Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:58, курс лекций

Краткое описание

Организация - это сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Предметом теории организации является изучение организации, как системы взаимосвязанных элементов, законов и принципов, по которым создаются, строятся и функционируют организации, направленные на достижение определенных целей.

Содержание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
1.2. Понятие и сущность организации, ее черты и свойства
1.3. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли
1.4. Внутренняя и внешняя среда организации
1.5. Жизненный цикл организации, этапы и стадии.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.1. Общие понятия систем, классификация систем.
2.2. Социальная организация, виды социальных систем
2.3. Хозяйственные организации.
2.4. Организация и государство.
2.5 Направления перестройки организации.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Законы организации, их необходимость
3.2. Общие законы организации и характеристика проявления
3.3.Взаимодействие законов организации и их практическое приложение
3.4. Классификация принципов организации
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Структурный подход к организации
4.2. Централизация и децентрализация. Делегирование
4.3. Классификация связей
4.4. Типология соединений
4.5. Виды структур организации
4.6. Сетевые организации и их структуры
4.7. Правила (принципы) построения рациональных структур
ТЕМА 5. ВИДЫ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Организационная обособленность предприятий
5.2. Виды организаций субъектов хозяйствования
5.3. Формы организационных объединений (ассоциативные формы)
5.4. Типы организации. Новое в типах организации
ТЕМА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
6.1. Анализ и формирование организационных структур
6.2. Тенденции организационных изменений
6.3. Реорганизация: этапы и методы
6.4. Определение эффективности организационных изменений
6.5. Организация и управление, субъекты организаторской деятельности
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
7.1. Культура как продукт цивилизации
7.2. Понятие, содержание, типология организационной культуры
7.3. Классификация организационной культуры
7.4. Организационная культура и результативность деятельности
7.5. Межгрупповое поведение
7.6. Конфликты: типы, стадии, пути преодоления
7.7. Организационные коммуникации: значение, помехи, типы. Сеть коммуникаций

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций теор.орг..docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

5.1. Организационная  обособленность предприятий

  

Самостоятельным субъектом  хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики, является предприятие. Предприятие  создается для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно  самостоятельно осуществляет свою деятельность, продает выпускаемую продукцию, использует прибыль, оставшуюся в его  распоряжении после уплаты налогов  и других обязательных платежей.

В Российской Федерации могут  создаваться и действовать предприятия, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, муниципальной  и частной собственности. Отношения  предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственного и муниципального управления и гражданами регламентируются законодательством.

Учредительными документами  предприятия являются его устав, а также решение о его создании и договор учредителей. В уставе определяются организационно-правовая форма предприятия, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде ликвидации или реорганизации.

Масштабы и характер организационных  проблем, встающих перед руководителем, различаются в зависимости от размера предприятия. Например, организационные  проблемы небольших предприятий  концентрируются на разделении работ, установлении ответственности и  определении объема контроля. Предприятия  среднего размера больше заняты использованием функциональной организации, рационализацией  штата и координацией. У больших  организаций возникают проблемы децентрализации, сбалансирования  усилий различных подразделений  по мере роста предприятий.

Степень вовлеченности предприятий  в рыночные формы хозяйствования во многом зависит от его нацеленности на запросы потребителей и производство конкурентоспособной продукции. Хорошо организованные предприятия более  эффективны. Если предприятие создано  и функционирует на основе современных  принципов, то и удовлетворенность  его работников результатами труда  более высокая. Нерациональная организация  требует гораздо больше времени  на решение проблем, многие из которых  порождаются самой организацией.

Деятельность предприятия  носит циклический характер. Сбои и нарушения в этой деятельности являются симптомами появления проблем  в самой организации. Важно изучать  эти симптомы, проводить изменения  и организационное регулирование, контролировать, как решаются проблемы. С этих позиций организационное  построение предприятия должно базироваться на таких принципах, как возможность  гибкого реагирования на изменения  потребностей рынка, обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений, персонифицированная ответственность  за организацию и выполнение функций  предприятия. Эти принципы должны отражаться в утверждаемом положении об организационной  структуре предприятия. Основной круг вопросов, регламентируемых указанным  положением, может быть сведен к  следующему:

основные направления  деятельности предприятия;

основные функции управления предприятием (маркетинг, организация  производства, финансы, экономика, бухгалтерский  учет, персонал, информационная служба);

состав обслуживающих  функций деятельности предприятия;

определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);

состав организационных  звеньев предприятия, закрепляемые за ними функции и определение  порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения  и наказания);

выделение самостоятельных  подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;

определение порядка контроля соответствия организационной структуры  направлениям деятельности предприятия  и персонификация ответственности  за выполнение указанной функции  контроля. 


