Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:36, курс лекций
Объект теории орг-ции – организованный опыт, окружающей нас действительности. При этом осн. задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы челов. деят-ти; в объяснении этих способов, в установлении тенденции их развития.
Предметом теории орг-ции – явл-ся организ. отношения, т.е. связи и взаимодействия м/д различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также общие, частные, специфич. законы, действующие в организ. системах.
Специфические законы отражают:
неразрывную связь всех звеньев
организации; пропорциональность производства
и управления; переход от администрирования
к стратегическому
Закон социальной гармонии.
Ориентирует к тому, что в каждой
организации развитие социальной сферы
увеличивает производительность труда
сотрудников благодаря
Закон эффективного восприятия и запоминания информации. Предполагает, что процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления. Закон эффективного осмысления. Координирует на эффективное осмысление нового, это возможно только при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике. Закон установки. Ориентирует, что любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.
Закон устойчивости информации. Предполагает, что первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии. Закон доходчивости информации. Предусматривает, что доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.
23. Взаимоотношение общих, правовых законов и законов социальной организации.
Из законов организации вытекают принципы оптимизации функционирования системы управления и повышения эффективности деятельности людей в организации. Изучая законы и принципы организации, следует помнить, что они будут эффективно работать только в том случае, если руководитель сможет найти их разумное сочетание, выделить главный закон и подчинить ему все другие законы и принципы организации управленческого труда.
24. Принципы организации. Статика и динамика организации.
Принципы приоритета.
1)принцип
приоритета цели: в системе цель - задача
- функция наивысший приоритет имеет цель,
затем задача и далее функция.
Функции - виды конкретных работ. Из цели
вытекает ряд конкретных задач, из задач
вытекает набор функций, принцип приоритета
функций над структурой при создании организаций:
создание новых организаций осуществчяется
для реализации определенного набора
целей. Каждая цель реализуется набором
задач. Затем эти задачи группируются
по общности и для этих групп формируется
набор функций;
2)принцип
приоритета структур над
3)принцип
приоритета субъекта
4)принцип приоритета объекта управления над субъектом: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные Структурные подразделения с учетом их совместимости.
Принципы соответствия:
1)принцип
соответствия между
принцип соответствия
распорядительства и
2)принцип
соответствия эффективности
3)принцип
оптимального сочетания
4)принцип
прямой точности: производствен
5)принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам;
6)принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания;
7)принцип
синхронизации (системный
25. Структура как внутренняя организация системы. Принципы структуризации организации.
структура - это организационная
характеристика системы, представляющая
собой совокупность устойчивых связей
и отношений, обеспечивающих стабильность
и равновесие системы, взаимодействие,
соподчиненность и
Рациональная структура
не возникает спонтанно. Она целенаправленно
формируется на основе системы научных
и универсальных принципов
♦ при построении структур новых организаций;
♦ при оценке рациональности существующих и проектируемых структур;
♦ при коррекции существующих структур;
♦ при проведении структурной реорганизации. Существуют следующие принципы структуризации:
Статика организации Структуры
непосредственного
26. Классификация процессов динамики организации.
Классификация процессов по типам поведения системы
Виды процессов |
Условия осуществления процессов |
Процессы активного |
Внешняя среда благоприятствует лучшей реализации целей системы |
Процессы приспособления системы к внешней среде |
Несоответствие между Неспособность системы оказать существенное воздействие на состояние внешней среды |
Процессы активного изменения внешней среды |
Несоответствие между Высокая зависимость системы от факторов внешней среды. Способность системы оказывать существенное воздействие на состояние внешней среды |
Процессы изоляции системы от влияния внешней среды |
Внешняя среда неблагоприятна для реализации целей системы. Зависимость системы от факторов внешней среды ослаблена. Изоляция системы от влияния внешней среды возможна |
Процессы подавления влияния внешней среды |
Внешняя среда неблагоприятна для реализации целей системы. Изоляция от влияния среды невозможна. Система имеет внутренние возможности противодействовать влиянию внешних факторов |
Процессы взаимосогласования целевой ориентации и параметров системы с параметрами внешней среды |
Несоответствие между Высокая зависимость системы от факторов внешней среды |
Процессы перехода системы в другую внешнюю среду |
Несоответствие между Невозможность изоляции от влияния внешней среды |
Процессы индифферентные к состоянию внешней среды |
Слабая зависимость системы от факторов внешней среды |
Процессы изменения внутренней среды |
Несоответствие между |
27. Основные принципы рационализации.
Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации, к новой результативности, к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.
Результативность имеет семь составляющих:
1) удовлетворенность потребителя;
2) настроение и подготовка работников;
3) внутренняя производительность;
4) нововведения;
5) подготовка и результативность руководства;
6) операционная (финансовая) смета;
7) социальная ответственность.
Результативность
28. Методы моделирования по этапам проектирования организационных отношений.
Выделяют следующие этапы организационного проектирования:
1) формирование идеи
2) системный анализ и структуризация проблемы (объекта);
3) разработка производственной
структуры организации (числа
и взаимосвязей
4) разработка организационной структуры организации;
5) разработка положений (должностных инструкций) о службах;
6) разработка норм и нормативов;
7) подбор персонала и
комплектование штата
8) расчет потребности в различных видах ресурсов (по их видам, объектам и т. д.);
9) технико-экономическое
обоснование организационного
10) согласование и утверждение
проекта, передача его для
Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации.
29. Эволюция научных взглядов (Ф.Тейлор,Ф.Гилберт, А.Файоль).
Классическая, или административная, школа менеджмента, действовавшая в основном в 1920 - 1950 гг. Ее авторами являются Тейлор, Гилберт, Файоль и др. С возникновением административной школы специалисты начали постепенно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Наибольший вклад в разработку классической школы менеджмента внес французский ученый Анри Файоль. Еще в 1923 году он говорил, что «управлять» - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. А. Файоль разработал также 14 принципов управления.
30. Развитие организационной мысли и организационных отношений в России (А. Богданов, А. Гастеев, Н.Кондратьев, В. Вернадский, В. Бехтерев).
В своей теоретических
взглядах (“Научная мысль как планетарное
явление” и др.), имеющих важное значение
для современной социально - экологической
мысли, Вернадский отмечает то, что
“до сих пор история
Научный кругозор Богданова простирался от истории рабочего движения, политэкономии, социологии, психологии, литературоведения и философии до геронтологии и гематологии. В фундаментальной работе «Тек-тология. Всеобщая организационная наука», написанной в 1912 г. и неоднократно переиздававшейся, он пытался отыскать универсальные принципы организации, присущие и живой, и неживой природе.
В 1918 г. по инициативе академика В.М.Бехтерева в Петрограде было организовано учебное и научно-практическое учреждение — Институт по изучению мозга и психической деятельности. Бехтерев же явился инициатором организации работ по профконсультации, при его участии на базе биржи труда было создано первое Бюро по профконсультации, которым руководил А.Ф.Кларк.
Во время разработки первого
пятилетнего плана Н.Д. Кондратьев
выступал за сбалансированное развитие
промышленности и сельского хозяйства.
Главным теоретическим
С методологической точки зрения это был важный момент: закладывались основы для комплексного подхода к анализу вопросов организации труда и производства. Конференция стимулировала усилия, направленные на изучение управленческой проблематики. Именно в 20-е гг. формируются первые школы управления вокруг Гастева, которые на основе развития своих идеи вырабатывали практические рекомендации для сферы управления.
31. Культура и ее основные компоненты и разновидности.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них: