Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, курс лекций

Краткое описание

Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Предметом теории организации является изучение организации, как системы взаимосвязанных элементов, законов и принципов, по которым создаются, строятся и функционируют организации, направленные на достижение определенных целей.

Содержание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.2. Понятие и сущность организации, ее черты и свойства
1.3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
1.4. Внутренняя и внешняя среда организации
1.5. Жизненный цикл организации, этапы и стадии.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.1. Общие понятия систем, классификация систем.
2.2. Социальная организация, виды социальных систем
2.3. Хозяйственные организации.
2.4. Организация и государство.
2.5 Направления перестройки организации.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Законы организации, их необходимость
3.2. Общие законы организации и характеристика проявления
3.3.Взаимодействие законов организации и их практическое приложение
3.4. Классификация принципов организации
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Структурный подход к организации
4.2. Централизация и децентрализация. Делегирование
4.3. Классификация связей
4.4. Типология соединений
4.5. Виды структур организации
4.6. Сетевые организации и их структуры
4.7. Правила (принципы) построения рациональных структур
ТЕМА 5. ВИДЫ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Организационная обособленность предприятий
5.2. Виды организаций субъектов хозяйствования
5.3. Формы организационных объединений (ассоциативные формы)
5.4. Типы организации. Новое в типах организации
ТЕМА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
6.1. Анализ и формирование организационных структур
6.2. Тенденции организационных изменений
6.3. Реорганизация: этапы и методы
6.4. Определение эффективности организационных изменений
6.5. Организация и управление, субъекты организаторской деятельности
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
7.1. Культура как продукт цивилизации
7.2. Понятие, содержание, типология организационной культуры
7.3. Классификация организационной культуры
7.4. Организационная культура и результативность деятельности
7.5. Межгрупповое поведение
7.6. Конфликты: типы, стадии, пути преодоления
7.7. Организационные коммуникации: значение, помехи, типы. Сеть коммуникаций

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций теор.орг..docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Таким образом, диалектическое отрицание предполагает преемственность  в развитии, удержание из старого  всего ценного и положительного, без чего новое не может существовать и развиваться.

Ключевые слова.

Количественные и качественные изменения, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания, объективность  предметов и явлений, всеобщая связь  и взаимообусловленность, развитие,

Контрольные вопросы.

1. Сущность закона взаимного  перехода количественных и качественных  изменений.

2. Сущность закона единства  и борьбы противоположностей.

3. Сущность закона отрицание  отрицания.

4. Сущность принципа объективности  рассмотрения предметов и явлений  действительности.

5. Сущность принципа всеобщей  связи и взаимообусловленности  предметов и явлений.

6. Сущность принципа развития.

Лекция №8. Принципы организации управления.

8.1. Понятие «принципы».

8.2. Особенности  принципов статистической и динамической  организации.

8.3. Основные принципы  организации управления.

8.1. Понятие «принципы».

В экономической литературе имеется много мнений организации  принципах. Приведем некоторые суждения   организации понятии слова «принцип».

Принцип - основное правило деятельности, поведения, руководящая идея.

Принципы - это правила, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе управленческой.

В научной литературе под  принципами управления обычно понимается руководящие правила, основные положения  и нормы поведения, на которых  основано руководство экономикой.

Принципы управления отражают сущность явлений, всецело зависящих  от действия законов и методов  управления.

Принципы управления взаимозависимы между собой и должны использоваться в совокупности.

8.2. Особенности  принципов статистической и динамической  организации.

Принципы управления в  зависимости от времени их проявления можно подразделить на две группы: статистические и динамические,

Статистические принципы управления более устойчивы и  используются в организациях в различных  общественных формах собственности  на средства производства.

Динамические принципы управления менее устойчивы во временном  интервале, они присущи к конкретным общественным формациям и формам собственности на средства производства.

 

8.4. Особенности  принципов статистической и динамической  организации.

Основными принципами организации  управления являются следующие:

1.  Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении. Условием реализации этого принципа является четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого исполнителя. Единоначалие должно сочетаться с коллегиальностью,   гласностью   принимаемых   решений.   Принцип единоначалия требует строгого подчинения членов производственного коллектива распоряжениям единоличного руководителя. Вышестоящий руководитель не должен решать вопросы, входящие в компетенцию руководителя нижестоящего уровня.

2. Принцип научности. Этот принцип предполагает использование каждым руководителем экономических законов и законов управления, объективных тенденций развития общества, достижений науки управления и опыта в области управленческих решений.

3.  Принцип плановости. Планирование производства - одна из основных функций  управления.   Разработка  бизнес-плана  является   главным инструментом реализации экономической политики. В условиях рыночной экономики особую роль приобретает стратегическое планирование -определение параметров развития экономики на перспективу. Этот принцип означает установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства и эффективное использование ресурсов.

