Организация как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Организация - сложная производственно-технологическая и социально-экономическая структура. Его устойчивое функционирование связано с наличием основного капитала, оборотного капитала и хозяйствования с ними, представляющего собой экономические отношения, затрагивающие экономические, коммерческие и финансовые виды деятельности.
Результативность хозяйствования с ними достигается с помощью применения соответствующих методов хозяйствования в ходе устойчивого функционирования предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Закон самосохранения гласит, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий.

Речь идет об избежании серьезных потрясений, ведущих к потере организацией устойчивости (например, изменения границ, рангов ключевых фигур); о соблюдении экономии; о рациональном использовании ресурсов, расширении масштабов и сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития.

В организациях, естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Закон информированности утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.

Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.

Закон онтогенеза утверждает, что жизнь любой организации состоит из трех последовательно сменяющих друг друга фаз: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

В соответствии с перечисленными законами живут все виды организаций, к знакомству с которыми мы сейчас и переходим.

Классификацию организаций, как и любого другого явления, можно давать по многим основаниям. Рассмотрим главные из них.

С точки зрения происхождения выделяются естественные и искусственные организации.

Естественные возникают сами по себе, на основе добровольного объединения лиц, стремящихся реализовать собственные интересы. Это объединение постепенно институционализируется (обретает официальный статус, правила, регламенты, а также материальные условия своей деятельности).

Такие организации не имеют специально заданных кем-то извне целей, и их деятельность направлена на решение собственных проблем создателей. Они не зависимы ни от кого, не подчиняются никаким структурам более высокого порядка.

Обычно они обладают высокой адаптивностью, т. е. способностью приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, а поэтому и устойчивостью. Это во многом достигается за счет внутренней гибкости и преобладания процессов самоорганизации.

Искусственные организации проектируются и .создаются по определенному плану по инициативе и за счет ресурсов общности более высокого, чем они, порядка (например, государства). Поэтому они обладают лишь относительной самостоятельностью и однозначной ориентацией на достижение поставленных этой общностью целей. Только ради их достижения происходит расходование ресурсов, и в соответствии с ними формируется структура организации, включающая, как правило, лишь необходимые элементы (подразделения, должности, рабочие места). Такие организации характеризуют четкое разделение труда, узкая специализация работников; жесткая структура, основанная на принципах рационализма; централизованное регулирование деятельности по аналогии с техническими системами. В результате искусственная организация на практике оказывается недостаточно гибкой и адаптивной, а часто и нежизнеспособной. Примером естественной организации является акционерное общество как добровольное объединение определенного числа лиц. А вот созданная этим объединением управленческая структура является уже искусственным образованием. Юридическое признание организации общностью более высокого порядка делает ее официальной. В то же время существует значительное число неофициальных, т. е. не зарегистрированных государством в установленном порядке, структур. К последним можно отнести, например, криминальные объединения. Как в официальной, так и в неофициальной организации между субъектами существуют не только заранее предписанные (формальные) связи, но и нерегламентированные (неформальные).

Формализация способствует прогнозируемости, стабильности деятельности организации, более эффективному решению ее официальных задач. Это достигается за счет ограничения разнообразия форм деятельности, планирования, регламентации, координации ее из единого центра.

Формализация сама по себе не только рациональна, но и иррациональна, поскольку не может быть до конца логичной. Она имеет объективный и субъективный пределы (которые целесообразно специально определять) и наряду с функциональными обладает дисфункциональными свойствами. В результате эффективность по мере формализации растет в одном отношении, но уменьшается в другом или сначала растет, а затем начинает в целом падать.

Совокупность лиц, объединенных неформальными связями, называют в литературе неформальной организаций.

Однако применение этого термина правомерно, если речь идет об организации людей, т. е. коллективе, ибо неформальных связей между материальными элементами, правилами, нормами и проч. быть, понятно, не может. Таким образом, более корректно использовать термин «неформальный коллектив».

Со временем искусственные формальные организации начинают жить своей жизнью и самостоятельно эволюционировать, отдаляясь от плана, по которому были созданы, и в результате превращаются в полуформальные.

Любая организация, являясь сообществом людей, обладающих собственными интересами, целями, стремлениями, представляет собой в миниатюре политическую систему. С этой точки зрения можно выделить две ее модели: унитарную и плюралистическую.

Унитарная организация выступает по отношению к своим членам как некая внешняя данность, существующая независимо от них и рассматривающая их как инструменты достижения своей цели. Она требует от людей забвения собственных интересов, безусловной лояльности, безоговорочного подчинения себе, неукоснительного соблюдения установленных правил и норм поведения, показного единомыслия.

В такой организации преобладают жесткие вертикальные связи, ограничиваются права и свободы людей, силовыми методами или на основе идеологической обработки подавляется инакомыслие, игнорируется личность.

Унитарная организация господствует, таким образом, над участниками, наделяет их правами, возлагает обязанности, поэтому по отношению к ним является первичной. Примером ее является армия [8, c. 123].

Плюралистическая организация подчинена создателям, определяющим «правила игры», которым они готовы подчиняться ради достижения своих целей, формально выступающих как ее цели. Люди наделяют организацию необходимыми ресурсами, правами и обязанностями, поэтому она является вторичной по отношению к ним. Такая организация может существовать как корпоративная и ассоциативная.

Корпоративной организации участники подчиняются на определенный период (например, между очередными общими собраниями), жертвуя своим суверенитетом. Это позволяет ей осуществлять необходимые действия в их общих интересах (при этом интересы отдельных субъектов могут игнорироваться). Но в конечном итоге ее судьбу определяют они (унитарная организация, наоборот, сама определяет судьбы людей).

Организация ассоциативного типа создается участниками для повседневной координации своей деятельности без потери ими суверенитета и не обладает даже условным приоритетом над ними (например, ООН). Их взаимодействие основывается на договорах, поэтому решения принимаются со всеобщего согласия. Сама организация не может им ничего диктовать даже временно.

Исходя из особенностей взаимодействия элементов организации подразделяются на механистические и органические.

Первые характеризуются незыблемостью границ, структуры и связей, централизацией власти, всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности, четкой спецификацией должностных прав и обязанностей, оценкой результатов по точности выполнения предписаний.

Такая модель, напоминающая технические устройства, например часы, эффективна в стабильных, предсказуемых условиях при решении простых повторяющихся задач. Но со стремительными изменениями механистические организации не справляются.

Механистическими по своей сути являются все органы государственного управления, а также крупные и средние коммерческие фирмы, действующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.

Сегодня в условиях неустойчивой хозяйственной конъюнктуры, неопределенности ситуаций, постоянной смены приоритетов, связей, ориентиров успеха могут добиться организации, действующие на основе совершенно иных принципов — так называемые органические.

Они характеризуются размытостью границ, слабой иерархичностью, самостоятельностью отдельных звеньев, малым числом правил и процедур, свободой выбора ими вариантов деятельности, внутренней конкуренцией, оценкой результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладанием неформальных отношений, способностью легко трансформироваться.

Все это сообщает таким организациям большую гибкость, а людям — дополни-i тельные стимулы к труду. Они лучше механистических взаимодействуют с окружением и быстрее приспосабливаются к постоянным изменениям в нем.

Организации такого типа сегодня чаще всего связаны с научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, внедрением их результатов в практику.

Наконец, в соответствии с особенностями решаемых задач можно выделить деловые и общественные организации.

Деловыми являются фирмы, учреждения, ассоциации и проч., создаваемые для удовлетворения потребностей внешних клиентов. Полученные за это средства обеспечивают жизнедеятельность и самих членов организации. Например, корпорация, реализовав товары и услуги, получает деньги на заработную плату работникам и выплату дивидендов акционерам [8, c. 23].

По форме результата деятельности такие организации могут быть индивидуально ориентированными (предприятие), общественно ориентированными (министерство) и смешанными (библиотека), а по способу доведения его до потребителя - аудиторными (телевидение) и клиентскими (магазин).

Общественные организации нацелены на удовлетворение потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. Обычно по происхождению они естественны, по характеру деятельности большей частью неформальны, имеют цели, выработанные в результате обобщения личных целей участников. Иногда эти цели ориентируются и вовне, на создание новых общественных ценностей. Однако делается это часто не столько ради решения каких-то проблем, сколько ради самовыражения.

1.3. Механизм функционирования организации

Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:

основные требования, которые выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т.е. доходы всегда должны быть выше расходов, и чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие;

на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции;

на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность — возможность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его.

Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов его деятельности.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой (рис. 1, где 1 — предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов; 2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые; 3 — ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы — готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства; 4 — социальная среда, с которой взаимодействует предприятие, — государство, муниципальные органы, законодательство; 5 — природная среда — потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды; 6 — взаимосвязь с рынком, маркетинг как на входе ресурсов, так и на выходе; 7 — соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе).

Рис. 1. Рыночная модель предприятия

Рассмотрим схему более детально. Мы уже говорили, что в условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания.

Информация о работе Организация как система