Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:36, курс лекций

Краткое описание

Объект теории орг-ции – организованный опыт, окружающей нас действительности. При этом осн. задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы челов. деят-ти; в объяснении этих способов, в установлении тенденции их развития.
Предметом теории орг-ции – явл-ся организ. отношения, т.е. связи и взаимодействия м/д различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также общие, частные, специфич. законы, действующие в организ. системах.

Вложенные файлы: 1 файл

билеты по теории организации.docx

— 338.36 Кб (Скачать файл)

2.   Совокупность   элементов,   составляющих культуру, подразделяется на идеальные  - это смыслы, ценности, социальные  нормы и ориентиры, представ­ления, знания; и материальные - средства, продукты и формы человеческой жизнедеятельности, отношения в рамках социокультурного процесса.

3. Материальные носители  объективируют иде­альные образы, делают их общественно значимыми, вос­принимаемыми и разделяемыми членами общества.

4.  Культура - это такая  составляющая социокуль­турного процесса, которая обеспечивает объединение членов определенного сообщества в единое целое, вы­деление этого сообщества из внешней (в том числе при­родной) среды и отличие его от других сообществ.

5. Культура - это заключенная  в общественное сознание программа  самоорганизации общества, социокод, по М.К. Петрову (64, с.84), содержащий в себе ориен­тиры и способы жизнедеятельности общества, формы раз­вития и характер реагирования на все возможные измене­ния внешней и внутренней среды.

Культура является целостной  системой с вполне опре­деленной структурой.

 

39. Влияние организационной культуры на результативность деятельности.

Влияние организационной  культуры на формирование организации

Можно выделить следующие  направления обеспечения рациональности формирования организации, по каждому  из которых влияние организаци­онной культуры является определяющим.

1.    Взаимосоответствие   между   компонентами организации:

     подсистемы  материально-вещественных факто­ров деятельности (материально-энергетических, технико-технологических);

·         подсистемы личностных факторов деятельности (персонала, состава членов организации);

      подсистемы  функционально-коммуникационных факторов   деятельности   (организационных,   финансово-экономических,   информационных,  социально-психологи­ческих).

Высокую результативность может  иметь только такая система функционирования, все компоненты которой на­ходятся в гармоничном непротиворечивом единстве. Наи­лучшим образом обеспечить формирование такой подсис­темы может сильная культура компетентного лидерства или сильная умеренно объективистская культура, основан­ная на научных знаниях и опыте, инициативе и ответст­венности всех членов организации.

Существенная дисгармония  между компонентами ор­ганизации резко снижает ее позитивный потенциал. Дос­тижение высоких конечных результатов деятельности ста­новится невозможным. Как правило, такое положение ха­рактерно для культур динамических, но слабых и конфор­мистских, находящихся в большой внешней зависимости и практически всегда неориентированных. Чаще всего это культуры субъективистского типа: несубординированные либо некомпетентного лидерства.

2 Соответствие потенциала  организации коли­чественным и качественным характеристикам созда­ваемого конечного продукта. Полное соответствие может обеспечить только целенаправленная культура объективи­стского типа и компетентного лидерства, базирующаяся на научных знаниях и практическом опыте и последовательно соблюдающая принцип реальности деклараций. Поскольку конечный продукт обычно предназначен для потребления за пределами данной организации, то такая культура должна быть также активной, экстравертной, открытой на входе и выходе.1

Наоборот, потенциал организации  будет мало соответ­ствовать требованиям рациональности и характеристикам конечного продукта, если формирование будет обеспечи­вать слабая, статическая, неориентированная, закрытая, интравертная культура. Не в состоянии обеспечить созда­ние эффективного потенциала организации несубордини­рованные культуры и культуры некомпетентного лидерст­ва. Потенциал может быть, во-первых, недостаточным (что характерно для слабых статических культур), во-вторых, не соответствующим по качественным параметрам (что характерно для интравертных и закрытых культур), в-гретьих. чрезмерным (что характерно для культур неком­петентного лидерства).

40. Руководитель — организатор системы управления.

Слово «руководитель» буквально  означает "ведущий за руку". Это  человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность  за ее ре­зультаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимо­действие с подчиненными строит в рамках установленных целей.

Основными принципами управления, организации деятельности хозяйствующих  субъектов, от которых зави­сит успех управления, согласно А. Файолю, являются:

¨      принцип  рационального разделения труда (позволяет  повысить квалификацию и уровень  качества выполне­ния работы);

¨      принцип  четкой регламентации полномочий и  степени ответственности каждого  работника (право отдавать распоряжения и нести ответственность за результаты);

¨      принцип  строгой дисциплины (полное взаимопонима­ние между персоналом и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации);

¨      принцип  единоначалия (распоряжения только от одно­го руководителя и подотчетность  только одному руко­водителю);

¨      принцип  единства руководства (коллектив должен иметь единую цель, единый план, одного руководителя);

¨      принцип  подчиненности личных интересов  общему (руководитель должен уметь  добиваться с помощью личного  примера и жесткого, но справедливого  управ­ления того, чтобы интересы работников, групп и под­разделений не превалировали над интересами органи­зации в целом);

¨      принцип  справедливого вознаграждения работников (оплата должна отражать состояние  организации и стимулировать  людей на работу с отдачей);

¨      принцип  централизации в системе управления (уровень централизации и децентрализации  должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать наилучшие  результаты);

¨      принцип  четкой регламентации полномочий в  цепи руководителей (четкое построение цепей следования команд от руководства  к подчиненным);

¨      принцип  справедливости в разрешении конфликтных  ситуаций;

¨      принцип  стабильности рабочих мест (стабильность персонала, работники должны находиться в стабиль­ной ситуации);

¨      принцип  поощрения инициативы низовых работников (менеджеры должны стимулировать  подчиненных, вы­двигающих идеи).

Деятельность руководителя обусловлена как действи­ем законов организации, так и закономерностями управле­ния. Руководитель является элементом производственной, государственной и социальной систем общества, он дол­жен подчинять свою деятельность тенденциям их разви­тия.

Специфика труда руководителя состоит в том, что большинство  экономических, технических, производст­венных и других задач, которые встают перед ним в его работе, он решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Деятельность руководителя включает в себя три ос­новных аспекта (направления):

¨      производственно-экономический;

¨      социально-психологический;

  организационно-управленческий.


Информация о работе Теория организации