Сущность и принципы системного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель выполнения работы - изучение системного анализа в исследовании процесса организации управления.

Содержание

Введение 3
1. Особенности системного подхода к решению задач управления 4
2. Общие понятия теории систем и системного анализа 7
3. Сущность и принципы системного подхода 12
4. Основные понятия системного анализа 13
5. Сущность ситуационного подхода, маркетинговый подход,
инновационный подход, нормативный подход 19
6. Значение системного подхода в управлении 22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23
1. Схема потоков информации, ориентированной на утверждение
конкретных документов. 23
2. Программные средства и приемы использования метода
сценариев в процессе прогнозирования 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 4Системный анализв исследовании процесса организации управления.docx

— 126.56 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

3

1. Особенности системного  подхода к решению задач управления

4

2. Общие понятия теории  систем и системного анализа

7

3. Сущность и принципы  системного подхода

12

4. Основные понятия системного  анализа

13

5. Сущность ситуационного  подхода, маркетинговый подход,

 

инновационный подход, нормативный  подход

19

6. Значение системного  подхода в управлении

22

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

23

1. Схема потоков информации, ориентированной на утверждение

 

конкретных документов.

23

2. Программные средства  и приемы использования метода 

 

сценариев в процессе прогнозирования

25

Заключение

28

Список использованных источников

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объектакак сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

В наиболее общем виде под  системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Значение системного подхода  заключается в том, что руководителям  проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Особенность системного подхода  состоит в том, что система  управления рассматривается как средство решения проблем организации. В этом подходе используется, как правило, методология системного анализа.

Цель выполнения работы - изучение системного анализа в исследовании процесса организации управления.

Задачами работы являются:

- изучениеособенностей системного подхода к решению задач управления;

- рассмотрение общих понятий теории систем и системного анализа;

- исследование сущности и принципов системного подхода;

- определениеосновных понятий системного анализа;

- выявление значения системного подхода в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  системного подхода к решению  задач управления

Системный анализ - это есть не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.

В последнее время часто  возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства.

Быстрый рост современных  организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы предприятия. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией.

Системный подход способствует, как уже говорилось, главным образом  выработке правильного метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который, с одной стороны, способствует устранению излишней усложненности, а с другой – помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько, порой много, компаний и отраслей промышленности, или даже все общество в целом. Далее следует сказать, что эти системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются.

Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов - формальных и неформальных (качественных, содержательных).

Методика системного анализа  разрабатывается и применяется  в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования.

Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой методику системного анализа.

Таким образом, методика системного анализа разрабатывается для  того, чтобы организовать процесс  принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект.

Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его  от других направлений системных  исследований, является разработка и  использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.

Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов  и неформализованного (экспертного) знания. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию прикладной диалектики.1

С учетом вышесказанного в  определении системного анализа  нужно подчеркнуть, что системный анализ:

– применяется для решения  таких проблем, которые не могут  быть поставлены и решены отдельными методами математики, т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа («формализованный здравый смысл»), интуицию и опыт лиц, принимающих решения;.

– объединяет разные методы с помощью единой методики; опирается  на научное мировоззрение;

– объединяет знания, суждения и интуицию специалистов различных  областей знаний и обязывает их к  определенной дисциплине мышления;

– уделяет основное внимание целям и целеобразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие понятия теории систем и системного анализа

Общая теория систем (ОТС) - научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе  объект исследования представляется как  система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

Существует много определений  системы.

Система есть комплекс элементов, находящийся во взаимодействии.

Система - это множество объектов вместе с отношениями этих объектов.

Система - множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь)

Термины «отношение» и  «взаимодействие» используются в самом  широком смысле, включая весь набор  родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где  A - множество элементов; R - множество отношений между A.

Система - это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Исследование объекта  как системы предполагает использование  ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:

Структурное представление  связано с выделением элементов  системы и связей между ними.

Функциональные представление систем - выделение совокупности функций (целенаправленных действий) системы и её компонентов направленное на достижение определённой цели.

Макроскопическое представление - понимание системы как нерасчленимого целого, взаимодействующего с внешней средой.

Микроскопическое представление  основано на рассмотрении системы как  совокупности взаимосвязанных элементов. Оно предполагает раскрытие структуры системы.

Иерархическое представление  основано на понятии подсистемы, получаемом при разложении (декомпозиции) системы, обладающей системными свойствами, которые следует отличать от её элемента - неделимого на более мелкие части (с точки зрения решаемой  задачи). Система может быть представлена в виду совокупностей подсистем различных уровней, составляющую системную иерархию, которая замыкается снизу только элементами.

Процессуальное представление  предполагает понимание системного объекта как динамического объекта, характеризующегося последовательностью его состояний во времени.

Рассмотрим определения  других понятий, тесно связанных  с системой и ее характеристиками.2

Объект.

Объектом познания является часть реального мира, которая  выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Внешняя среда.

Понятие «система» возникает  там и тогда, где и когда  мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать  систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет  свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

Информация о работе Сущность и принципы системного подхода