Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать делегирование – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми.
Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………….……….5
1.1 Содержание процесса организации………..…………………..5
1.2 Организация управления ……………………………………7
1.3 Принципы эффективного делегирования полномочий ……...8
ГЛАВА 2. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА…………….…………...11
2.1 Понятие и сущность делегирования полномочий…………..11
2.2 Полномочия и их виды………………………………………...12
2.3 Централизация и децентрализация управления……………..15
2.4 Основные принципы делегирования полномочий…………...18
ГЛАВА 3. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕТОДА ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ЭФФЕКТ ПРИ ИХ ЛИКВИДАЦИИ…………………………...23
3.1. Причины низкой эффективности делегирования…….…….23
3.2 Факторы, повышающие эффективность делегирования……24
3.3 Делегирование полномочий: единство доверия
и требовательности………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………….….29
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации 2.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

        Крайней формой децентрализации управления является его полное отсутствие, что имеет место в так называемых множественных структурах — организациях конгломератного типа, в которых отсутствуют какие бы то ни было связи (информационные, технологические, организационные и даже финансовые), посредством которых формируется и распределяется централизованный фонд денежных средств — они заменяются финансовым контролем.

        Другим способом обуздания излишней  самостоятельности подразделений  является так называемая выборочная  централизация, предполагающая, что, наряду с предоставлением им большей свободы действий, их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а, следовательно, вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти[7, с.65]. 

2.4 Основные принципы делегирования полномочий

      1. Управлять особо крупными организациями  централизованно невозможно из-за  огромного количества требующейся  дли этого информации и, как  следствие этого, сложности процесса  принятия решений.

      2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

      3. Децентрализация стимулирует инициативу  и позволяет личности отождествить  себя с организацией. При децентрализованном  подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения.

      4. Децентрализация помогает подготовке  молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры.

      Недостатки  централизации состоят в том, что она закрывает пути получения  преимуществ децентрализации, и  наоборот.

      Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации. Среди них можно выделить следующие: величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства); степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации; размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;  философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий; наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления; использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь; характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации; влияние внешней среды. Имеются в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению проблемы.

        Поскольку смысл полномочий заключается в предоставлении управляющему некоего инструмента для внесения соответствующего вклада в дело достижения целей предприятия, то полномочия, делегируемые индивидуальному управляющему, должны быть достаточными для обеспечения возможности достижения ожидаемых результатов. Слишком много управляющих стремится разделить и дефинировать полномочия по объему делегируемых или приобретаемых прав, вместо того чтобы вначале понять те цели, которые необходимо достигнуть, а только затем определить свободу действий, необходимую для этого. Только так управляющий способен делегировать полномочия в четком соответствии с предъявляемыми им потом требованиями к подчиненному.

        Делегирование в соответствии  с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.

        Структурное деление — это  группировка видов деятельности, обеспечивающая достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого подразделения с предприятием в целом. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип (который относится и к делегированию и к структурному делению), будучи концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на практике.

        Скалярный принцип относится  к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

        Ясное понимание скалярного принципа  — есть необходимое условие  для нормального функционирования  организации. Подчиненные должны  знать, во-первых, кто делегирует  им полномочия, а во-вторых, на  чье усмотрение они должны  передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления.

        Принцип уровня полномочий вытекает  из совокупности принципа функциональной  дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне  имеются полномочия для принятия  решений в рамках компетенции  предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции.

        Если исходить из принципа  уровня полномочий, то становится  ясным, что, если управляющие хотят добиться эффективности делегирования и тем самым снять с себя определенную часть нагрузки по принятию решений, они должны быть уверены, что полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.

        Одним из основных принципов  управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. При рассмотрении вопроса делегирования полномочий предполагалось, что (за исключением случаев обязательного разделения полномочий) право свободы действия в определенной области деятельности передается подчиненному только одним руководителем. Несмотря на то, что подчиненный может в принципе получить полномочия от двух или более руководителей и соответственно быть подотчетен им всем, существенные трудности, с которыми сопряжена работа в подчинении двух или более руководителей, очевидны. Поскольку принимаемое обязательство по существу носит персональный характер, делегирование несколькими руководителями полномочий одному человеку часто приводит к противоречиям как в полномочиях, так и в ответственности. Принцип единоначалия весьма полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия — ответственность.

