Государственные и муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Определить понятие «унитарные предприятия»;
Указать особенности данных предприятий;
Рассмотреть виды и признаки унитарных предприятий;
Провести анализ на примере конкретного предприятия

Содержание

1. Государственные и муниципальные организации. 7
2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 13
3. Унитарное предприятие ФГУП «Почта России». Характеристика 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные организации.docx

— 189.43 Кб (Скачать файл)

Унитарное предприятие может иметь  только одного учредителя [2, ст. 8], которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия [1, ст. 113, п. 1]. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется [2, ст. 12].

Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам [2, ст. 20].

Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный  исполнительный орган, назначаемый  собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов [2, ст. 21].

Кроме того, унитарное предприятие  является единственным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью.

Имущество унитарного предприятия  принадлежит на праве собственности  Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации  или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования  права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные  права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь  самостоятельный баланс. Самостоятельность  бухгалтерского баланса заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества, которым владеет унитарное предприятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.

Основным отличием унитарного предприятия  от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которых также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

Унитарное предприятие должно иметь  круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском  языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать  также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации  и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие считается  созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями,

Унитарное предприятие создается  без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Место нахождения унитарного предприятия  определяется местом его государственной  регистрации.

Унитарное предприятие должно иметь  почтовый адрес, по которому с ним  осуществляется связь, и обязано  уведомлять об изменении своего почтового  адреса орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения  об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Унитарное предприятие несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет  ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Подчеркнем, что речь идет не об имуществе, принадлежащем унитарному предприятию  на праве собственности, а об имуществе, находящемся в унитарном предприятии  на праве оперативного управления или  хозяйственного ведения. Таким образом, фактически унитарное предприятие  может на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается за счет имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.

 

В Российской Федерации создаются и действуют  следующие виды унитарных предприятий:

  1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

- Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП;

- Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации);

- Муниципальное унитарное предприятие - МУП (муниципального образования);

  1. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

• федеральное казенное предприятие;

• казенное предприятие субъекта РФ;

• муниципальное казенное предприятие.

Для наглядности приведём ещё одну схему:

Унитарные предприятия 

  1. Государственные

- Федеральные

- Федеральные  казённые предприятия;

- Иные федеральные  унитарные предприятия;

- Субъектов Российской Федерации

- Казённые  предприятия субъектов РФ;

- Иные унитарные  предприятия субъектов РФ;

2) Муниципальные

- Муниципальные казённые предприятия;

- Иные муниципальные унитарные предприятия.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения [1, ст. 114], создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим  законодательством возложена координация  и регулирование деятельности в  соответствующей отрасли (сфере  управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях  его деятельности, а также о  размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее  суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной  оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия  вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия  и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия [1, ст. 115] образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

- излишнее имущество;

- неиспользованное имущество;

- используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект  РФ или муниципальное образование  несут субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано  по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что унитарным предприятием признаётся коммерческая организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом, это имущество  находится в государственной  собственности;  функционирует на основании устава.

Также унитарное предприятие  это единственная коммерческая организация  наделенная гражданскими правами и  обязанностями.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает решение о создании  унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды  деятельности унитарного предприятия,  а также дает согласие на  участие унитарного предприятия  в ассоциациях и других объединениях  коммерческих организаций;

Права собственника имущества, указанные  в первых двух подпунктах п. 1 ст. 20 представляются очевидными - по меньшей мере, они логично вытекают из норм, записанных в других статьях Закона об унитарных предприятиях. Вместе с тем, обратим внимание на то, что права руководства унитарного предприятия ограничены и в принятии решений об участии в некоммерческих объединениях — то есть при осуществлении отношений, которые вряд ли могут оказать какое-либо непосредственное влияние на финансовые показатели его деятельности.

3) определяет порядок составления,  утверждения и установления показателей  планов (программы) финансово-хозяйственной  деятельности унитарного предприятия;

Реализация этого права на практике, прежде всего, означает, что собственник  имущества может (и должен) устанавливать  перечень показателей финансово-хозяйственной  деятельности унитарных предприятий, а также контролировать их выполнение. По существу, такое положение более  характерно для предприятий, действующих  в рамках плановой экономики (административной системы). Однако, по-видимому, у разработчиков закона имелись достаточно веские основания для введения нерыночных методов управления.

На федеральном уровне состав плана  финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий пока не утвержден. После принятия Закона об унитарных  предприятиях такая мера представляется вполне рациональной. Не менее эффективной  может оказаться разработка типовых  планов или программ деятельности унитарных  предприятий на отраслевом уровне. Подчеркнем, что речь идет не о бизнес-планировании (основной целью которого является рационализация использования ресурсов и достижение максимальной рентабельности), а именно о планировании деятельности (аналог техпромфинплана), целью которого является централизованное установление основных показателей, определение  необходимых видов ресурсов и  частичное наделение ими.

4) утверждает устав унитарного  предприятия, вносит в него  изменения, в том числе утверждает  устав унитарного предприятия  в новой редакции;

Положения данного пункта представляются недостаточно точными: из текста непонятно, кем разрабатывается проект устава - собственником имущества или  руководством создаваемого предприятия; в общем случае руководитель унитарного предприятия может быть назначен и назначается до начала формирования уставного капитала. Также не вполне понятно, какова процедура внесения изменений в устав унитарного предприятия - предоставлено ли право  разработки и внесения таких изменений  исключительно собственнику имущества, или руководитель унитарного предприятия  имеет право (или обязан) разрабатывать  и представлять на утверждение проект изменений в устав, исходя из финансового  состояния предприятия и изменений  законодательной и нормативной  базы.

5) принимает решение о реорганизации  или ликвидации унитарного предприятия  в порядке, установленном законодательством,  назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного  или муниципального предприятия;

Порядок реорганизации и ликвидации унитарного предприятия установлен отдельными статьями Закона об унитарных  предприятиях. Что же касается права  формирования уставного фонда (а  в названии ст. 20 речь идет именно о правах), то это, скорее, обязанность, так как никто иной формировать уставный фонд унитарных предприятий не может.

Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия