Понятия и принципы управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель управленческого решения - обеспечение развития организации и достижение поставленных целей.
Принятое решение должно отвечать определенным критериям – только в этом случае его можно считать оптимальным. Каждое решение имеет многообразие подходов, задач, целей и условий.
В данной курсовой работе рассмотрены два различных подхода в процессе ПУР, их анализ, сравнение и выбор наилучшего подхода в сфере управленческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Катин курсач.docx

— 279.73 Кб (Скачать файл)

Для данной технологии составляют бизнес-план. Но в зависимости от промежуточных и конечных результатов руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда. В ходе реализации данной технологии требуется проведение аналитической работы руководителя и специалистов. Необходимо проведение анализа текущей информации, опросов, определении проблем и подготовке предложений по корректировке тактических и стратегических решений, создании информационной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процессорные технологии

Целевые технологии

Инициативно-целевая

Программно-целевая

Регламентная

Управление по результатам

+

+

Управление на базе потребностей и интересов

+

+

+

Управление путем  постоянных проверок и указаний

+

+

Управление в исключительных случаях

+

+

Управление на базе искусственного интеллекта

+

Управление на базе активизации деятельности персонала

+

+


 

Рис. 6. Состав процессорных технологий для реализации целевых

Эта технология действенна для самообучения и профессионального  роста руководителя и специалистов в области управления на собственных ошибках и достижениях. Технология не требует затрат на разработку детальных планов и проведения исследований о возможных затратах на реализацию решения.

Технология управления по результатам предусматривает  следующие этапы реализации:

  • разработка и принятие нового или выбор типового решения, его последующая реализация до достижения первого результата;
  • сопоставление результата с установленными нормативами. Если отклонение показателей превосходит допустимые значения, осуществляется внесение изменений в решение. При допустимых отклонениях, решение не корректируется, а реализация технологии продолжается.

Технологии завершается  при получении результатов, запланированных в технологии целевого управления.

 

      1. Технология управления на базе потребностей и интересов

Технология управления на базе потребностей и интересов подразумевает приоритет межличностных отношений над другими инструментами и методами формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели (рис.7).

В процессе реализации этой технологии взаимодействие между  руководителем и подчиненным  может возникнуть только тогда, когда  оно затрагивает потребности  их обоих (3). Все остальные варианты отношений (1, 2, 4) приводят к противодействию  подчиненного.

 

 

Рис. 7. Варианты управленческого воздействия

 

Под потребностями человека понимают материальный, биологический и социальный набор элементов, необходимый для жизнедеятельности, функционирования и развития личности.

Условия применения технологии:

  • достаточно большой период времени между принятием решения и полученными результатами;
  • задание выполняется коллективно;
  • возможность взаимодействия между руководителем и подчиненным;
  • высокопрофессиональные сотрудники.

В рамках данной технологии руководитель выполняет функции планирования и организации взаимодействия между участниками трудового процесса:

  • оценивает потребности и интересы каждого работника;
  • группирует работников в зависимости от потребностей и интересов;
  • выдает задания на основе корпоративных потребностей и интересов работников;
  • корректирует процесс исполнения решений на основе изменений, происходящих в межличностных и деловых коммуникациях.

Для успешной реализации данной технологии необходимо выполнить  следующие мероприятия:

  • для выполнения конкретной цели разработать набор элементов системы управления;
  • для каждого элемента системы управления разработать перечень и объем требуемых ресурсов;
  • в отдел кадров пригласить специалиста по социологии и психологии;
  • подбор персонала осуществлять исходя из общности потребностей и интересов.

Количество сотрудников  участвующих в процессе реализации данной технологии не ограничивается. Технология гарантирует положительный результат.

 

      1. Технология управления путем постоянных проверок и указаний

Технология управления путем постоянных проверок и указаний подразумевает приоритет жесткого управления и контроля персонала над другими методами создания взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели. При таком подходе человек лучше реализует свои потребности в самовыражении, стабильности и порядке.

Эта технология эффективна для реализации в небольших системах управления, в которых всеми признаётся авторитет и профессионализм руководителя.

Руководитель  в рамках этой технологии:

  • разрабатывает подробный план работ для каждого исполнителя с указанием средств, методов и сроков выполнения этапов и всего задания в целом;
  • контролирует текущий процесс выполнения задания каждым работником;
  • определяет проблемы и ситуации, которые мешают своевременному и качественному выполнению задания;
  • исправляет деятельность работников, отклонившихся от графика проведения работ;
  • накапливает информацию о профессионализме работников, особенностях их психологического состояния.

Для успешной реализации данной технологии необходимо выполнить  следующие мероприятия:

  • для выполнения конкретной цели разработать набор элементов системы управления;
  • для каждого элемента системы управления разработать перечень и объем требуемых ресурсов;
  • каждый работник должен иметь инструкции и подробный план выполнения заданий с указанием даты объема её важнейших этапов.

 

      1.  Технология управления в исключительных случаях

Технология управления в  исключительных случаях основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной методики над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.

Исключительный случай –  ситуация, мешающая исполнителю должным образом и в срок достигнуть необходимых результатов. Исключительный случай не следует относить к форс-мажорным ситуациям, например, болезнь или увольнение сотрудников, отключение электроэнергии в офисе. Эта технология успешно реализуется в небольших социально-экономических системах, работа в которых проводится по жестко регламентированной технологии, или в системах с доверительной структурой управления. Регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и организационных функций среди персонала, создание отлаженного взаимодействия.

Технология основывается на линейно-патронажной структуре управления (от фр. patronage – покровительство). Руководитель выполняет линейное воздействие на всех участках процесса реализации задания по административным функциям, а по экономическим, технологическим и другим функциям оказывает подчиненным и коллегам требуемое содействие (патронаж). Руководитель ведет себя как равный среди равных. Исполнители передают часть своих работ на нижестоящий уровень и выступают по отношению к нему как линейные руководители или как советники.

Руководитель  в рамках этой технологии:

  • разрабатывает миссию и составляющие её цели, согласовывает сроки их достижения с исполнителями;
  • поручает своим исполнителям точно следовать рекомендованной технологии;
  • контролирует согласованность выполнения заданий;
  • в исключительных случаях берет управление на себя или поручает это конкретным исполнителям;
  • собирает статистическую информацию о профессионализме работников, исключительных случаях и способах их разрешения.

 

      1. Технология управления на базе искусственного интеллекта

Технология управления на базе искусственного интеллекта подразумевает приоритет накопленной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных с применением современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект – система информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений.

Технология основывается на том, что отклонения возникающие при реализации задания являются штатными, с известным набором решений по их устранению.

Руководитель  в рамках этой технологии:

  • формирует элементы искусственного интеллекта для разработки вариантов решений, средств и методов достижения поставленных целей;
  • организует ввод требуемых для работы исходных данных в компьютер;
  • анализирует предложенные варианты. Если удовлетворительные варианты отсутствуют, корректирует исходные данные;
  • выбирает оптимальный вариант решения;
  • организует согласование выбранного варианта с конкретными исполнителями;
  • контролирует согласованность выполнения задания;
  • в непредвиденных ситуациях, с помощью системы искусственного интеллекта координирует процесс выполнения задания. В случае неспособности системы искусственного интеллекта обработать данные, касающиеся новой ситуации, руководитель берет управление на себя или поручает это другим исполнителям. Новое решение сохраняется в базе данных с указанием полученных результатов.

Для использования  данной технологии требуется высокий  уровень профессиональной подготовки по работе с информационно-коммуникационными системами.

      1. Технология управления на базе активизации деятельности персонала

Технология управления на базе активизации деятельности персонала основывается на приоритете стимулов и поощрений над другими методами успешного выполнения порученных заданий. Она эффективна для осуществления деятельности, результаты которой определяются настроением, психологией и состоянием здоровья исполнителя, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников не имеет ограничений. Требуется осуществление контроля влияния стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива в целом.

Активизация деятельности соединяет два понятия: стимулирование и мобилизацию. Стимулирование предполагает выдачу ответственных заданий, доверие и благодарности, выплаты в денежной форме, в форме услуг, знаний и информации. Мобилизация трактуется как формирование в работнике моральных ценностей человека и общества новых движущих сил для достижения поставленных целей (лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя).

Эта технология воздействует на удовлетворение потребностей и интересов работников не напрямую от руководителя, а через решения самого работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суть теории принятия решений —привлечение таких показателей как межличностные отношения, потребности и интересы руководителя и подчиненного, использование научных методов и точных наук, при выборе наиболее оптимального решения из всех предложенных альтернатив.

Процесс управления, включающий в  себя цикл выработки, принятия и реализации управленческого решения, начинается с появления стимула, т.е. с некоторого события, указывающего на возникновение  ситуации, в которой требуется  принять решение.

Немаловажным аспектом достижения цели управленческого решения является определение технологий разработки и реализации управленческого решения.

В данной работе были рассмотрены  технологии, которые в свою очередь  рассматриваются на двух уровнях:

-технологии целевого  управления;

-технологии процессорного  управления.

Целевые технологии основаны на приоритете целей относительно ситуаций и ориентируют решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий. Среди целевых технологий различают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии.

Информация о работе Понятия и принципы управленческих решений