Деловая этика: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении роли деловой этики в процессе управления.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
– определить сущность деловой этики и её основные принципы;
– выявить особенности применения деловой этики в России;
– рассмотреть условия формирования цивилизованной этики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ ……………………………………………………
7
РАЗДЕЛ II.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ ………………………………………………..
15
РАЗДЕЛ III.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЭТИКИ……………………………………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………………...
31
СПИСОК ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ 

ГОСУДАРСТВЕННОГО  И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 
 
 
 

Деловая этика: понятие и  сущность 
 

Курсовая работа

студента дневного отделения 2 курса группы 180902

специальности «Государственное и  муниципальное управление» 

по  дисциплине «Теория управления»

Калашниковой  Натальи Игоревны 
 
 
 
 

                                                Научный руководитель:

                                                 старший преподаватель 

                                                 кафедры социальных технологий

                                                И. В. Бояринова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород 2010

 

 СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ  I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ …………………………………………………… 7
РАЗДЕЛ  II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ ……………………………………………….. 15
РАЗДЕЛ  III. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЭТИКИ…………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 31
СПИСОК  ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………... 34

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы исследования. В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения все более активно вовлекается в экономическую деятельность. Появляется много людей, основной профессией которых стало управление, позволяющее развернуть свои творческие способности и деловые качества.

      Однако  эти способности и качества  дают наибольшую отдачу лишь при умении вести дело, которое является одним из наиболее важных условий коммерческого успеха. К сожалению, у большинства наших менеджеров крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

      В настоящее время уделяется большое  внимание изучению этики деловых  отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Следует понимать, что без выработки этических норм, учитывающих интересы различных категорий участников общественных отношений, невозможно эффективно продвигаться по пути трансформации российского общества.

      Для достижения высокой результативности практически в любом виде деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения дела, о принципах делового общения.

      Современный менеджмент испытывает потребность  в кадрах, обладающих способностями, знаниями делового общения и делового этикета. Искусство общаться с людьми в последнее время рассматривается как фактор движения к успеху и процветания организации. Например, от того, насколько грамотно построено общение, зависят результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации.

      Зачастую  все возникающие проблемы в системе  менеджмента связаны с недостаточной  эффективностью общения, которое заключается в процессе передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми. Если подчиненный не понимает, что от него требует руководитель, то, соответственно, он не сможет выполнить задание. В то же время во время переговоров основной причиной отказа от сотрудничества является простое недоверие между партнерами, что на первый взгляд не кажется обоснованным отказом от дальнейшего сотрудничества, но приобретает превалирующее значение при первом контакте при относительном равенстве остальных факторов.

      Необходимо  знать технологию деловых отношений, уметь вести переговоры, соблюдать  этику коммерческого общения, постоянно  заниматься маркетингом, развивать  эффективную рекламу, изучать вопросы  спроса и сбыта, преодолевать языковые трудности, разбираться в банковском деле, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, следить за своим положительным имиджем и многое другое.

      Таким образом, актуальность темы заключается  в следующем: 

        – в настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений в целях достижения высокой результативности управления;

      – современный менеджмент испытывает потребность в кадрах, обладающих способностями, знаниями делового общения и делового этикета;

      – знание технологии деловых отношений, умение вести переговоры, соблюдение этики коммерческого общения, постоянное повышение профессиональной квалификации и многое другое – основа успешного управления.

      Степень изученности темы исследования. На сегодняшний день внимание правоведов, экономистов, психологов, менеджеров приковано к углубленному изучению применения норм и правил этики в процессе управления. Проблема деловой этики привлекает своей многогранностью, неоднородностью, своеобразием, являясь весьма перспективной темой.

      Практическая  деятельность в области деловых отношений еще не стала предметом специального изучения в теории управления, и в то же время отдельные аспекты исследования рассматривались специалистами различных научных направлений.

      Результаты  исследований проблем деловых отношений нашли отражение в трудах отечественных и иностранных экономистов: Л.И. Виленского, В.П. Воронина, Д.И. Журавлева, П. Мартина, Г. Дарендорфа и других 1.

      Таким образом, на основании актуальности и степени изученности можно  сформулировать основную проблему исследования.

      Проблема  исследования. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью применения норм и правил этики в процессе управления, с одной стороны и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса, с другой.

      Объектом исследования в курсовой работе процесс управления в организации.

      Предметом исследования является практика применения деловой этики в управлении.

      Цель  курсовой работы состоит в выявлении роли деловой этики в процессе управления.

      Достижение  данной цели предполагает решение следующих задач:

      – определить сущность деловой этики и её основные принципы;

      – выявить особенности применения деловой этики в России;

      – рассмотреть условия формирования цивилизованной этики

      Теоретико-методологическая основа. Теоретическую основу исследования составляют системный, структурный и комплексный подходы, а также фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов в области деловой культуры, а также в области применения моральных аспектов процесса принятия управленческих решений (И.Н. Браим, М.С. Дебольский, Дж. Честара, В.А. Сухарев, А.В. Яновский, М.И. Яновская и другие)2.

      В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация и обобщение.

      Эмпирическую базу исследования составили сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого курсового исследования, содержащиеся в материалах ранее проведенных исследований, статистических данных (результаты социологических опросов на тему: «Факторы развития бизнеса в России», «Правила поведения на службе», опубликованные в труде А.В. Яновского и М.И. Яновской 3); справочно-аналитических материалов (анализ ситуации, сложившейся в отечественном бизнесе, а также рекомендации по осуществлению рационального управления, опубликованные в труде М.В.Маркова 4).

      Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы. 
 

 

       РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

      Этика – одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом (от греч. ethos – привычка, обычай). По своей концептуальной основе этика претендует на решение важнейших проблем, когда-либо стоявших перед человечеством: в чем смысл жизни человека, что считать добром, а что злом, истинным и ложным, справедливым и несправедливым.

      Основоположником  этики считается древнегреческий  философ Аристотель, который в IV веке до нашей эры создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей ("Никомахова этика", "Большая этика")5.

      Совсем  непросты взаимоотношения между  правом, социальным управлением и  этикой. Изначально право, закон и  этика должны выполнять схожие функции регулирования жизнедеятельности общества, но не в каждом случае закон бывает этичен, закон не может быть универсальным для всех жизненных случаев. Этика проявляет большую гибкость по сравнению с жесткими требованиями административного права, она располагает множеством методов неформального воздействия на личность. Опасные последствия научно-технического прогресса и экологические сдвиги в природе заставили многих ученых глубже вникать в этические проблемы человеческого общения и ответственности инженеров и ученых перед обществом. Не случайно академики В. И. Вернадский и В. А. Энгельгардт на вопрос корреспондентов о том, какие проблемы науки их сейчас волнуют больше всего, ответили практически одинаково – вопросы этики 6. Но мы обратимся к этике с более приземленных позиций – с точки зрения управления.

      Существует  так называемая профессиональная этика – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а также к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом 7.

      Особым  проявлением профессиональной этики  выступает деловая этика.

      Специфика деловой этики обусловлена потребностью регулирования и организации экономической деятельности людей, которая связана, во-первых, с выполнением конкретных производственных функции; во-вторых, с технологическим процессом; в-третьих, с необходимостью достижения каких-либо результатов труда.

      Проблема  соотношения экономики и нравственности волновала теологов древнего мира и средневековых теологов, однако они утверждали, что накопительство, богатство, подлежат моральному осуждению. Отрицая средневековые установки, протестантизм сделал возможным формирование деловой этики в результате морального освящения стремления к прибыли. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься, как расположение Бога, что породило идею о том, что нравственные люди непременно будут удачливы в предпринимательстве, а хорошие дельцы – непременно хорошие в этическом отношении, составила важное измерение сложившейся при капитализме экономической ситуации 8.

      Деловая этика в широком смысле слова  – это совокупность этических  принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций  и их членов  в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков:

Информация о работе Деловая этика: понятие и сущность