5.2. Виды организаций  субъектов хозяйствования

  

Все юридические лица согласно ст. 50 ГК РФ подразделяются на:

коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности – хозяйственные товарищества и  общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные  унитарные предприятия;

некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности – потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и учреждения.

Коммерческие организации  с долевой формой собственности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; производственные кооперативы. Различают две формы права доверительного управления: право хозяйственного ведения; право оперативного управления.

Хозяйственные товарищества – это коммерческие организации  с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества в соответствии с ГК РФ подразделяются на полное товарищество и товарищество на вере.

Полное товарищество. В  соответствии с заключенными между участниками такого товарищества договором они занимаются предпринимательской деятельностью от его имени и несут совместную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) - объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность  по обязательствам товарищества, вкладчиков (коммандиты), ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества –  это коммерческие организации с  разделенным, как и в хозяйственных товариществах, на доли учредителей капиталом, которые могут создаваться в следующих формах: общество с ограниченной ответственностью (ООО); общество с дополнительной ответственностью (ОДО); акционерное общество (АО).

Общество с ограниченной ответственностью – организационная  форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного  числа участников (не более 50 чел.), не несущих имущественной ответственности  по обязательствам общества. В своей  деятельности общества руководствуются  подписанным учредителями Учредительным  договором и утвержденным ими  Уставом. Минимальный размер уставного  фонда должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – представляет собой разновидность общества с ограниченной ответственностью. Основное различие между ними заключается в том, что участники ОДО принимают на себя дополнительную ответственность по обязательствам общества не только в размерах внесенных в его уставный капитал вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вклада.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих ему акций Основанием для создания акционерного общества является договор, заключенный между учредителями. Процесс образования AO регулируется законом об акционерных обществах. В соответствии с действующим законодательством могут образовываться открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).

Открытое акционерное  общество – это такое общество, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить, передавать) свои акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, установленных законом и другими правовыми актами. Количество акционеров такого общества не ограничивается.

Закрытое акционерное  общество – представляет собой такое  акционерное общество, акции которого (в отличие от ОАО) распределяются только среди учредителей; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; число участников такого акционерного общества ограничено законом об акционерных обществах и не должно превышать 50 акционеров.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение  граждан на основе членства, образованное для совместного ведения хозяйственной  деятельности посредством личного  участия. Артель может быть создана  гражданами числом не менее пяти человек. Допускается участие в кооперативе  и юридических лиц, что должно быть оговорено в Уставе кооператива.

Унитарные предприятия. Таким  предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за этой организацией его собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Коммерческие организации  в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющихся некоммерческими организациями. Общественные и иные некоммерческие организации (в том числе учреждения) могут добровольно объединяться в ассоциации этих организаций. Ассоциация некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации сохраняют свою юридическую самостоятельность и права юридического лица.


5.3. Формы организационных  объединений (ассоциативные формы)

  

Корпорация (акционерное  общество) – это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий участников и образующая самостоятельное юридическое  лицо. Корпорации способствуют решению  двух фундаментальных проблем рыночной экономики: привлечение капитала для  осуществления крупных проектов и диверсификация риска.

Консорциум – временное  объединение предприятий на основе соглашения для осуществления ограниченных по срокам и содержанию проектов в области производства, финансов, науки, экологии и др. Стороны остаются юридически самостоятельными организациями. Финансирование консорциума осуществляется за счет средств его участников.

Картель – соглашение предприятий, как правило, одной отрасли, сохраняющих юридическую и экономическую самостоятельность, целью которого является воздействие на рынок путем ограничения конкуренции через регулирование цен, рынков сбыта, объемов производства и продаж, доступа к источникам сырья, сроков платежей, ассортимента, условий найма сотрудников и др. Формы картелей могут классифицироваться по различным критериям.

Концерн – объединение  юридически самостоятельных предприятий под общим руководством в хозяйственной деятельности путем установления над ними финансового контроля за счет покупки или обмена акциями. Каждая входящая организация сохраняет свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих уставных задач. Концерн осуществляет деятельность путем централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Для концерна характерно комбинирование и диверсификация производства, выпуск конкурентной продукции, ускорение внедрения новых технологий и техники. По направлениям объединения различают вертикальные и горизонтальные концерны, а также конгломераты. Руководящим органом выступает самая крупная организация системы.

Синдикат – объединение  ряда предприятий, производящих однородную продукцию, с целью создания единой сбытовой (и закупочной) сети. Основными  целями синдиката является удержание и расширение рынка сбыта, формирование цен на рынке и регулирование объема производства среди членов синдиката. Организационное оформление синдикатов осуществляется в двух формах – простое соглашение, устанавливающее рамки деятельности входящих в синдикат организаций, и формирование специальных органов синдиката, на которые возлагаются определенные функции. Происходит осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий, но потере ими коммерческой независимости.

Конгломерат представляет собой  организационную форму объединения  предприятий, которая возникает  в результате слияния различных  фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на несколько  типов: функциональные; рыночно ориентированные; чисто конгломератные. Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.

Трест – объединение юридически самостоятельных предприятий, руководимых управляющим центром в области производственной и коммерческой деятельности. Впервые тресты были созданы в США в 1879 г. Механизм управления трестами предполагает передоверие акционерами своих акций доверенным лицам. Акционеры продолжают получать дивиденды, но отказываются от права голоса. 

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, которые полностью или частично объединили свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Холдинговая компания (холдинг) – представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций  других компаний с целью осуществления  по отношению к ним функций  контроля и управления. В состав активов холдинга входят контрольные  пакеты акций других предприятий.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные  многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов  предприятий, кредитно-финансовых и  инвестиционных институтов, а также  других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности  производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения  технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Характерной чертой нынешнего этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность. Создание финансово-промышленных групп осуществляется несколькими способами: по инициативе участников, по решению государственных органов, по межправительственным соглашениям.

Транснациональная корпорация (ТНК) представляет собой особый вид  корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные  филиалы и дочерние общества. Это  национальная компания с зарубежными  активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Транснациональные  корпорации выступают преимущественно  в форме международных трестов  и концернов, которые создают  обширную сеть подконтрольных зарубежных предприятий.

Совместное предприятие  представляет собой международную  фирму, создающуюся двумя или  несколькими национальными предприятиями  с целью наиболее полного использования  потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта  их деятельности. Важный признак –  наличие в числе его учредителей (участников) наряду с национальным хотя бы одного иностранного инвестора.


5.4. Типы организации.  Новое в типах  организации

  

В основу типологии организаций (прежде всего, организационных структур) могут быть положены различные критерии: способы осуществления власти, способы  взаимодействия организации с внешней  средой, способы взаимодействия подразделений  внутри организации, размер организации, применяемые технологии, стратегия.

С позиции системного подхода  выбор организационных структур управления (ОСУ) означает необходимость  изучения характера взаимодействий на уровнях: «Организация – внешняя  среда»; «подразделение – подразделение»; «индивидуум – организация». Анализ взаимодействий на всех этих уровнях  позволит выбрать оптимальную структуру  для организации. Основные системные  характеристики организационной структуры (предложенная Дж.К.Лафтой) можно представить в виде схемы (рис. 25): 

 

 

Рис. 25. Основные характеристики организационной структуры 

По типу взаимодействия с  внешней средой можно выделить: механический и органический типы. Механистические  организации характеризуются экстенсивным использованием формальных правил и  процедур, централизованным принятием  решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией  власти в организации.

Механистические организации  имеют преимущества при следующих  условиях:

в организации известны общие  цели и задачи;

работа в организации  может делиться на отдельные операции;

общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить  выполнять ее на основе централизованного  планирования;

выполнение работы индивидом  может достоверно измеряться;

денежное вознаграждение мотивирует работника;

власть руководителя признается как законная.

Органические организации  характеризуются слабым или умеренным  использованием формальных правил и  процедур, децентрализацией и участием в принятии решений низших уровней  власти, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры  власти и небольшим количеством  уровней иерархии.

Этот тип организации  используется в условиях сложного и  динамичного окружения, применении не рутинных, то есть требующих творчества технологий. В отсутствии точных оценок и стандартов работником движет самомотивация (например, потребность в самовыражении) и внутренне вознаграждение, а не четко разработанная система формального контроля.

Типы организаций по взаимодействию подразделений. Взаимодействие между  подразделениями может осуществляться с помощью традиционно применяемых  организационных структур, которые  основаны в основном на двух типах  связей между подразделениями - линейной и функциональной. Линейно-функциональные схемы (дивизиональные), также в сочетании с механическим подходом (матричные) сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной. И сейчас данные формы широко используются.

Различный характер взаимодействий между организацией и индивидуумом порождает два основных типа организаций: корпоративного и индивидуалистского.

Корпоративная организация. Корпорация как социальный тип организации  представляет собой группу людей, объединенных единой целью, с максимальной централизацией и авторитарностью руководства, защищающих свои узкокорпоративные интересы. В корпоративной организации ярко выражен приоритет интересов корпорации над интересами индивидуума, послушание и исполнительность.

Индивидуалистская организация  как социальный тип также представляет собой группу людей, объединенных единой целью и осуществляющих совместную деятельность, отличие от корпорации – их объединение, добровольное и  открытое. Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Не организация отвечает за человека, а человек отвечает сам за себя.

Сравнительные характеристики корпоративной и индивидуалистской  организаций представлены в табл. 3.

 
            Таблица 3 - Сравнительные характеристики корпоративной и индивидуалистской организаций  

 

Корпоративная организация

Индивидуалистическая организация

Доминирование иерархических  властных структур

Свободное, открытое и добровольное объединение людей

Поддержка слабых и ограничение сильных, стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловке

Сочетание конкуренции и  кооперации в деятельности членов и  групп организации

Интересы организации  согласовываются только ее лидерами, без участия коллектива

Согласование интересов  членов организации с интересами самой организации

Централизованное распределение  ресурсов

Дополнительный поиск  ресурсов и резервов членами организации

Единица управления — рабочая  группа, коллектив, организация

Единица управления — личность

Суверенитет организации, свобода  организации, коллективная ответственность

Суверенитет личности, свобода  для личности, индивидуальная ответственность

Принцип большинства или  старшинства при принятии решений

Принцип меньшинства или  право вето в принятии решений

Интересы производства доминируют над интересами человека

Интересы производства согласовываются  с интересами человека

Двойная мораль: личности и  организации

Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении

Приветствуются послушание и исполнительность

Лояльность к различным  убеждениям членов организации

Человек для работы

Работа для человека


 

Среди новых типов организации  выделяют: эдхократические, многомерные, партисипативные, виртуальные, предпринимательские организации и организации, ориентированные на рынок.

Эдхократические организации (рис. 26) – это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия – это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками

Рис. 26.  Принципиальная схема структуры эдхократической организации 

Особенности эдхократических организаций:

риск и вознаграждение делятся между участниками трудового процесса;

работа в областях с  высокой технологией, требующая  высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной совместной работы;

органическая структура  с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации вовсе отсутствует;

иерархическое построение постоянно  изменяется, отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;

отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;

принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти;

контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.

Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при антикризисном управлении.

Многомерные организации (рис. 27) – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях):

обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;

производят для конкретного  потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;

обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.

Такие автономные группы имеют  статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.

Особенности многомерных  организаций:

бюджеты подразделений разрабатываются  самими подразделениями, руководство инвестирует в них средства (дает деньги взаймы);

в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в  двумерной матричной модели, руководство  группы едино;

отсутствует необходимость  проведения каких-либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;

каждая часть организации  в принципе может быть полностью  автономной, занимаясь и набором  кадров, и продажами готовой продукции и т.д.;

основной показатель эффективности  работы автономных групп – получаемая прибыль, что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.


 

 

Рис. 27.  Принципиальная схема структуры многомерной организации 

Партисипативные организации (рис. 28) – это организации, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации, т.е. участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника.  

 

Рис. 28.  Принципиальная схема структуры партисипативной организации  

 

В таких организациях работники  могут: участвовать в принятии решений; участвовать в процессе постановки целей; участвовать в решении  проблем организации. Им дано право: выдвигать предложения; вырабатывать альтернативы решений проблем; выбирать окончательное решение.

В традиционных организациях руководитель принимает решения, а  работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный  самостоятельно принимает решения  в рамках своих полномочий (по системе  «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.

Примеры форм взаимодействия руководства и работников:

советы по научно-технической  политике (например, состав: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры участков);

технико-экономические советы (например, состав: руководители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих участков);

советы по планированию сбыта (например, состав: руководители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбыта, представители кружков качества);

кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);

целевые, антикризисные комитеты, комитеты по набору кадров;

конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители  кружков качества и работники).

Решения советов, комитетов, кружков качества, конфликтных комиссий, как правило, являются обязательными для руководителей, при которых они создаются. Одновременно они несут ответственность за принимаемые решения. Очень важно обеспечить баланс власти между советами, комитетами, комиссиями и руководителями, при которых они создаются. Партисипативные структуры распространяются на часть или отдельные уровни управления организацией.

В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении  нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (или  услуга) может создаваться благодаря  последним достижениям в области  обработки информации, организационной  динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в  любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и  форматов. Идеальный виртуальный  продукт — это то, что производится моментально и адресно по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

Его концепция, дизайн и изготовление сохраняется в умах группы работников, программах компьютеров и гибких производственных линий. Другая отличительная  особенность виртуальной продукции  — возрастание роли потребителя  как сопроизводителя продукции — может быть прослежена на примерах многих отраслей. В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты, но в процессе производства устанавливать прочные и длительные связи с поставщиком.

Для того чтобы создавать  виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более  сложные виды информации и осваивать  новые организационные и производственные навыки.

Отличительными чертами  виртуальной организации являются:

непостоянный характер функционирования;

осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных  и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

взаимоотношения со всеми  партнерскими и другими заинтересованными  организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;

образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

частичная интеграция с материнской  компанией и сохранение отношений  совместной собственности до тех  пор, пока это считается выгодным;

договорные отношения  работников с администрацией во всех звеньях.

В структурах виртуального характера  важно поддерживать и способствовать развитию нового элемента – управления знаниями. С его помощью решается двуединая задача: приобретение знаний, поднимающих уровень деятельности организации; их хранение, распределение  и преобразование в форму, удобную  для внутрифирменного пользования.

Предпринимательские организации – это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Особенности предпринимательских организаций:

принципиально изменяются функции  руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;

предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами  или компаниями), сами выбирают вид  предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;

консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;

ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся  в распоряжении предпринимательских  ячеек;

подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских  ячеек, координируют деятельность последних;

критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, группы и их квалификация.

Организации, ориентированные  на рынок (рис. 29) – это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком».

Пример: корпорация IBM (в 1985 г. перешла от «продуктизации» к «регионализации» управления). Функции штаб-квартиры корпорации: стратегическое развитие корпорации; исследования и передовые разработки; контроль распределения и использования финансов; персонал; работа с информацией (поступающей от филиалов и из внешней среды); общемировая координация. 

 

Рис. 29. Примеры организаций, ориентированных на рынок 

Корпорация децентрализовала производственные операции по континентам (США, Европа, Азия, Центральная и  Латинская Америка) а маркетинговые  процессы (анализ рынков, реклама, сбыт, продвижение товара и т.д.) – по странам внутри континента.

Страновые филиалы IBM имеют высокую степень автономии. Руководство каждого филиала возглавляется советом, в который входят преимущественно граждане данной страны и директор-иностранец, связанный со штаб-квартирой корпорации.

В отношениях исследований, финансов, качества персонала филиал подчиняется штаб-квартире, а во всем остальном филиалы полностью самостоятельны. Они являются центрами прибыли, так как от них зависит в первую очередь продвижение товаров, сбыт и продажи, анализ спроса и рынков. От работы филиалов зависят политика и развитие корпорации. Анализ эффективности работы и прибылей филиалов заставляет корпорацию вовремя переключаться на новые разработки. Организации, «движимые рынком», требуют квалифицированной рабочей силы. Упор в подборе кадров делается на профессионализм и напористость. Из допущенных ошибок делаются не выводы, а извлекаются уроки. Телекоммуникационные средства связи и сети ЭВМ повышают оперативность управления транснациональной корпорацией.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"