Организация малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Нельзя сказать, что проблемы малого предпринимательства находятся вне государственного внимания, но проблемы остаются, появляются новые и решать многие из них приходится предпринимателям самостоятельно.
В настоящее время предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.

Содержание

Введение
Теоретические основы малого предпринимательства
История развития предпринимательства…………………….5-7
Понятие малого предприятия…………………………………8-12
Развитие малого предприятия………………………………...12-17
Организационная структура малого предприятия…………..17-18
Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес.18-21
ОАО «Матрица»
Общая характеристика предприятия…………………………22-27
Направление развития ОАО «Матрица» в настоящее время.28-29
Заключение…………………………………………………………………30-31
Список литературы………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Жизненый цикл организации.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 Так же под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

 Средняя  численность работников малого  предприятия за отчетный период  определяется с учетом всех  его работников, в том числе  работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников филиалов, представительств и других отдельных подразделений данного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

 Федеральный  закон Российской Федерации «О  развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в редакции Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ, вступивший в силу с января 2008 года, внес изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:

  1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
  2. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  3. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

 а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;

 б) для  малых предприятий до 100 человек  включительно; среди малых предприятий  выделяются микропредприятия (не  более 15 человек);

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

 Таким образом,  новый Закон вводит понятие  малых предприятий, определяя  их предельную численность 100 человек вне зависимости от  сферы деятельности организации,  и понятие микропредприятий, численность которых не превышает 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на балансовую стоимость активов и выручку организации[2].

При отнесении организаций к субъектам малого предпринимательства все большее внимание уделяется их финансовому состоянию, а не численности персонала.

 Помимо критериев,  обозначенных в Федеральном законе  Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, существует ряд  характерных особенностей данной группы организаций.

 Во-первых, гибкость и  быстрота принятия решений, поскольку  именно деятельность малого предприятия  легче проанализировать относительно  меняющихся условий рынка, определяя  его хозяйственную политику.

 Во-вторых, малые размеры  позволяют легко контролировать производственный процесс предприятия, изменяя его в связи с актуальными запросами потребителя. Для малых предприятий характерна быстрая реакция на изменения в налогах, льготах, кредитно-денежной политике. Именно в малом бизнесе создаются условия для быстрого действия, изменения производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

 В-третьих, прямая передача  информации, ее быстрое усвоение  и быстрая реакция на поступающие  команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, простые коммуникационные связи внутри предприятия, дают хороший предпринимательский эффект.

 В-четвертых, личные  связи, зачастую вредящие в  крупном деле, особенно на уровне  взаимодействия крупных организаций между собой, или же на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса. Часто неформальные отношения между работниками предприятия или даже его клиентами, способны привести к положительному результату. В малых предприятиях их не только можно использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу [5, c. 83-85].

 

 

    1. Развитие малого предприятия

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития.

До 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.

В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий существенно  замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества.

В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики  страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

Для повышения эффективности  общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это - торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.

Практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В тоже время  субъектам малого бизнеса свойственны  и определенные недостатки, среди  которых следует выделить самые  существенные: более высокий уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике  в целом присущи ему и в  российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки [3, c. 56-68].

Как уже отмечалось выше, с 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ). Согласно этому закону, субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной  политики по развитию малых и средних  предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение  равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей  и принципов государственной  политики в этой области в статье 7 названы:

  1. введение специальных налоговых режимов;
  2. упрощение правил ведения налогового;
  3. бухгалтерского учета и статистической отчетности;
  4. форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;
  5. установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества;
  6. специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров;
  7. выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается  тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и  среднего предпринимательства - получателей  такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается  Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения  субъектов за оказанием поддержки  на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и  среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая  поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных  товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Информация о работе Организация малых предприятий