Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)
 

38. Прокурорский надзор за рассмотрением  и разрешением жалоб и заявлений  осужденных и задержанных

В прокуратуру поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов нижестоящих прокуратур. Работа с поступающими жалобами рассматривается как важнейшая составная часть деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных.

Важным средством выявления и предупреждения нарушений законности является надзор за обеспечением права осужденных обращаться с предложениями, жалобами и заявлениями в государственные органы, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в общественные объединения. При посещении поднадзорных учреждений прокурор проверяет организацию учета и регистрации обращений осужденных, а также иных лиц, содержащихся в них; организацию приема их по личным вопросам; полноту и объективность рассмотрения обращений осужденных администрацией этих учреждений.

По книге регистрации письменных жалоб и заявлений, журналу учета приема администрацией осужденных по личным вопросам, а также по личным делам осужденных прокурор устанавливает, как учитываются жалобы и заявления, своевременно ли они направляются адресатам, правильно ли разрешаются, объявляются ли осужденным результаты рассмотрения. Жалобы и заявления должны разрешаться в срок до одного месяца, а не требующие дополнительной проверки и изучения -  безотлагательно, но во всех случаях - не позднее пятнадцати суток со дня их поступления к лицу, обязанному разрешить вопрос по существу.

Порядок направления жалоб и других обращений лиц, содержащихся в местах лишения свободы, а также находящихся в психиатрических учреждениях, имеет свои особенности. Те из них, что адресованы в органы, осуществляющие контроль и надзор за их деятельностью, цензуре не подлежат и не позднее дня, следующего за днем обращения, направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, просмотру не подлежат и направляются ему в течение двадцати четырех часов

С учетом того, что содержащиеся в местах лишения свободы лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав и законных интересов, об унижении человеческого достоинства, о фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, причем каждому такому факту прокурор должен давать принципиальную оценку, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

Прокурор, получивший жалобу или заявление, обязан рассмотреть ее не позднее месячного срока. Если по жалобе или заявлению проведение проверки не требуется, они подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок. Поступающие к прокурору жалобы и заявления представляют собой важный источник информации.

 

39. Особенности осуществления надзора  за исполнением законов судебными  приставами

  • В ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные им прокуроры.
  • Предметом надзора являются законность и обоснованность исполнительного производства: гражданских и уголовных дел; всех процессуальных действий, совершаемых в стадии исполнения решений, определений и постановлений судов; постановления суда или судьи в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; исполнительных надписей нотариальных органов; решений третейских судов; и др.
  • В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

    1. законности принимаемых решений;
    2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
    3. уважения чести и достоинства гражданина;
    4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
    5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

    Прокурор, осуществляющий надзор, вправе проверять правильность оформления исполнительного листа; наличие соответствующих документов приложенных к исполнительному листу; соответствует ли содержание исполнительного листа, предписаниям суда, изложенным в решении; соблюдение установленного порядка взыскания ущерба; проверяет списанные в архив по признаку "безнадежности взыскания".

  • Прокуроры вправе сами проводить проверки в службах судебных приставов, поручать проведение проверок вышестоящим службам судебных приставов, могут вызывать к себе должностное лицо для получения объяснений. При обнаружении в исполнительном производстве каких-либо нарушений прокурор может обратиться в суд о признании постановлений недействительными либо принести протест вышестоящему должностному лицу.
  • Прокурор так же может принести предостережение о недопустимости нарушения закона, может внести представление старшему судебному приставу либо в службу судебных приставов субъекта РФ об устранении допущенных нарушений и, конечно, может возбудить уголовное дело при наличии поводов и оснований к этому.
  • Указание Генерального прокурора от 6 января 1999 года " Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"
  •  

    40. Понятие, содержание и задачи  прокурора при участии в рассмотрении  уголовных дел судами первой  инстанции

    Участвуя в судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор реализует следующие задачи:

    1. обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства;
    2. вынесение законного обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;
    3. гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства;
    4. своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.

    Прокурор полномочен:

    1. участвовать в рассмотрении уголовных дел судами;
    2. выступать в качестве государственного обвинителя в суде;
    3. предъявлять и поддерживать гражданский иск в защиту материальных интересов физических или юридических лиц в уголовном судопроизводстве;
    4. внести представление в вышестоящий суд на не вступившее или вступившее в законную силу определение, постановление или приговор суда;
    5. Генеральный прокурор РФ участвует в заседаниях Верховного суда РФ.

    Формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел:

    1. поддержание государственного обвинения и участия в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дел частно-публичного и публичного обвинения судом первой и апелляционной инстанции;
    2. принесение представлений на приговоры, определения и постановления судов (судей), не вступившие или вступившие в законную силу;
    3. участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного, надзорного производства, а также при возобновлении производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
    4. участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

    В судебном заседании в суде первой инстанции принимает участие прокурор уровня, соответствующего суду, который рассматривает данное дело. Возможна ситуация, когда вышестоящий прокурор, учитывая особенности дела, его неординарность сам принимает участие в судебном разбирательстве в суде нижестоящего уровня. Если же прокурор поддерживает обвинение в суде вышестоящего уровня, он должен предъявить свои полномочия.

    В судебное заседание направляются наиболее опытные, грамотные сотрудники. Явка прокурора в суд обязательна, в случае неявки по неуважительной причине, суд вправе отреагировать частным определением (постановлением) в адрес вышестоящего прокурора, что влечет проведение служебного расследования.

    Участие прокурора в суде первой инстанции начинается с подготовки дела к судебному разбирательству, с направления прокурором дела в суд. Прокурор вправе ходатайствовать о проведении предварительного слушания дела в течение 7 дней после направления дела в суд. Прокурор участвует в процедуре предварительного слушания, он вправе заявлять ходатайства об исключении доказательств, о вызове свидетелей, об истребовании дополнительных доказательств. Судья в результате предварительного слушания может возвратить уголовное дело прокурору, если:

    1. обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением закона, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта;
    2. копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому;
    3. есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера.

    Для устранения всех недостатков обвинительного акта или обвинительного заключения прокурору предоставляется 5 суток.

    В судебном разбирательстве участие прокурора проявляется в следующем: он оглашает обвинение; первым как сторона обвинения представляет доказательства; исследует их; допрашивает обвиняемого, после его допроса защитником; первым задает вопросы свидетелям со стороны обвинения; высказывает свое мнение по всем возникающим вопросам в ходе судебного заседания;

    Высказывания прокурора должны быть объективными, доказательными, всесторонними, полными, юридически обоснованными, определенными. Поведение прокурора должно отличаться активностью быстротой в принятии решении и самостоятельностью.

     

    41. Положение прокурора в судебном  процессе при поддержании государственного обвинения, его полномочия

    По делам с обвинительным заключением государственных обвинителей должно назначать руководство прокуратуры РФ.

    По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственных обвинителей должно назначать руководство соответствующих прокуратур субъектов РФ.

    Государственных обвинителей следует назначать заблаговременно, для того чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела.

    Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам необходимо давать в письменном виде с передачей в надзорное производство. Нсмотря на то что уголовно-процессуальный закон содержит норму, позволяющую прокурору давать поручения о поддержании в суде обвинения дознавателю, следователю, Генеральный прокурор РФ указал на необходимость исключить из практики случаи поддержания государственного обвинения в суде должностными лицами органа дознания и следователями до особого распоряжения.

    Приступая к подготовке по поддержанию государственно го обвинения в суде, прокурор должен внимательно изучить уголовное дело. Исследование материалов дела начинается, как правило, с анализа формальной и содержательной частей обвинительного заключения или обвинительного акта. Затем прокурор приступает к ознакомлению с постановлением о привлечении лица в качестве обвиняемого.

    Характер и методика дальнейшего изучения материалов уголовного дела должны позволить прокурору в полной мере выяснить степень фактической доказанности обстоятельств по уголовному делу, входящих как в общий предмет доказывания, так и в специальные, предусмотренные законом предметы доказывания по особым производствам.

    В первую очередь прокурор должен проанализировать показания обвиняемого. При этом следует помнить, что дача подозреваемым (обвиняемым) показаний в ходе производства по уголовному делу является его правом, а не обязанностью.

    Необходимо проанализировать, насколько органы, осуществлявшие уголовное преследование на досудебном этапе производства, смогли проверить их, не противоречат ли собранные по делу доказательства аргументам обвиняемого. Если собранные доказательства находятся в противоречии с доводами обвиняемого, то следует выяснить причину этого противоречия. В некоторых случаях можно пригласить следователя (дознавателя), чтобы он помог разобраться в этом вопросе и восстановить доказательственный пробел.

    Далее прокурором должны быть изучены иные материалы, содержащиеся в уголовном деле, отсылка к которым указывается в обвинительном заключении. Именно на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств и строит свою позицию сторона обвинения.

    Прокурором рассматривается вопрос о наличии заявленных стороной защиты в ходе предварительного расследования ходатайств и жалоб. Они могут содержать в себе просьбы о проведении каких-либо следственных действий с целью обнаружения новых доказательств, устанавливающих непричастность обвиняемого к совершению преступления. Прокурору необходимо обратить внимание на необоснованные отказы следователя в удовлетворении ходатайств.

    В обязательном порядке должна быть проверена обоснованность и законность производства следственных и иных процессуальных действий.

    Прокурорам, поддерживающим государственное обвинение при судебном разбирательстве уголовного дела, следует выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и предлагать суду при наличии оснований вынести частное определение.

    Судебное разбирательство начинается с подготовительных действий. В подготовительной части судебного разбирательства может заявить отвод судье или всему составу суда. При неявке в суд кого-либо из участников прокурор имеет право ходатайствовать перед судом об отложении судебного разбирательства и принятии мер к явке участника

    Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"