Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи. Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ……………………………………………………….. 8
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы…….… 8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения………….. 11
1.3 Организация социальной защиты семьи в России ……………………... 16
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ …………………………………………. 19
2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей ………………………………………………….19
2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи ..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..... 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.47 Кб (Скачать файл)

       Как на федеральном, так и на региональном уровнях должна решаться задача по повышению эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и защиты семьи и детей. Для этого требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы, повышение квалификации социальных работников, применение инновационных технологий по работе с различными категориями семьи и детей, что позволит повысить эффективность социальной работы с семьей, увеличить количество семей, охваченных социальной защитой, обеспечить расширение предоставляемых видов услуг и улучшит их качество.

        Социальный работник при формировании социальной защиты семьи работает с каждой конкретной ситуацией семьи. При этом он оказывает превентивную помощь, направленную на предупреждение прогнозируемой неблагоприятной ситуации, связанной с низкой социальной защитой семьи и оперативную помощь, направленную на разрешение сложившейся неблагоприятной ситуацией, как для ребенка, так и для семьи в целом. В формировании социальной защиты семьи социальный работник использует индивидуальные и групповые формы работы.

       Индивидуальные формы работы, такие как консультация, беседа и т.д., социальный работник использует во время патронажа семьи. Социальный работник в работе с семьей использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение[15], внушение, убеждение, художественные аналогии и т.д. Конечной целью консультационной работы является – актуализировать внутренние ресурсы семьи и социальной защиты, откорректировать отношение семьи к ребенку и наоборот.

        Групповые формы работы – лекции, семинары-тренинги и т.д., используются социальным работником во время работы в центре. Групповые методы работы дают возможность родителям семей обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получить одобрение и педагогическую поддержку.

          Взаимодействие социального работника и семьей по формированию их социальной защиты является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам социального работника (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания и организации социальной защиты семьи в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к семьям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с семьями, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники здравоохранения в контакте с государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работников данной категории расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (семей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей различных категорий семей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в организации социальной защиты семей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории семей, которые находятся в затруднительном и неблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой.

        В данной реально существующей ситуации с организации социальной защиты семей в разных условиях их проживания существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования организации социальной защиты семей.

       Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей[16]; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

          В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

         Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

         Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

        Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

         В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

        Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника в организации социальной защиты семьи.

       Завершая  работу, хотелось бы отметить, что  в виду неоднозначного подхода  в рассмотрении ряда вопросов  относительно роли социального  работника в организации социальной  защиты семьи данная тема будет  оставаться актуальной и предметом  исследования научных работ в  будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.         Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 2009.

2.         Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 2009. – 207с.

3.         Василькова Ю.В. Лекции по социальной  педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

4.         Беличева С.А. Служба социальной  защиты семьи и детства // Педагогика. – 2012.- № 7/8 – С. 23-27.

5.         Бочарова В.Г. Личность – семья  – община становится центром  системы социальных служб.// Социальная работа. -2012. - № 1. С.3-9.

6.         Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 2008 – 123с.

7.         Елизаров В.В. Семья в условиях  демографического кризиса. Сб.: Защита  прав семьи и детей в программе  действий президента Российской  Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая  литература, 2008. – С.34-35.

8.         Жданов В.И. Вопросы подготовки  кадров для социальной работы  с семьей. Сб.: Защита прав семьи  и детей в программе действий  президента Российской Федерации  на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 2008. – С.28.

9.         Куличенко Р.М. Социальная работа  и подготовка социальных работников  в современной России: уч. Пособие,  Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 2009.

10.      Материалы  VIII региональной конференции «Вузовская  наука» Т2. Общественные науки.  Ставрополь. 2009г. с.136 // Бахуташвили Т.В

11.      О положении  детей в Российской Федерации.  Ежегодный государственный доклад. –2009г. – М., 1998.

12.      Основы  социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 2009. – 567 с

13.      Основы  социальной работы: Учебник // Под  ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 2009. – 521 с

14.      Пантелеева  Г.С. Экономические основы социальной  работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2011. – 450 с

15.      Принцип  активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 2009. – 225 с

16.      Российская  энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М., 2010.

17.      Сластёнин  В.А. Социальный педагог и социальный  работник: личность и профессия// Теория и практика социальной  работы: отечественный и зарубежный  опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной  и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва-Тула. 2013. – С. 265-275.

18.      Социальная  работа. Российский Энциклопедический  словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М., 2009. – 600 с

19.      Социальная  работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники,  учебные пособия». – Ростов на Дону.:»Феникс», 2009. – С.426-433.

20.      Социальные  службы для подростков и молодежи. – Институт молодежи. – М., 2010. – 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 2012. – 50 с

21.      Теория  и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 2009, 192 стр.

22.      Теория  социальной работы: Учебник / Под  ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. –  456 с Тетерский С.В. Введение  в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2010. – 379 с

23.      Торохтий  В.С. Основы психолого-педагогического  обеспечения социальной работы  с семьей. Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2010.-240 с.

24.      Торохтий  В.С. Психология социальной работы с семьей. –М., 2009.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Значимые особенности  различных категорий семей –  объектов социальной работы.

ТИПЫ СЕМЕЙ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Молодая семья 

-    Межличностная  адаптация супругов: первичная и  вторичная;

-    Распределение  социальных ролей и освоение  различных функций семьи;

-    Адаптация к  условиям жизнедеятельности в  новом социуме.

Семья среднего супружеского возраста 

-    Проблемы взаимоотношений  супругов на этапе первого  и второго критического периода  жизнедеятельности семьи;

-    Психолого-педагогические  проблемы воспитания детей, коррекции  поведения родителей;

-    Потребность в  стимулировании факторов стабилизации  семьи.

Бездетная (инфертильная) семья 

-    Наличие комплекса  «неполноценности»;

-    Обострение различных  девиантностей, приобретённых в  детстве типа «проекция собственных  негативных качеств на другого»;

-    Возможны психогенные  отклонения типа «фобия утраты  супруга» и т.д.

Малодетная семья 

-    Проблемы внутрисемейного  общения;

-    Наличие эгоцентрических  качеств у подростка;

-    Проблемы авторитета  и лидерства супругов;

-    Дефицит психологического  здоровья семьи.

Многодетная семья 

-    Нестабильность  статуса в общественном сознании;

-    Изобилие иждивенческих  жизненных установок;

-    Социально-ролевая  нестабильность в семье;

-    Наличие благоприятных  условий для развития девиантного  поведения подростков

Сложная семья 

-    Проблема взаимоотношений  родителей и пришедшего в семью  нового человека (зятя, невестки);

-    Проблема лидерства  в решении общесемейных задач;

-    Возможность обострения  девиантностей типа: «воспитательная  неуверенность» и т.д.

Смешанная семья 

-    Построение взаимоотношений  с прежним и новым микроокружением;

-    Адаптация детей  к новому родителю или уходу  родителя из семьи;

-    Отношения с  взрослыми детьми и забота  о них.

Внебрачная семья 

-    Юридическая неоформленность  брака создаёт массу проблем  во внутрисемейных отношениях  и взаимодействии её с социумом;

-    Неразвитость  представлений о перспективных  целях семьи;

-    Отсутствие взаимопонимания  с микроокружением;

-    Нервно-эмоциональная  напряженность ожидания определённости  супружеских отношений

Неполная семья 

-    Адаптация к  новому статусу в социуме;

-    Возможности развития  у родителя и детей психогенных  девиантностей типа: «неразвитость  родительских чувств», «эмоциональное  отвержение» и т.п.;

-    Проблема воспитания  детей.

Дистантная семья 

-    Проблема взаимоотношений  родителей и детей;

-    Рассогласованность  взглядов родителей на формы  и методы воспитания детей;

-    Возможно развитие  девиантностей у детей типа: «эмоциональное  отвержение» родителя, а у родителей  «противопоставление родительских  отношений к детям».

Разнородная семья 

-    Проблема несоответствия  потребностей и прежде всего  интеллектуальных;

Информация о работе Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей