Государственные и муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Определить понятие «унитарные предприятия»;
Указать особенности данных предприятий;
Рассмотреть виды и признаки унитарных предприятий;
Провести анализ на примере конкретного предприятия

Содержание

1. Государственные и муниципальные организации. 7
2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 13
3. Унитарное предприятие ФГУП «Почта России». Характеристика 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные организации.docx

— 189.43 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Липецкий государственный  технический университет»

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по Теории организации

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

Студент    ________           Болобан С.Д.

подпись, дата 

Группа ОЗМН-10

 

Руководитель    

д.э.н., профессор   ________    Московцева Л. В.

подпись, дата

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2013

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Липецкий государственный  технический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой менеджмента

В.В. Московцев ____________

«  » ________________  2013 г.

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

  1. Определить понятие «унитарные предприятия»;
  2. Указать особенности данных предприятий;
  3. Рассмотреть виды и признаки унитарных предприятий;
  4. Провести анализ на примере конкретного предприятия

 

 

 

Студент    ________           Болобан С.Д.

подпись, дата 

Группа ОЗМН-10

 

Научный руководитель    

д.э.н., профессор   ________    Московцева Л. В.

подпись, дата

 

 

Аннотация

 

Курсовая работа содержит 30 страницу печатного текста, 1 рисунок. Курсовая работа написана на тему «Государственные и муниципальные предприятия». Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей формирования и функционирования государственных, и муниципальных унитарных предприятий и рассмотрение их на основе ФГУП «Почта России».

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Во вводной части работы обоснована актуальность выбранной темы.

В первой главе представлены терминология работы и история возникновения  терминов. Во второй главе рассматриваются  признаки и виды государственных  и муниципальных предприятий, а  также особенности управления ими. В третьей главе проведен анализ ФГУП «Почта России». В заключении сделаны выводы по проблемам, обозначенным в курсовой работе.

Информационной базой для анализа  стали данные компании ФГУП «Почта России». При освещении теоретических  вопросов были использованы учебные  пособия, учебники, ГК РФ.

 

 

 

Оглавление

 

1. Государственные и муниципальные организации.                                          7

2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 13

3. Унитарное предприятие ФГУП «Почта России». Характеристика 24

Заключение 28

Список использованных источников 30

 

 

 

 

Введение

В рамках каждой экономической системы  видное место занимают государственные  предприятия. Их отличают характер и  объем производимой продукции, имеющей  национальное значение, структура производства и управления, правовые связи. Данная проблема весьма актуальна, поскольку  в ходе экономических преобразований еще не в полной мере удалось создать  условия для их устойчивого развития.

Существующий сегодня сектор экономики  в значительной мере основан на государственной  и муниципальной формах собственности, что предопределило достаточно большое  число таких предприятий. В частности, в качестве государственных унитарных  предприятий действуют большинство  основных предприятий и организаций  связи, атомной энергетики, водопользования  и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства. В  настоящих условиях юридические  лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК и Закона об унитарных предприятиях, на основе указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, других подзаконных  актов.

Основной целью курсовой работы является изучение особенности формирования и функционирования государственных, и муниципальных унитарных предприятий.

Задачи курсовой  работы: 
- раскрыть сущность государственных и муниципальных унитарных предприятий; 
-  охарактеризовать организацию и основную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий; 
- дать определение таким понятиям как унитарное предприятие, государственное и муниципальное предприятия;

- классифицировать унитарные предприятия на виды;

- исследовать экономическую сущность государственных унитарных предприятий.

Объектом курсовой работы являются государственные и муниципальные  унитарные предприятия и учреждения. Предметом курсовой работы являются особенности функционирования унитарных  предприятий.

 

 

1. Государственные и муниципальные  организации. История возникновения.

Терминология

Предприятие - особый объект гражданских  прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ  и/или оказания услуг в целях  удовлетворения общественных и частных  потребностей и получения дохода с прибылью; производственный или  коммерческий имущественно-земельный  комплекс, созданный для осуществления  предпринимательской деятельности.

Организация - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.

Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.

Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Муниципальное предприятие - предприятие, организуемое за счет местного бюджета, инвестиций иных муниципальных предприятий, собственных средств и других законных источников финансирования и  находящееся в ведении административно-территориальных  органов управления или местного самоуправления.

Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Дотация - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

 

С первых дней возникновения Советского государства был взят курс на национализацию заводов и фабрик, создание государственных  предприятий в промышленности, строительстве, а позже - в сельском хозяйстве  и торговле. Постепенно удельный вес  государственного сектора в экономике  превысил 90 %. Государственное предприятие  во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение. В условиях централизованного планирования и  управления действовали предприятия  различной подчиненности - союзные, союзно-республиканские, республиканские, областные, городские, районные.