4. Принцип совершенствования форм и методов управления. В рыночной экономике существуют три формы управления: частная, коллективная и государственная.

При частной форме управления собственник принимает единоличные  решения и несет личную ответственность  за все дела. Преимуществом частной  формы управления является полный контроль за ведением дел со стороны хозяина собственности, а недостатком - незначительная величина капитала и многообразие функций управления, возложенных на одно лицо,

При коллективной форме управления два или более физических и  юридических лица принимают управленческие решения сообща и несут ответственность  за все дела коллективной организации (СП или АО). Коллективная форма управления осуществляется советом директоров или правлением акционерного общества, который определяет основную политику и наиболее действенные методы управления, соответствующие данной ситуации: экономические, организационно - распорядительные, социально — психологические или правовые. Преимущества коллективной формы управления заключаются в том, что партнеры путем продаж акций могут привлечь значительный капитал. Недостатки коллективной формы управления являются отсутствие возможности управления всех партнеров-владельцев акций принимать участие в управлении предприятием (СП, АО и др.) и осуществлять контроль за его деятельностью. Другим недостаткомявляется «двойное» обложение налогом акционеров: корпорация, ассоциация и предприятие платят налог с прибыли, что уменьшает величину дивиденда, причитающегося акционеру; помимо того, он выплачивает еще и налог с дивиденда.Государственная форма управления осуществляется на предприятиях государственной или муниципальной собственности. Государство несет полную ответственность за работу этих предприятий.5. Принцип конкурентности. Чтобы существовала конкуренция, на рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей (производителей и потребителей). По западным оценкам число производителей на каждый товар должно быть 8-15 и никак не меньше 4-5.6. Принцип подбора и расстановки кадров. Рыночные отношения предъявляют высокие требования к управленческим кадрам, конкретно устанавливают их деловые качества, компетентность, быстрое и оперативное решение задачи, стоящей перед производством.7. Принцип самостоятельности и независимости агентов. На рынке должен действовать человек с рациональным поведением, сильными мотивами личной выгоды, расчетливый и предприимчивый,8. Принцип ответственности и риска. Предприниматель должен нести ответственность за свои действия, при этом учитывать и определенный риск, т.е. у предпринимателя имеются права и обязанности.Ключевые слова.Принцип, принцип управления, стратегические и динамические принципы управления; единоначалие и коллегиальность в управлении, научность, плановость,   формы   и   методы   управления,   конкурентоспособность, самостоятельность и независимость, ответственность и риск.

Контрольные вопросы.1. Что такое принцип?2. Как вы понимаете статистические принципы? 3- Как вы понимаете динамические принципы?4. Сущность принципа единоначалия и коллегиальности в управлении.5. Сущность принципа научности.6. Сущность принципа плановости.7. Сущность принципа совершенствования форм и методов управления.8. Сущность принципа конкурентности.9. Сущность принципа подбора и расстановки кадров.10.Сущность принципа самостоятельности и независимости агентов. 11 .Сущность принципа личной инициативы.12.Сущность принципа ответственности и риска.

Лекция №9. Принципы рационализации.

9.1. Понятие рационализации.

9-2. Принципы  рационализации и её влияние на организационную эффективность.

9.1. Понятие рационализации.

Под рационализацией понимается действия, направленные на повышение уровня состояния и качества по каким-либо признакам предметов или явлений объективной действительности.

Исходя из природы управленческого  труда, необходимо выделить две составные   части,   взаимосвязанные   и   взаимообусловленные.   Первая составляющая является главной и ведущей - это активная, творческая деятельность, определяющая качество управления, степень эффективного и целесообразного   воздействия   на  управляемый   объект.   Эта   часть управленческого труда сродни научной деятельности и искусству- Она не в одинаковой степени свойственна руководителям, рядовым и техническим работникам управления. Однако для всех управленческих работников творческий подход к делу является наиважнейшим условием.

Вторая составляющая часть  управленческого труда - это трудовые операции, подобные тем, которые мы видим управления рабочих, связанные  с затратами не только умственного, но и физического труда. Они выполняются  в процессе написания деловых  писем и бумаг, проведении расчетов, исполнении чертежей, графиков и т.п.

Из сказанного можно сделать  вывод организации о том, что  сущность полезности управленческого  труда в том, как каждый работник и аппарат-управления в целом выполняет возложенные на него обязанности и реализует необходимые функции. Рационализация управленческого труда основывается на использовании в повседневной практике не только передовых приемов, методов и способов труда, но и самых современных, прогрессивных технических средств управления (ТСУ). Только в таком сочетании можно достичь наилучших результатов в организации при минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов.

9.3. Принципы рационализации и ее влияние на организационную эффективность.

1. Принцип непрерывности и равномерности технологического процесса управления означает отсутствие простоя работников аппарата управления

из-за несогласованности  и взаимных помех, сглаживание пиковых  нагрузок, обеспечение бесперебойной  работы технической системы управления (ТСУ).

2. Принцип этапности внедрения ТСУ состоит в том, что осуществляется постепенный переход от средств малой механизации до уровня использования ЭВМ.

3. Принцип «новых задач» при выборе и использовании комплектов ТСУ состоит в преду смотре ни и таких задач и методов, технологий решения, чтобы максимально исключить возможность использования старых технологий, дублирования технического решения задач ручными, традиционными методами.

4. Принцип обеспечения надежности функционирования ТСУ состоит в том, что необходимо предусмотреть резервирование машин и устройств по их количеству, создание служб обслуживания ТСУ, перевод на абонентное обслуживание и т.п.

5. Принцип системности ТСУ состоит в обеспечении гибкости перестройки и наращивания комплекса ТСУ для достижения заданной производительности, в максимальном использовании средств промышленного производства и сокращения их изготовления силами данной организации.

6. Принцип комплексного подхода к управлению означает рассмотрение управленческого объекта как единого целого. Он предполагает учет всех существенных факторов, элементов системы управления, позволяет избегать однородности   в   принятии   решений,   обеспечить   гармоничное функционирование всех составляющих частей механизма управления .

Таким образом можно сделать вывод организации том, что использование принципов рационализации управленческого труда и технических средств управления в повседневной деятельности организации способствует повышению эффективности управления и качества принятия управленческих решений.

Ключевые слова.

Рационализация, взаимосвязанность, взаимообусловленность, трудовые операции, методы и способы труда, технические  средства управления, непрерывность, равномерность, надежность, системность, комплексный  подход,

Контрольные вопросы.

1. Понятие принципа рационализации  управления.

2. Что понимается под  принципом рационализации технической  системы управления?

3. Сущность принципа непрерывности  и равномерности технического  процесса управления.

4. Сущность принципа этапности внедрения ТСУ.

5. Сущность принципа «новых  задач» при выборе и использовании комплексов ТСУ.

6. Сущность принципа обеспечения  надежности функционирования ТСУ.

7. Сущность принципа системности ТСУ.

8. Сущность принципа комплексного  подхода к управлению.

Лекция №10. Проектирование организационно-управленческой мысли.

10.1. Проектирование  работы.

10.2. Анализ работы.

10.3. Технология  и проектирование работы,

10.4. Модели проектирования  работы.

10.1. Проектирование  работы,

Получение индивидом, группой  или организацией определенного  результата зависит от многих факторов. Одним из ведущих факторов является выполняемая индивидом работа. Понятие  «работа» (смысл) в данном контексте  отлично от понятия «функция». Функциям или задача описывают в основном содержательную сторону выполнения индивидом, группой или организацией той или иной деятельности, т.е. отвечает на вопрос: что следует сделать.

Вводимое понятие «работа» включает также и организационную  сторону осуществления деятельности, т.е. дает ответы на вопросы: как делать и кому следует сделать. Все вместе это позволяет достаточно четко  выделить и описать тот или  иной участок работы, данный процесс называется проектированием работы в организации и во многом определяет успех деятельности последней.

Проектирование работы представляет собой процесс создания как формальной, так и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником, включающей ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимости данной задачи с другими задачами, решаемыми как внутри, так и вне организации.

Определенная работа появляется тогда, когда организация испытывает потребность в решении какой-либо задачи. С этого момента работа начинает создаваться, проектироваться.

10.2. Анализ работы.

Цель анализа  работы - это дать объективное описание самой работы, т.е. ее содержания, требований к ней и ее окружения или контекста. Существует много методов анализа работы, помогающих руководителям определить эти три составляющих любой работы: содержание работы, требования к работе, контекст работы.

Содержание  работы_охватывает действия, которые должны быть выполнены в рамках данной работы.

Требования  к работе отражают необходимые для ее выполнения качества индивида, такие как навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание и другие индивидуальные качества.

Контекст работы - это внешние по отношению к работе факторы физического, социального и другого характера, описывающие условия, в которых она должна выполняться.

10.3. Технология  и проектирование работы.

Под технологией понимаются действия, знание, методы и физические предметы (техника), используемые в  работе для получения результата (принятия решения). Отношение между  технологией и проектированием  работы носит многосторонний характер. Так, данное отношение может быть рассмотрено с точки зрения знания работника того, когда и где  работа должна выполняться и как  ее выполнить, а также с точки  зрения взаимозависимости работ.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"