Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:06, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи: – рассмотреть сущность и признаки унитарных предприятий;
рассмотреть виды унитарных предприятий;
исследовать принципы создания, ликвидации и реорганизации унитарных предприятий;

Вложенные файлы: 1 файл

реферат корпоративное право.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

Коммерческая деятельность в рыночной экономике осуществляют не только отдельные предприниматели и их объединения, но и государство в лице своих органови специализированных предприятий, которые имеют статус юридического лица. Предпринимательскую деятельность государственные структуры осуществляют на двух уровнях: верхнем - общегосударственном (федеральном) и нижнем - местном (региональном и муниципальном).

На верхнем уровне функционируют, например, такие организации, как Центральные банки или министерства финансов. Таким образом, государство осуществляет предпринимательскую деятельность на макроуровне, решая задачи глобального масштаба.

Функционирование государства на местном уровне осуществляется чаще всего в трех основных направлениях:

Во-первых, в наиболее прибыльных областях предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или бюджета области или края);

Во-вторых, в сфере действия естественных монополий (тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) во избежание неоправданного завышения тарифов этих организаций на свои услуги;

В-третьих, в малорентабельных и капиталоемких отраслях производства, в которые частный сектор инвестирует средства неохотно.

Реализуется государственная предпринимательская деятельность путем создания предприятий на базе государственной или городской (муниципальной) собственности. Такие предприятия получили название унитарных (от фр. Unitaire - единый; единый собственник). Таким образом, унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям и паям, в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или городской собственности и передается такому предприятию в оперативное управление или на правах хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятельности. Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве.

Целью работы  является исследование государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Задачи: – рассмотреть сущность и признаки унитарных предприятий;

рассмотреть виды унитарных предприятий;

исследовать принципы создания, ликвидации и реорганизации унитарных предприятий;

 

 

       1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия

1.1. Сущность и признаки унитарных предприятий

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Унитарность - специфическая форма организации деятельности. Унитарным предприятием является государственная или муниципальная коммерческая организация, у которой отсутствует право собственности на имущество, закрепленное за ней.

Унитарное предприятие  - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.1 Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Органом управления унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен .2

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Основные характеристики и принципы функционирования унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, следующие:

– унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

– учредительным документом является устав, учреждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления;

– размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

– до государственной регистрации предприятия уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником;

– если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда, а если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда;

– в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить своих кредиторов;

– предприятие может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие), а учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя .3

По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Основными характеристиками и принципами функционирования предприятия, основанного на праве оперативного управления, являются:

– учредительным документом является устав, утверждаемы Правительством Российской Федерации;

– фирменное наименование должно содержать указание на то, что предприятие является казенным;

– Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества;

– казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации .4

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

– необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

– осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

– обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 Гражданского кодекса РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются, прежде всего, трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.5                                                                                               Итак, главной отличительной особенностью унитарных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных Гражданским кодексом РФ пределах.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной рыночной экономике характер смешанной экономики. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, переживающей трудные времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства. Если процесс реформ в России будет продолжен, то мы получим структуру организационных форм, близкую к той, которая нужна для нормальной смешанной экономики, в которой госсобственность займет не более 20%, а остальные ресурсы будут принадлежать негосударственным юридическим и физическим лицам.

1.2. Управление унитарным предприятием

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

- принимает решение о создании унитарного предприятия;                                                                   

- определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; 6

Права собственника имущества, указанные в первых двух подпунктах пункта 1 статьи 20 Закона «Об унитарных предприятиях» представляются очевидными - по меньшей мере, они логично вытекают из норм, записанных в других статьях Закона об унитарных предприятиях. Вместе с тем, обратим внимание на то, что права руководства унитарного предприятия ограничены и в принятии решений об участии в некоммерческих объединениях - то есть при осуществлении отношений, которые вряд ли могут оказать какое-либо непосредственное влияние на финансовые показатели его деятельности.7    Определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; 8

Реализация этого права на практике, прежде всего, означает, что собственник имущества может (и должен) устанавливать перечень показателей финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, а также контролировать их выполнение. По существу, такое положение более характерно для предприятий, действующих в рамках плановой экономики (административной системы). Однако, по-видимому, у разработчиков закона имелись достаточно веские основания для введения нерыночных методов управления.

На федеральном уровне состав плана финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий пока не утвержден. После принятия Закона об унитарных предприятиях такая мера представляется вполне рациональной. Не менее эффективной может оказаться разработка типовых планов или программ деятельности унитарных предприятий на отраслевом уровне. Подчеркнем, что речь идет не о бизнес-планировании (основной целью которого является рационализация использования ресурсов и достижение максимальной рентабельности), а именно о планировании деятельности (аналог техпромфинплана), целью которого является централизованное установление основных показателей, определение необходимых видов ресурсов и частичное наделение ими.9                                                          Утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия