Теоретические основы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Содержание

Введение………………………………………………………………...………3
1. Теоретические основы социальной защиты населения.………..….……..5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения…………………...5
1.2.Формы социальной защиты………...……………………………………..7
1.3. Перспективы развития социальной защиты населения…………………12
2. Характеристика УСЗН администрации Троицкого муниципального района ……………...………………………..………………………………....................16
2.1 Общие положения об отделе «Льготы»»…………………………………16
2.2 Характеристика структуры отдела «Льготы».………………………..…..17
2.3 Анализ деятельности отдела «Льготы» в 2011 году ………..……...….18
Глава 3. Анализ штатной единицы…………………..………………………...20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложения……………………………………………………………….……..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...………3

1. Теоретические основы социальной защиты населения.………..….……..5

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения…………………...5

1.2.Формы социальной защиты………...……………………………………..7

1.3. Перспективы развития социальной защиты населения…………………12

2. Характеристика УСЗН администрации Троицкого муниципального района ……………...………………………..………………………………....................16

2.1 Общие положения об отделе «Льготы»»…………………………………16

2.2 Характеристика структуры отдела «Льготы».………………………..…..17

2.3 Анализ деятельности отдела «Льготы» в 2011 году ………..……...….18

Глава 3. Анализ штатной единицы…………………..………………………...20

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложения……………………………………………………………….……..29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переходный  период к рыночным отношениям знаменует  собой новый этап в социально-экономическом  развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к  жизни процессы, которые даже в  западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся  преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего  населения и потребовали неотложного  формирования принципиально новой  социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально  использоваться имеющийся опыт и  существующая инфраструктура, что и  послужит базой для формирования новой концепции социального  обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности

Цель курсовой работы - закрепление полученных теоретических знаний и приобретение практических навыков в области организационно-управленческого анализа на примере Управления социальной защитой населения администрации Троицкого муниципального района.

Основные задачи, определяющие содержание курсовой работы:

- рассмотрение теоретических основ социальной защиты населения:

- приобретение опыта формирования миссии и целей организации, т.е. процесса целеполагания;

- исследование  организационной структуры; 

- описание и  анализ «штатного места» организации;

- выявление  недостающей информации для полной  характеристики «штатного места»;

- выработка    предложений    по    совершенствованию  имеющихся   регламентирующих  документов   по  исследованному «штатному месту» организации.

Объектом исследования  выступает Управление социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района, а предметом – Начальник отдела «Льготы» Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района

Поставленные  цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы социальной защиты населения

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

 

Неотъемлемыми факторами  любой нормально функционирующей  социальной системы является социальная защита и социально-экономическая  поддержка населения. Социальная помощь в поддержании физической жизни  людей, удовлетворение их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. 
Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами совместной жизни людей.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно - родственных и  общественных связей государство все  более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к  выделению социальной защиты населения  в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл  и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена  в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее уязвимых слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов.

Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является «определённая система отношений собственности и права». Именно частная собственность обуславливает независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально  уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

- государство, провозгласившее  себя цивилизованным, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

- всякое государство  заинтересовано в расширенном  воспроизводстве квалифицированной  рабочей силы;

- социально-экономическая  поддержка неимущих нивелирует  экономическое состояние различных  групп и слоев населения.

Таким образом, проанализировав вышесказанное, социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита»  имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

 

1.2. Формы социальной  защиты

 

Социальная защита как  социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном  контексте обычно имеет дело с  установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.[17]

В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении  установленных законодательством  неблагоприятных событий предоставляется  помощь компенсационного характера  в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.[14]

Вместе с тем, социальная защита, являясь по своему функциональному  характеру достаточно целостной  системой, представляющей собой самостоятельный  социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния  развития института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его  дальнейшего развития в нашей  стране представляется необходимым  прежде всего отметить, что, хотя такой  институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.[15]

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.[17]

Отсутствие общего представления  о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института,

В советский период, в  связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения».[15] 
          Одновременно термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

Информация о работе Теоретические основы социальной защиты населения