Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:36, курс лекций
Объект теории орг-ции – организованный опыт, окружающей нас действительности. При этом осн. задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы челов. деят-ти; в объяснении этих способов, в установлении тенденции их развития.
Предметом теории орг-ции – явл-ся организ. отношения, т.е. связи и взаимодействия м/д различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также общие, частные, специфич. законы, действующие в организ. системах.
2. Совокупность
элементов, составляющих культуру,
подразделяется на идеальные
- это смыслы, ценности, социальные
нормы и ориентиры, представ
3. Материальные носители объективируют идеальные образы, делают их общественно значимыми, воспринимаемыми и разделяемыми членами общества.
4. Культура - это такая составляющая социокультурного процесса, которая обеспечивает объединение членов определенного сообщества в единое целое, выделение этого сообщества из внешней (в том числе природной) среды и отличие его от других сообществ.
5. Культура - это заключенная
в общественное сознание
Культура является целостной системой с вполне определенной структурой.
39. Влияние организационной культуры на результативность деятельности.
Влияние организационной культуры на формирование организации
Можно выделить следующие
направления обеспечения
1. Взаимосоответствие между компонентами организации:
подсистемы материально-вещественных факторов деятельности (материально-энергетических, технико-технологических);
· подсистемы личностных факторов деятельности (персонала, состава членов организации);
подсистемы
функционально-
Высокую результативность может
иметь только такая система
Существенная дисгармония между компонентами организации резко снижает ее позитивный потенциал. Достижение высоких конечных результатов деятельности становится невозможным. Как правило, такое положение характерно для культур динамических, но слабых и конформистских, находящихся в большой внешней зависимости и практически всегда неориентированных. Чаще всего это культуры субъективистского типа: несубординированные либо некомпетентного лидерства.
2 Соответствие потенциала организации количественным и качественным характеристикам создаваемого конечного продукта. Полное соответствие может обеспечить только целенаправленная культура объективистского типа и компетентного лидерства, базирующаяся на научных знаниях и практическом опыте и последовательно соблюдающая принцип реальности деклараций. Поскольку конечный продукт обычно предназначен для потребления за пределами данной организации, то такая культура должна быть также активной, экстравертной, открытой на входе и выходе.1
Наоборот, потенциал организации будет мало соответствовать требованиям рациональности и характеристикам конечного продукта, если формирование будет обеспечивать слабая, статическая, неориентированная, закрытая, интравертная культура. Не в состоянии обеспечить создание эффективного потенциала организации несубординированные культуры и культуры некомпетентного лидерства. Потенциал может быть, во-первых, недостаточным (что характерно для слабых статических культур), во-вторых, не соответствующим по качественным параметрам (что характерно для интравертных и закрытых культур), в-гретьих. чрезмерным (что характерно для культур некомпетентного лидерства).
40. Руководитель — организатор системы управления.
Слово «руководитель» буквально означает "ведущий за руку". Это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в рамках установленных целей.
Основными принципами управления, организации деятельности хозяйствующих субъектов, от которых зависит успех управления, согласно А. Файолю, являются:
¨ принцип рационального разделения труда (позволяет повысить квалификацию и уровень качества выполнения работы);
¨ принцип
четкой регламентации полномочий и
степени ответственности
¨ принцип строгой дисциплины (полное взаимопонимание между персоналом и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации);
¨ принцип единоначалия (распоряжения только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
¨ принцип единства руководства (коллектив должен иметь единую цель, единый план, одного руководителя);
¨ принцип подчиненности личных интересов общему (руководитель должен уметь добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы работников, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом);
¨ принцип справедливого вознаграждения работников (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей);
¨ принцип
централизации в системе
¨ принцип четкой регламентации полномочий в цепи руководителей (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);
¨ принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций;
¨ принцип стабильности рабочих мест (стабильность персонала, работники должны находиться в стабильной ситуации);
¨ принцип поощрения инициативы низовых работников (менеджеры должны стимулировать подчиненных, выдвигающих идеи).
Деятельность руководителя обусловлена как действием законов организации, так и закономерностями управления. Руководитель является элементом производственной, государственной и социальной систем общества, он должен подчинять свою деятельность тенденциям их развития.
Специфика труда руководителя состоит в том, что большинство экономических, технических, производственных и других задач, которые встают перед ним в его работе, он решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.
Деятельность руководителя включает в себя три основных аспекта (направления):
¨ производственно-экономический;
¨ социально-психологический;
организационно-управленческий.