Влияние факторов внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой актуальна в настоящее время, так как сейчас происходит очень много изменений в мировой и отечественной экономике. Появляются новые формы организаций и их интеграции, и поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан выявлять существенные факторы внешней и внутренней среды и предлагать подходящие способы реагирования на эти воздействия, то есть принимать управленческие решения. Это необходимо, потому что организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений ……………………………………………….
1.1. Понятие, значение и классификация факторов внутренней и внешней среды организации ………………………………………………
1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации ……..
1.3. Влияние факторов внешней и внутренней среды, на принятие управленческих решений в организации…………………………………..
Глава 2. Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений в организации ОАО “Выксунский металлургический завод”…………………………….…
2.1. Общая характеристика организации ………………………………….
2.2. Организационная структура и уровни управления ………………….
2.3. Проведение SWOT-анализа факторов внутренней и внешней среды организации при принятии управленческих решений …………………...
Глава 3. Оптимизация факторов внутренней и внешней среды организации ОАО “Выксунский металлургический завод”……….
3.1. Мероприятие по повышение квалификации персонала …………….
3.2. Мероприятие по ведению рекламной деятельности ………………..
3.3. Экономическая оценка предложенных мероприятий ………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Список литературы ………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 262.41 Кб (Скачать файл)

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегически  сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Существует большое количество методов анализа внутренней и  внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

  1. SWOT- анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия  и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды) [7].

- Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

-  Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

           -  Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

-  Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

-  Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

-  Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

-  Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.4.  Последовательность действий для проведения SWOT-анализа


Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В  соответствующие ячейки матрицы  необходимо занести сильные и  слабые стороны предприятия, а также  рыночные возможности и угрозы( Рис. 1.5)

 

 

 

 

 

Рис. 1.5. Матрица SWOT-анализа

  1. SNW – анализ

SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ:

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральноя сторона),

Weakness (слабая сторона).

   В отличие от  анализа слабых и сильных сторон  SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

  1. PEST – анализ

PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society), технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Основные положения PEST – Анализа: стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны

  1. Профиль среды

Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

1.3.  Влияние факторов внешней и внутренней среды, на принятие управленческих решений в организации

Решение - это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы[5].

Управленческое решение - выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения

Управленческие  решения классифицируются по следующим  признакам: уровень масштаба, сфера  действия, время действия, форма, степень  структурированности и уникальности.

Виды решений:

  1. Организационные решения – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью[5]. Целью организационного решения является обеспечение достижения поставленных перед организацией задач.
  2. Компромиссы. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется намного желательным с точки зрения конечного эффекта.
  3. Интуитивное решение - выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный. Лицо, принимающее решение не нуждается в понимании ситуации, человек просто делает выбор [5].
  4. Решения, основанные на суждении – выбор, обусловленный знанием или опытом [5].
  5. Рациональные решения. В различных организациях различные решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

Принятие управленческих решений зависит от объективных условий, в которых находится организация, то есть от внешней и внутренней среды.

Конкретные значения факторов внешней и внутренней среды  организации образуют ситуацию принятия решения. Вместе с тем нужно отметить, что ситуационные факторы могут  играть разные «роли» в процессе принятия управленческих решений. В большинстве  случаев они играют роль ограничений, влияющих на формирование множества  допустимых решений.

Внешняя среда. Экономические условия. О состоянии экономики обычно судят по значениям макроэкономических показателей, таких как размер валового национального продукта, темпы инфляции, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и другим. Изменение экономических условий влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, инвестиционную политику и, как следствие, на прибыльность и успешность организаций [12].

Политика оказывает сильное влияние на деловую активность организаций. Принимая важные управленческие решения, руководители организаций должны иметь четкое представление о том, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена власти и политических лидеров, какие направления деятельности и отрасли хозяйства они будут поддерживать. Понимание этих и многих других вопросов помогает разрабатывать верные сценарии развития событий и принимать адекватные решения, позволяющие воспользоваться благоприятной политической ситуацией или, напротив, избежать крупных потерь вследствие ее ухудшения [12].

Право — это законы и другие правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность организаций. В процессе принятия управленческих решений правовые факторы выступают в роли юридических ограничений, регулирующих деятельность организаций. В частности, это могут быть ограничения на отдельные виды деятельности, условия заключения и выполнения контрактов, проведение деловых операций, формы и методы защиты интересов и другие [12].

Технологические факторы неизбежно влияют на принятие важных решений, связанных с развитием организаций, разработкой новых видов товаров, совершенствованием функциональных процессов, внедрением новых технологий управления. Руководители организаций должны знать перспективные направления фундаментальной и прикладной науки, отслеживать все изменения, происходящие на рынке новых технологий, чтобы своевременно использовать их в своей деятельности для получения конкурентных преимуществ [12].

Природно-географические факторы — это климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы [12]. Влияние этих факторов нельзя недооценивать. Они играют значительную роль в процессах принятия решений о размещении предприятий, технологиях производства, качестве продукции, способах доставки товаров. Решение этих и других проблем связано с большими затратами ресурсов и поэтому требует тщательного анализа природных условий, в которых осуществляется деятельность организации.

Потребители продукции и услуг влияют на качество и объем производимых товаров или услуг.

Поставщики материальных и природных ресурсов. Организации находятся в ресурсной зависимости от поставщиков, что позволяет им оказывать непосредственное влияние на себестоимость и качество продукции, сроки ее изготовления и, как следствие, на эффективность и прибыльность организации.

Конкуренты влияют на принятие важнейших решений о выборе стратегии фирмы, целевых рыночных сегментах, разработке новых товаров, их позиционировании на рынке, ценообразовании, внедрении новых технологий, капитальных вложениях, выработке конкурентной стратегии и множества других.

Внутренняя  среда. В процессе принятия управленческих решений любой руководитель вынужден учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Эта ситуация характеризуется набором внутренних факторов, или переменных, которые включают цели, структуру, культуру, процессы и ресурсы организации.

Цели  организации. Организация существует ради достижения своих целей, которые направляют ее деятельность и определяют содержание всех управленческих решений.

Структура организации включает четыре типа элементов: звенья структуры (органы управления, подразделения, отдельные работники); отношения (горизонтальные и вертикальные); уровни структуры (высший, средний и низший); полномочия (линейные и штабные). Различные сочетания этих элементов определяют широкое разнообразие организационных структур. Процессы принятия управленческих решений всегда протекают в рамках определенной структуры организации, они «несвободны» от структуры, которая влияет как на способы принятия решений, так и на качество этих решений.

Ресурсы организации. Известно, что деятельность любой организации можно представить как процесс получения ресурсов из внешней среды, их переработки и преобразования в продукцию или услуги, которые «передаются» обратно во внешнюю среду. Таким образом, ресурсы, поступая из внешней среды, становятся важнейшей частью внутренней среды организации и представляют, собой ключевой фактор, влияющий на ее эффективность. Различают семь видов ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации: люди, материалы, энергия, финансы, информация, технологии и время. Качество и количество этих ресурсов всегда необходимо учитывать в процессе принятия решений, чтобы они были не только реалистичными, но и обеспечивали достижение целей управления организацией.

Таким образом, принятие управленческих решений— это сложный психический и организационный процесс, который находится под влиянием большого числа факторов, обусловленных как психологическими особенностями личности руководителя, так и конкретной ситуацией принятия решения. Поэтому для достижения успеха руководитель организации должен не только хотеть, но и уметь принимать решения, т.е. делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и знаний о ситуации, в которой он находится.

В данной главе мы изучили понятия, значения и классификацию  факторов внутренней и внешней среды организации, определили каким образом они влияют на принятие управленческих решений. Так же мы изучили методы анализа внешней и внутренней среды организации.

Глава 2. Анализ влияния внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений в организации ОАО “Выксунский металлургический завод”

2.1. Общая характеристика организации

Выксунский металлургический завод - один из старейших центров металлургической промышленности России - основан в 1757 году.

Сегодня ВМЗ - крупнейший отечественный  производитель электросварных прямо-шовных труб различного диаметра для добычи и транспортировки нефти и  газа, строительства, жилищно-коммунальной сферы.

Предприятие располагает крупнейшим комплексом по выпуску цельнокатаных  железнодорожных колес для пассажирских и грузовых вагонов, локомотивов, поездов  метрополитена.

ВМЗ является одним из наиболее технически оснащенных и модернизированных  металлургических предприятий в  России. Технологии и оборудование завода соответствуют самым высоким  международным стандартам. Высокое  качество продукции подтверждено многочисленными  российскими и зарубежными сертификатами. Достижения ВМЗ отмечены престижными  премиями и наградами.

  • Территориальное расположение

Расположена на юго-западе Нижегородской области, недалеко от побережья реки Оки, в 28 км от железнодорожной станции в г. Навашино на магистральной железной дороге Москва — Екатеринбург, в 186 км от Нижнего Новгорода.

  • Юридический адрес

607060, Россия, Нижегородская обл.,

г. Выкса, ул. Бр. Баташевых, 45

Тел.: 8 800 250 11 50

Факс: (83177) 3 76 05

  • Ценности организации

- Интересы клиентов – наш приоритет

Информация о работе Влияние факторов внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений в организации