Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются определение гражданско-правового статуса рассматриваемых юридических лиц в российском гражданском законодательстве.

В ходе курсовой работе решаются следующие задачи:
определить понятие и признаки унитарного предприятия;
рассмотреть процессы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
рассмотреть соотношение прав собственника имущества и предприятия по распоряжению этим имуществом.

Содержание

Введение
Понятия и признаки унитарного предприятия
Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
Соотношение прав собственника и предприятия

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.docx

— 76.80 Кб (Скачать файл)
 

Министерство  по науке и образованию Российской Федерации

Артемовский филиал ГОУ СПО «НТГПК им. Н.А. Демидова» 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Правовые основы государственному и муниципальному управлению»

Тема: «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы ГМУ-335

Проверил: преподаватель 

Оценка _______________________ 
 
 
 
 
 
 

Артемовский, 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 

  1. Понятия и признаки унитарного предприятия
  2. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
  3. Соотношение прав собственника и предприятия

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время российское государство  поставлено перед необходимостью решения  новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей.

     Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила  положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной  и форм собственности. Гарантируется  единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых  гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление  отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении  и развитии демократической основы России.

     Необходимость теоретического исследования правового  положения государственных унитарных  предприятий предопределяется несколькими  причинами.

     Во-первых, государственные унитарные предприятия  занимают прочное место в экономической  структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы  правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования, как экономистов, так и юристов

     Во-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный  правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых  недостаточно либо не взаимосвязаны, а  также порой противоречат друг другу.

     Степень научной разработанности. Научной разработке этой проблемы посвятили свои работы Ахметьянова З.А., Беднов О.В., Венедиктов А.В., Грось Л.А., Жанэ А.Д., Иоффе О.С., Коган Э.Э., Коробкин Н.А., Лахов А.Б., Леонова Г.Б., Ручкин О.Ю., Тихомиров М.Ю., Фоков А.П., Шор А.А., Якимов А.А. и другие.

     Объектом  являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления предпринимательской  деятельности унитарными предприятиями.

     Предметом являются норма гражданского законодательства в части регулирования правового  положения и деятельности унитарный  предприятий.

     Целью курсовой работы являются определение гражданско-правового статуса рассматриваемых юридических лиц в российском гражданском законодательстве.

     В ходе курсовой работе решаются следующие задачи:

  • определить понятие и признаки унитарного предприятия;
  • рассмотреть процессы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
  • рассмотреть соотношение прав собственника имущества и предприятия по распоряжению этим имуществом.

     Методы. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: статистического и логико-юридического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятия и признаки унитарного предприятия
 

     Унитарным предприятием признается коммерческая организация не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

     Термин  «унитарное» (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским  законодательством России, такое  единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида1.

     Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой.

     Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ» № 161)2, которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием3.

     Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется4.

     Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении  этого имущества важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному предприятию указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона).

     Только  собственник определяет стратегию  хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам.

     Текущей деятельностью унитарного предприятия  руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).

     Кроме того, унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью5.

     Имущество унитарного предприятия принадлежит  на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации  или муниципальному образованию.

     От  имени Российской Федерации или  субъекта Российской Федерации права  собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной  власти Российской Федерации или  органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     От  имени муниципального образования  права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими  статус этих органов.

     Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

     Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), а также оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный  баланс. Самостоятельность бухгалтерского баланса заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества, которым владеет унитарное предприятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.

     Основным  отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которых также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

     Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в качестве дочерних организаций иных организационно-правовых форм, в принципе, не запрещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачей имущества (собственником которого унитарное предприятие не является). Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы коммерческих организаций6.

     Унитарное предприятие должно иметь круглую  печать, содержащую его полное фирменное  наименование на русском языке и  указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия  может содержать также его  фирменное наименование на языках народов  Российской Федерации и (или) иностранном  языке.

     Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также  зарегистрированный в установленном  порядке товарный знак и другие средства индивидуализации7.

     Данный  пункт дословно повторяет аналогичные  нормы Закона об акционерных обществах  и Закона об ООО. Здесь следует  обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником  имущества и статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий  те же, что и у других коммерческих организаций8.

     Создание  унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

     Следует обратить внимание на данный пункт  Закона об унитарных предприятиях, которым прямо запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, после вступления Закона в силу не могут быть созданы унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности органов управления разных уровней (например, федерального и регионального). Отметим, что формулировка процитированного пункта Закона не является однозначной и допускается трактовка, в соответствии с которой запрещается объединение имущества на одном уровне управления (например, городского и районного). На практике такой запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов (особенно, коммунальных). Однако до соответствующих разъяснений (которые должны иметь законодательную силу) указанная трактовка может иметь место.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия