Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 04:27, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1 Важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор (ст. 29, 30 Закона «О прокуратуре РФ», ст. 116 УПК). Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.

Вложенные файлы: 1 файл

задачи прокнадзор.docx

— 25.59 Кб (Скачать файл)

Задача 1 
Важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор (ст. 29, 30 Закона «О прокуратуре РФ», ст. 116 УПК). Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.

В случае необоснованного отказа в  возбуждении дела прокурор своим  постановлением отменяет это постановление  следователя или органа дознания и возбуждает дело (ч. 3 ст. 116 УПК).

Отмена постановления о возбуждении  уголовного дела и отказ в его  возбуждении представляют собой  одно процессуальное действие, которое  оформляется мотивированным постановлением и может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Осуществляя надзор за законностью  возбуждения уголовного Дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц  проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации  и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).               

Закон возлагает, на прокурора обязанность  проверять, соблюдались ли установленные  порядок и сроки возбуждения  уголовного дела, а также права  и законные интересы граждан. В этих целях прокурор обязан выявлять, устранять  и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации  и проверке данных о преступлениях  и при отказе в возбуждении  уголовного дела.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 116 УПК  прокурор отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. В связи с этим, проверяя постановления следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также на соответствие этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах, а при необходимости исключить из постановления следователя или органа дознания те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.

Прокурор проверяет, уведомлены ли об отказе в возбуждении уголовного дела лицо, учреждение, организация, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право на обжалование такого решения.

Обнаружив, что дело необоснованно  возбуждено судьей или судом, прокурор в соответствии со ст. 36 Закона о  прокуратуре РФ и ст. 331 УПК опротестовывает  постановление судьи (или определение  суда) о возбуждении уголовного дела в вышестоящий суд.

Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и  в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим  прокурором.

Задача 2 
Прокурор в данном случае выносит Постановление о возвращении уголовного дела следователю. В соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ прокурор, в случае получения им возражений на его требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, от следователя или руководителя следственного органа, направляет новое мотивированное требование об устранении нарушений федерального законодательства при расследовании уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа. В случае получения возражений на требование прокурора и данного руководителя следственного органа прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти), в зависимости от ведомственной принадлежности следственного органа, поддержавшего возражения на требование прокурора. При выраженном несогласии соответствующего руководителя федерального следственного органа прокурор вправе обратиться по существу сложившейся ситуации с информацией к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Так, согласно ч.1 ст.221 УПК РФ, прокурор рассматривает поступившее от следователя  уголовное дело с обвинительным  заключением и в течение 5 суток  принимает по нему одно из следующих  решений:

1)об утверждении обвинительного заключения и о направ-лении дела в суд. Прокурор может составить новое обвинительное заключение;

2)о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;

3)о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обви-нительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

4)о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Смысл утверждения прокурором обвинительного заключения не сводится к удостоверению  того, что дело расследовано в точном соответствии с требованиями закона. Прокурор проверяет правильность и  обоснованность обвинительного тезиса, делает вывод о всесторонности, полноте  и объективности расследования, о доказанности обвинения и его  правильной юридической оценке. Это  еще раз подчеркивает роль обвинительного заключения как процессуального  решения прокурора. Возвращение  уголовного дела для дополнительного  расследования прокурором производится во всех случаях, когда необходимо производство следственных действий по собиранию  доказательств. Возвращение уголовного дела органу расследования имеет  место и в тех случаях, когда  прокурор считает, что должно быть предъявлено  более тяжкое обвинение, или он не согласен с соединением или разъединением  уголовных дел. Прокурор должен проверить  соответствие всего указанного содержания обвинительного заключения материалам дела, он должен проверить, вытекают ли все утверждения и выводы обвинительного заключения из собранных по делу доказательств. Такая проверка требует от прокурора  не только ознакомления со всеми собранными доказательствами, но и тщательной оценки каждого доказательства и  их совокупности.

На этапе проверки прокурором уголовного дела с обвинительным заключением  на первый план выступает логический элемент познания. Согласие или несогласие прокурора с процессуальным решением следователя само по себе также является процессуальным решением209. Установив допустимость собранных доказательств и их достаточность для рассмотрения дела в суде, придя к выводу о соответствии предъявленного обвинения собранным доказательствам и о возможности поддержания с имеющимися доказательства обвинения в суде, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, и процессуальных нарушений, исключающих возможность рассмотрения дела в суде, прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение. 
задача 3  
Предостережение о недопустимости нарушения закона - акт реагирования прокурора на наличие сведений о готовящихся противоправных действиях, в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.

 Предостережение о  недопустимости нарушения закон  выносится в целях предупреждения  правонарушений и при наличии  сведений о готовящихся противоправных  деяниях.

 Данное предупреждение  объявляется в письменной форме  должностным лицам, в отношении  которых оно вынесено.

 В случае неисполнения  требований, изложенных в указанном  предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено,  может быть привлечено к ответственности  в установленном законом порядке.

Предостережение может  быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его  материальной, дисциплинарной или административной ответственности.

При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении  предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.

 Предостережение состоит  из вводной, описательной и  резолютивной частей.

 Требования прокурора,  вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за  исполнением закона подлежат  безусловному исполнению в установленный  срок.

 Умышленное невыполнение  требований прокурора, изложенных  в перечисленных актах, влечет  наложению штрафа в размере  до 50 минимальных размеров оплаты труда. Штрафу в размере 10 минимальных размеров оплаты труда может быть подвергнуто, кроме того, должностное лицо. не явившееся (без уважительных причин) по вызову прокурора для дачи объяснений.

Федеральный закон "О  прокуратуре РФ", ст.25.1 
Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо правам и свободам граждан. Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется лицу под расписку непосредственно в прокуратуре. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на всех уровнях, в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов, а также приравненных к ним специализированных прокуратурах. 
понятие должностного лица в уголовном или административном праве значительно шире, чем в муниципальном. 
В примечании к статье 285 УК РФ определяется, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо

выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных  органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждениях, а также в Вооруженных  Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ 
задача 4 
п.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 г.  
Основанием для проведения внеплановой проверки является: 
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 
2.1. Главное управление возглавляет начальник Главного управления - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации, который имеет двух заместителей - старшего помощника и помощника Генерального прокурора Российской Федерации. 
4.1.1. Отдел по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан осуществляет:

Положение о  Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства 
надзор за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами государственного надзора и контроля федерального уровня и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций политических, трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав и свобод граждан (кроме прав и свобод несовершеннолетних, учащихся образовательных учреждений и призывников); за законностью издаваемых названными органами и их должностными лицами правовых актов в сфере прав и свобод человека и гражданина;

5задача При внесении представлений и протестов в каждом случае прокуратурой решается вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении. Органы прокуратуры обязаны контролировать фактическое устранение нарушений законов и принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

 

Исходя из характера  нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести постановление  о возбуждении производства об административном правонарушении. Положениями ст. 28.4 КоАП РФ перечислен ряд составов административных правонарушений, по которым прокурор прямо уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Однако при осуществлении надзора  за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, действующих  на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность  за которое предусмотрена КоАП РФ. Как правило, постановление о  возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится  немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении должно содержать сведения о дате и месте его составления, должность, фамилия и инициалы прокурорского работника, вынесшего его, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

 
Задача 6 Действия прокурора незаконны,т к Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.

В соответствии с указанием  Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения  о недопустимости нарушения закона»  применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора  и его заместителей. Другие работники  прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется  только при осуществлении надзора  за исполнением законов и законностью  правовых актов. Для профилактики нарушений  закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда  у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения  должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся  противоправных деяниях, которые могут  привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Применению предостережений  в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся  противоправных деяниях конкретными  должностными лицами с истребованием  от них письменных объяснений. Предостережение  о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к  ответственности в установленном  законом порядке. Применение предостережения  отнесено Законом о прокуратуре  к исключительной компетенции прокурора  и его заместителей. Другие работники  прокуратуры такими полномочиями не обладают. 
задача 7 
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений. 
прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Действия прокурора  по защите семейных прав граждан могут  выражаться в предъявлении в суд  ряда требований: о лишении родителей  родительских прав (ст. 70 СК РФ);

Информация о работе Прокурорский надзор