Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в раскрытии сущности системного подхода при изучении деятельности организации; его значении в процессе управления в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность понятий «система», «системный подход».
Изучить основные принципы системного подхода.
Определить значение системного подхода в управленческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИНЦИПЫ 5
1.1. Сущность системного подхода 5
1.2 Основные принципы системного подхода 10
1.3. Неразрывная связь между анализом и синтезом системы. 12
2. РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

osnovy_sistemnogo_podkhoda.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы заключается в следующем.

Характерными чертами  развития социально-экономических  систем являются:

    • интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;
    • комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
    • усложнение решаемых проблем и объектов;
    • рост числа связей между объектами;
    • динамичность изменяющихся ситуаций;
    • дефицитность ресурсов;
    • повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;
    • глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;
    • усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты  вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.

Цель данной работы заключается в раскрытии сущности системного подхода при изучении деятельности организации; его значении в процессе управления в современных условиях.

Для достижения цели в  работе поставлены следующие задачи:

    1. Определить сущность понятий «система», «системный подход».
    2. Изучить основные принципы системного подхода.
    3. Определить значение системного подхода в управленческой деятельности.

К настоящему времени  довольно обширная литература, посвященная  тем или иным аспектам системного подхода, обнаруживает не столько единство мнений, сколько значительные расхождения принципиальных точек зрения на сущность этого подхода и способы его реализации. Тем не менее о системном подходе вполне можно и даже нужно говорить как о едином направлении в развитии современного научного познания. Главное основание для этого состоит в том, что все исследования, проводимые в рамках этого подхода, так или иначе направлены на изучение специфических характеристик сложноорганизованных объектов — систем.

Методологической основой  при написании работы послужили издания таких авторов как  Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Мильнер Б.З., Платов В. Я., Рогожин С.В., Рогожина Т.В. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ  СИСТЕМНОГО ПОДХОДА, ЕГО ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ И ПРИНЦИПЫ

1.1. Сущность системного подхода

 

Понятие "система" сегодня широко используется в самых  различных науках. Можно встретить  описание систем биологических, технических, социальных и социально-экономических, а также отдельно экономических, социо-технических, человеко-машинных, производственно-экономических и пр. Уже один набор этих понятий вносит сумятицу в понимание системы, мысль о произвольном ее выделении или настолько расширительном толковании, что оно становится каким-то ненаучным, бессодержательном, неконкретным понятием.

В то же время нередки утверждения о том, что использование понятия системы сделало революцию в развитии науки, свидетельствует о новом уровне научных исследований, определяет их перспективность и практический успех.

Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

Под системой понимается некоторое сложное целое, обладающее ярко выраженными границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой так, что изменение положения или состояния одной части с неизбежностью приводит к изменению состояния других частей [6,26].

Система состоит из множества  взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает присущими ему  свойствами, но в целом все они  действуют целенаправленно.

Система обладает большим  количеством свойств [5,61]:

1. Связанные с целями и функциями:

• синергичность —  однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает  эффективность функционирования системы;

• приоритет интересов  системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов;

• эмерджентность — цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы;

• мультипликативность  — и позитивные, и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения;

• целенаправленность;

• альтернативность путей  функционирования и развития.

2. Связанные со структурой:

• целостность — первичность  целого по отношению к частям;

• неаддитивность — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов;

• структурность —  возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними;

• иерархичность —  каждый компонент системы может  рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.

3. Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой:

• коммуникативность - существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии;

• взаимодействие и взаимозависимость  системы и внешней среды;

• адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития);

• надёжность — функционирование системы при выходе из строя одной  из её компонент, сохраняемость проектных  значений параметров системы в течение  запланированного периода.

4. Иные:

• интегративность —  наличие системообразующих, системосохраняющих факторов;

• эквифинальность —  способность системы достигать  состояний, независящих от исходных условий и определяющихся только параметрами системы;

• наследственность;

• развитие;

• порядок;

• самоорганизация.

 Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.

Системный подход как  общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и  деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология — раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Существует множество  подходов к понятию «системный подход». Основные из них [7].

  • Системный подход — это интеграция, синтез, рассмотрение различных сторон явления, объекта (А. Холл).
  • Системный подход — адекватное средство исследования и разработки не любых объектов, произвольно называемых системами, а лишь таких, которые представляют собой oрганичные целые (С. Оптнер).
  • Системный подход — выражение процедур представления объектов как систем и способов их разработки (В. Садовский).
  • Системный подход — это широкие возможности для получения самых

разнообразных оценок и  суждений и предполагает поиски самых  разнообразных вариантов выполнения той или иной работы с дальнейшим выбором оптимального (Д. Бурчфилд).

Из предложенных подходов можно определить понятие «системного  подхода» следующим образом:

Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта [2, 134].

Системный подход - это направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы [1, 65].

Системный подход обладает рядом главных черт:

1. Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения  предмета: изучение самого предмета  — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.

3. Системный подход  требует рассматривать проблему  не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным  целым даже тогда, когда, она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Относительно изучения деятельности организации, системный подход предполагает [6,141]:

  1. рассмотрение всей организации как некоторой целостности - системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
  2. рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные "рамки" управляющей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой;
  3. изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Соблюдение каждого  из приведенных положений имеет  большое значение для реализации системного подхода к исследованию. Однако еще в более значительной мере это зависит от способности или неспособности исследователя мыслить системно, воспринимать внутреннюю среду и внешнюю среду целостно и принимать соответствующие системному подходу решения.

При изучении организации с позиций системного подхода на первом плане выступают:

а) деление организации  на подсистемы;

б) вертикальные и горизонтальные связи организации.

1.2 Основные принципы системного  подхода

 

Целью всех споров и всякого исследования является

установление принципов; а если эта цель не достигнута, то

человеческий разум  никогда не может ничего решить.

Мишель Монтень

 

Системный подход в изучении управления можно представить в  совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода.

Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа) [4,85]:

1. Целостность - позволяет  рассматривать одновременно систему  как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Он заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, то есть отграничении его от других явлений, от среды.

2. Иерархичность строения - то есть наличие множества  (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Принцип функционально-структурного  строения целого - заключается в  том, что при исследовании систем  управления необходимо анализировать  и определять функциональное  строение системы, то есть видеть  не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.

4. Структуризация - позволяет  анализировать элементы системы  и их взаимосвязи в рамках  конкретной организационной структуры.  Как правило, процесс функционирования  системы обусловлен не столько  свойствами ее отдельных элементов,  сколько свойствами самой структуры.

Информация о работе Понятие системного подхода, его основные черты и принципы