В дальнейшем предпринимались меры по перестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в конце 60-х годов более  четко наметились подходы к повышению  роли предприятий как ключевого  звена экономики. Выражением этого  курса, правда, очень непоследовательного  и противоречивого, явилось принятие ряда правовых актов – «Положения о производственном предприятии» (1968 г.), «Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях» (1973 г.), «Положения о  производственном объединении (комбинате)» (1974 г.). В 1979 г. было принято решение  «Об улучшении планирования и  усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности  производства и качества работы», а  несколько раньше, в 1976 г., - «О совершенствовании  хозяйственного механизма в строительстве». В юридической науке подробно освещались эти вопросы.

Крупным шагом вперед стал принятый в 1987 г. Закон СССР «О государственном  предприятии (объединении)», которым  была расширена самостоятельность  предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений. Эти и другие решения, и практические меры по их реализации повлияли на хозяйственную  ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись  жесткие административно - бюрократические  методы руководства.

С изменением системы экономических  отношений и признанием равенства  форм собственности меняется и подход к государственным предприятиям. В развитии правового положения  этих предприятий за последнее десятилетие  можно выделить три этапа. Первый - условно охватывает 1990 - 1995 гг., когда  коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы «О предприятиях и  предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О приватизации предприятий» (1991 г.), открывшие простор главным  образом для формирования и развития субъектов предпринимательства. Государственные  предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и  акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации. Кульминацией стал Указ от 23 мая 1994 года «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопрос о прекращении  создания новых федеральных государственных  предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве  полного хозяйственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликвидируемых  федеральных государственных предприятий  и хозяйствующих учреждений создавать  казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего  имущества бывших государственных  предприятий. Устанавливалось, что  казенный завод самостоятельно реализует  свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством  и его уставом. Продолжением этой линии явилось Постановление  Правительства Российской Федерации  от 12 августа 1994 года «Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия». Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден «Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Сужение правовой базы государственных предприятий стало одним из факторов падения их роли и уменьшения удельного веса в экономике. Государственное имущество теряет свою ценность. Однако вскоре стала очевидной пагубность такого курса, поскольку государственные предприятия должны были сохранять свое место в экономической структуре с учетом характера, значения и масштабов производимой ими продукции. Наступление второго этапа в развитии правового положения государственных предприятий связано с вступлением в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 113 было введено их новое нормативное понятие – «унитарное предприятие». Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Оно является неделимым, находится в государственной собственности и принадлежит этому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК определили признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращает на себя внимание своего рода отождествление статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий в намеченном к принятию общем законе [1, ст. 113, п. 6]. Такая нормативная характеристика сохраняется и в дальнейшем, хотя едва ли это оправдано. Курс на приватизацию был закреплен и продолжен Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (июль 1997 года). Почти во всех его статьях государственное и муниципальное унитарное предприятие рассматривается в одинаковых режимах - при преобразовании их в открытое акционерное общество, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности [1, ст. 22]., при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе [1, ст. 21, 22]., внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ [1, ст. 23]. Говоря об актуальности этой проблемы, нельзя не отметить явное невнимание к государственным предприятиям в юридической литературе. Ученые - цивилисты рассматривают правовые вопросы их организации и деятельности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом упоминают разве что при характеристике видов юридических лиц.

Другие  ученые выделяют в данной проблеме преимущественно публично - правовые аспекты. Между тем в течение 1996 - 1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно - правовое регулирование  отдельных сторон организации и  деятельности государственных предприятий. Принят ряд решений Правительства  Российской Федерации о передаче федеральных государственных предприятий  в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, об организации учета федерального имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его  использования, об утверждении уставов  крупных государственных унитарных  предприятий.

Имущество, закрепленное собственником  за унитарным предприятием, отражается в учредительном документе, каковым  для подобных предприятий [1, ст. 113], является устав. В нем необходимо фиксировать предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер, а также фирменное наименование унитарного предприятия, которое должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.

Деятельность унитарных предприятий  регулируется ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях. Такой Федеральный  закон принят 14.11.2002, и этот законодательный  акт существенно дополнил правовое положение УП.

Федеральный закон «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. - один из самых ожидаемых с  момента принятия части первой ГК РФ. Ряд вопросов до появления этого  Закона либо решался на подзаконном  уровне, где не было единообразия, либо вообще оставался открытым. Уже гл. 1 кроме определения унитарного предприятия и ряда норм, отражающих признаки юридического лица, содержит ряд новелл, которые не только во многом меняют правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий, но и способны оказать существенное влияние, как на количество таких предприятий, так и на сферу их деятельности.

 

 

2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных  могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности [2, ст. 2, п. 2]. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой  [2, ст. 2, п. 4].

Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия