Деловая этика: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении роли деловой этики в процессе управления.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
– определить сущность деловой этики и её основные принципы;
– выявить особенности применения деловой этики в России;
– рассмотреть условия формирования цивилизованной этики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ ……………………………………………………
7
РАЗДЕЛ II.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ ………………………………………………..
15
РАЗДЕЛ III.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЭТИКИ……………………………………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………………...
31
СПИСОК ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

     – искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны;

     – искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов;

     – дар предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации;

     – искусство самоанализа – способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

     Однако  в России существует ряд проблем, связанных с отсутствием этих качеств у менеджеров.

     Во  всяком случае, для делового человека характерны постоянная перестройка  своего бизнеса, внесение изменений  и улучшений, способность начать все сначала, умение преодолевать косность и рутину окружающей среды и многое другое, чего пока нельзя наблюдать в поведении отечественных управленцев.

      Этические проблемы в управлении имеют отношение к конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной  ответственности, выраженными через обязательства по  отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

      Помимо  старших руководителей, часто демонстрирующих  неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

      К причинам расширения неэтичной практики ведения дел в России руководители предприятий относят:

      1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет  на обочину этические соображения;

      2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

      3. Неудачи с обеспечением должного  вознаграждения руководителей за  этичное поведение;

      4. Общее снижение значения этики  в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;

      5. Нажим со стороны организации  на рядовых  работников  с  целью нахождения ими компромисса  между собственными  личными ценностями и ценностями управляющих;

       6. Отсутствие развитого рынка, т.е. сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях к собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя;

       7. Отсутствие цивилизованной культуры, этики, т.е. вырабатываемых и принимаемых обществом ценностей, социальных норм, установок, шаблонов поведения, ритуалов в должной степени.

      В ущерб ускорению развития бизнеса  российские компании вынужденно расходуют  значительные ресурсы на защиту от криминальных вымогателей и недобросовестных конкурентов, на вынужденное «кормление» государственной и деловой коррупции-подкупа, на дополнительные проверки качества работ и посильное контролирование партнеров по бизнесу и своих собственных сотрудников. Здравомыслящие российские предприниматели откровенно устали от «игры без правил» и поэтому коллегиально склоняются к «цивилизованному бизнесу», основанному на международных и лучших российских стандартах деловой этики 15.

      Иностранные предприниматели и инвесторы, приходящие на российский рынок, бывают откровенно обескуражены неэтичным и даже криминальным поведением конкурирующих участников бизнеса. Вне России наиболее известны её проблемы бюрократизации, коррупции, связей бизнеса с мафией, вымогательства, похищения предпринимателей или даже убийства как способа устранения конкурентов. Такой инвестиционный климат – неприемлем для иностранного капитала в силу запредельных рисков и угрозы даже физическому благополучию предпринимателей.

      Как следствие, деловая этика для современной России – это основополагающие «правила игры» в управлении, без которых оно остается проблемным, рисковым и непредсказуемым. Поэтому в России ширится осознание выгоды соблюдения принципов деловой этики: порядочность, надежность и честность в деловых отношениях становятся вровень с иными экономическими категориями управления.

      Особенно  остро деловая этика необходима в корпоративном управлении – как существенный фактор регулирования сложной системы отношений между акционерами, советом директоров, менеджерами, сотрудниками компании и иными заинтересованными сторонами корпорации: поставщиками товаров и услуг, дистрибьюторами, продавцами, конечными потребителями, местным населением и органами власти.

      В настоящее время большинство  российских менеджеров единодушны в том, что следование этическим традициям предпринимательства в России, универсальным международных принципам деловой этики – потребность, продиктованная необходимостью установления «цивилизованных деловых отношений» и «цивилизованного предпринимательства» в нашей стране. Без этого привлечение капитала и существенное развитие бизнеса в России будет оставаться проблемой. Деловая этика и корпоративное управление – это часть цены, которую российское деловое сообщество должно заплатить за интеграцию в международные рынки капитала и вступление во Всемирную торговую организацию.

      Этичное поведение дает возможность их российским компаниям улучшать репутацию компании, привлекать надежных партнеров, нанимать и удерживать лучших сотрудников, привлекать иностранный капитал на более выгодных условиях, повышать доверие акционеров и удовлетворять требованиям международных стандартов ведения бизнеса.

      Однако в настоящее время наблюдается:

      1. Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса. Hе случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.

      2.  Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до конца", рискуя по-крупному. Психология не победителя, а вечно  
проигрывающего до начала игры. И вместе с тем – надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.

      3.  Зеркальное отражение предыдущего - агрессивность, нетерпимость, желание унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.

      4. Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой – неуверенностью в завтрашнем дне.

      5.  Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на собственное положение, статус в обществе.

      6. Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести  
себя. Hа Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Однако хорошее впечатление можно произвести и без прекрасного костюма.

      В России сложились определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления. Имеются в виду те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Многие новые российские бизнесмены осуществляют свою деятельность, основываясь на таких принципах, как «Прибыль любой ценой», «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволено», «Не обманешь – не продашь».

      Но  не рынок по своей сути является аморальным, жульническим, а те люди, которые вносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Нет сомнения в том, что пороки нашего нарождающегося управления – своего рода производные от общего сегодняшнего состояния общественной морали. Вошли же в историю деловые этические нормы российского купечества, купеческое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь.

      Соответственно  этика нового класса управленцев в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения 16.

        Реальная российская деловая культура – это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности. С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях России, с другой, – практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, – опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями, с четвертой, – практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия. Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей, а также их современных организационных форм: от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний 17.

      Таким образом, на основе вышесказанного, можно  сказать, что этика нового класса управленцев в России представляет собой явление сложное и противоречивое.

      Россия  еще не до конца вступила на путь соблюдения правил этики в управлении. Однако к настоящему времени большинство управленцев осознают значимость деловой этики, ведь этичное поведение дает возможность российским компаниям улучшать репутацию компании, привлекать надежных партнеров, нанимать и удерживать лучших сотрудников, привлекать иностранный капитал на более выгодных условиях, повышать доверие акционеров и удовлетворять требованиям международных стандартов осуществления управления.

 

       РАЗДЕЛ III. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЭТИКИ

      Сегодня во всем мире управленческие связи базируются на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя.

      Деловая этика не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование – сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами управленцы, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

      Цивилизованная  этика в управлении – это, прежде всего, кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности менеджера, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает; с обществом, «слугой» которого он является. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности.

      Для того чтобы управленческая этика формировалась не в разрез с общественными нравственными принципами, идеология управления должна основываться на таких понятиях, как свобода, право, пропаганда, стабильность, сотрудничество.

      Свобода (как политическая, так и экономическая). Приемлема только для демократического общества, где сосуществуют политическая и экономическая свобода, свобода слова, печати и выбора, свободное ценообразование, свободная конкуренция, свобода выбора экономического субъекта, равенство физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и т. п.

Информация о работе Деловая этика: понятие и сущность