирующих воздействий с помощью обратной связи.16

Органическая модель организации позволяет через метафоры описывать происходящие процессы (зарождение, рост, стабильное функционирование, болезнь, смерть) и объяснять то или иное поведение организации во внешней среде. Взаимодействие людей и других элементов организации должно носить уравновешенный естественный характер (например, границы формальных и неформальных групп совпадают – так формируются команды, из системы которых состоит вся организация).

В основе бюрократической модели организации лежат рационализация поведения человека в коллективе и стандартизация его деятельности. Власть в организации строится на принципах компетентности и рационального ее распределения между работниками организации.17

Естественная модель свидетельствует о том, что организация объективно функционирует как составная часть всеобщей природы и самоорганизуется в ней сообразно целям своего развития.

Политическая модель организации заключается в выработке и согласовании политики ее деятельности, что достигается путем переговоров. В центре жизнедеятельности организации находятся взаимодействия личных и групповых интересов субъектов целеполагания.

Организация как  «дело» имеет свою логику функционирования, которая подчинена исключительно «делу» (например, мафия, партийные организации, религиозные секты и т. п.).

Приведенные модели, с одной  стороны, отражают только отдельные  стороны организаций вообще, а  с другой – могут сочетаться одновременно в отдельно взятой организации.18

Но при всей кажущейся  заданности, организации имеют собственную логику развития, направленную на преодоление противоречий между планомерностью и спонтанностью, индивидуальным и общим, разделением и объединением.

 

1.3. Внутренняя  логика организации

 

Организация, как следует из рассмотренных выше моделей, представляет собой прежде всего совокупность людей, деятельность которых интегрирована, а действия – осознанны и целенаправленны. Социальная природа организации подтверждается субъектом и объектом воздействия – людьми.19

Организация как совокупность людей представляет собой сочетания  межличностных и межгрупповых отношений, но как система организация –  это совокупность безликих связей и правил, рассредоточенных по уровням иерархии.

Организация как совокупность людей должна иметь механизм, с  помощью которого индивидуальные векторы  целей работников могут выстраиваться  в одном заданном направлении.

В этом смысле организация  является социальной средой, в которой  только часть процессов и связей можно запланировать и проконтролировать. Более того, отдельные правила, регламентирующие эффективное поведение индивида в организации, вырабатывает сама социальная среда.20

Под эффективностью организации понимают ее способность к достижению поставленных целей с наименьшими затратами. Чем быстрее меняется внешняя среда, тем скорее организация должна реагировать на эти изменения, меняя стратегию своего поведения. От того, насколько быстро менеджеры могут адаптироваться к изменениям, зависит эффективность деятельности организации. Поэтому организация должна меняться и самообучаться непрерывно, а для этого необходимо:

• формировать у персонала систему общефирменных ценностей;

• создавать условия и стимулы для индивидуального и группового обучения;

• вовлекать персонал в анализ проблем и выработку путей их разрешения.

Эффективное функционирование организации, как и любой другой системы, зависит от упорядоченности  циркуляции информационных потоков  внутри организации. Поэтому механизмы  стимулирования должны побуждать обладателей  информации передавать ее в руководящие  инстанции. Кроме того, наличие отношений  власти и иерархии приводит к вычленению в организации разнообразных  мотиваций, которые нельзя игнорировать.21 

Глава 2 Организация МОУ ЦД «Жемчужинка»

2.1. Общие сведения организации

 

Предметом исследования настоящей  работы является организация МОУ “ЦД “Жемчужинка”( г. Клин, проезд Танеева, д. 4, Заречный переулок, д. 1а) (далее МОУ)

МОУ обеспечивает преемственность  между двумя ступенями образования: дошкольным учреждением и начальной  школой

— во всех сферах социального  становления ребенка в период «детства»

— в содержании, формах и  методах воспитательно-образовательного процесса

— обеспечивает режим мягкой адаптации при переходе ребенка  из детского сада в школу

— закладывает прочный  фундамент знаний, умений, навыков  для обучения в средней школе

В структуру Учреждения входят:

— Группа раннего возраста

— Разновозрастные дошкольные группы

— Логопедическая группа

— Начальная школа (1—4 класс)

— Медико-психологическая  служба

— Система дополнительных образовательных услуг

Приоритетные  направления:

— физическое и психо-эмоциональное здоровье детей;

— коррекционная работа;

— психологическая, социальная поддержка;

— инновационные технологии;

— развивающие программы;

Информация о работе Теория организации МОУ ЦД «Жемчужинка»