        Поскольку ответственность, будучи взята на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

        Поскольку полномочия есть право  выполнять порученную работу, а  ответственность — это обязательство  выполнить ее, то отсюда логически  вытекает, что полномочия должны  соответствовать ответственности.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий и эффект при их ликвидации 

3.1. Причины низкой эффективности делегирования

        Делегирование тесно связано  с мотивацией, влиянием и лидерством. Руководитель должен заставить подчиненных эффективно выполнять их задачи. Как во всех процессах обмена информацией и оказания влияния, обе стороны имеют существенное значение для достижения успеха. Учитывая это, приведем ряд причин, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия, а подчиненные – уклоняться от дополнительной ответственности:

    • нежелание руководителей делегировать полномочия;
    • нежелание подчиненных брать ответственность;
    • отсутствие доверия к подчиненным;
    • боязнь риска;
    • трудности осуществления контроля;
    • «сильные» личности представляют угрозу;
    • процесс принятия решений становится сложным;
    • требуются более развитые связи с подчиненными;
    • удобнее спросить начальство, что делать, чем самому решать проблему;
    • боязнь критики за совершенные ошибки;
    • отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания;
    • перегруженность работой;
    • отсутствие уверенности в себе;
    • отсутствие стимулов для дополнительной ответственности.[7, с. 56]

3.2 Факторы, повышающие эффективность делегирования

      Основные  факторы повышения эффективности делегирования:

    • оценка риска;
    • общее ясное понимание целей; 
    • регулярное консультирование.

      Для повышения эффективности делегирования  руководители могут:

  1. Создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным.
  2. Определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства и оказания влияния.
  3. Оказывать больше доверия, тем самым устранить большую часть неуверенности подчиненных. Не следует во весь голос критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в работе.

        Когда подчиненный не выполняет  свои задачи так, как требует  руководство, причиной может быть  неправильная передача информации. В спешке руководители могут  бегло изложить, что хотят. Подчиненный может не решиться задать вопросы из-за боязни выглядеть глупым. Или, что случается чаще, подчиненный тоже торопится приняться за работу. Вследствие этого обе стороны могут думать, что понимают, каково было задание и каков должен быть результат. Позднее, чаще всего слишком поздно для исправления, работа оказывается сделанной неправильно и обе стороны разочарованы. Понятное изложение подчиненным их обязанностей, задач и пределов полномочий имеет существенное значение для эффективного делегирования.

        Делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех  задач, за которые он принял  на себя ответственность, то  есть необходимо соответствие  между полномочиями и ответственностью. Это известно как принцип соответствия. Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий. К сожалению, на практике принцип соответствия часто нарушается.

        Большая ответственность означает  больше работы и больше риска  для лица, принимающего ее. Многие, если не большинство, не находят привлекательными эти дополнительные обязанности. Вследствие этого, отсутствие положительных стимулов к принятию дополнительной ответственности может заблокировать разумные попытки распределить полномочия.

      Необходимость применения вознаграждений обоснована тем, что подчиненный видит четкую связь между принятием дополнительной ответственности и удовлетворением личных потребностей. Так же важно для высшего руководства создать систему стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации.

        В практике менеджмента России  часто бывает так, когда руководители  стараются затереть своих помощников  и заместителей, если они с  широким кругозором, эрудицией. Такие работники могут представлять опасность конкуренции. То ли дело на фоне бездарностей казаться незаменимым. В развитых западных странах считается хорошим тоном, когда начальник готовит себе преемника. В этом случае он безбоязненно болеет, уходит в отпуск и вообще по каким-либо причинам оставляет временно организацию. Он спокоен - управление в надежных руках доверенного лица.

Информация о работе Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации