Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 16. Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.
Вопрос 17. Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
24.Социальная сущность и назначение государств социальной демократии

Вложенные файлы: 1 файл

1-20 вопрос.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

государство — это такая организация политической власти, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач (приоритетных для того или иного слоя населения), так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (обеспечение  общественного блага).

Вопрос 12.

Государство – суверенная политико-территориальная организация власти, осуществляющая функции управления обществом через обеспечение интересов господствующего меньшинства населения либо большей его части, обладающая слоем профессионально подготовленных людей (аппаратом), обеспечивающих реализацию задач классовой диктатуры либо приведения общества к компромиссам, равновесию и благополучию.

признаки государства:  
1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу,  
недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство  
осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.  
2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.  
Население государства может состоять из людей одной национальности или быть  
многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.  
3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает  
способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей  
воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов  
и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.  
4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном  
государственными органами.  
5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую  
входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя  
разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому  
государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм  
права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.  
Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.  
6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными  
государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую  
агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.  
7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.  
8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и  
внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и  
внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная  
власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Вопрос 13.

 

Как форма организации общества государство складывается, развивается  под воздействием условий и факторов, вызревающих из потребностей развития общества – экономических, социально- политических, духовных и т.п., в связи с чем государство неотделимо от общества, является социальным институтом. Идеальным представляется гармоническое соотношение и взаимодействие общества и государства, современного гражданского общества и демократического социального государства.

В целом государство обладает относительной  самостоятельностью во взаимодействии с обществом, способностью оказывать  активное обратное воздействие на породившие и воздействующие на него факторы. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу состоит в трёх направлениях: 1) государство может стимулировать развитие общества через развёртывание творческого потенциала свободных личностей, формирование современной экономической основы, социальной опоры, политической системности, т.е. продвигать развитие общества к полнокровному гражданскому; 2) государство может тормозить развитие общества, сдерживая инициативу людей, создавая условия отчуждения экономического, политического, интеллектуального развития; 3) государство в одних компонентах может стимулировать развитие общества, в других − сдерживать и даже отбрасывать общество назад.

Вопрос 14.

Юридическая наука изучает государство  и право, государственно-правовую жизнь  общества в системе взаимодействий  с другими институтами общества, политической его системы, а так  же отдельные стороны государственно-правовой действительности. Государство и  право в объекте юр науки неотделимы, иначе критерии обособления объектов и предметов наук утрачиваются.

Соотношение государства и права

1 Неоспоримым признается тезис  о неразрывности этих институтов. Об этом свидетельствует одновременность  возникновения, решение с помощью  государства и права одних  и тех же задач, выдвигаемых  обществом, взаимосогласованность действия.

2 В современных условиях возрастания значимости права, усиление международных факторов правообразования и институтов правообеспечения сохраняется роль государства как монопольного «правообразователя» законадательных и иных норм.

3 Право устанавливает юридические  пределы деятельности государства,  устанавливая разрешительный режим  реализации властных полномочий.

4 И государство и право содержат набор необходимы средств преодоления противоречий, деформаций в деятельности носителей публичной власти и в правовом регулировании.

Вопрос 15.

Правовое государство - это  государство, в котором организация  и деятельность государственной  власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве  и ему соответствует.

Идея правового государства  направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового  государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного  Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной  власти.

3. Верховенство закона  и права, что означает: ни один  орган, кроме высшего представительного  (законодательного), не вправе отменять  или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом  в равной мере как государства  в лице его органов, должностных  лиц, так и граждан, их объединений.  Государство, издавшее закон,  не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям  произвола, своеволия, вседозволенности  со стороны бюрократии всех  уровней.

5. Взаимная ответственность  государства и личности:

личность ответственна перед  государством, но и государство не свободно от ответственности перед  личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных  в законодательстве основных  прав человека, прав и свобод  личности, что обеспечивается наличием  соответствующего правового механизма  их реализации, возможностью их  защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность  контроля и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан  - знание ими своих обязанностей  и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву,  противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Принципы правового государства:

  1. верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
  2. разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
  3. реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
  4. взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
  5. соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Вопрос 16.

Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного  государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится  к формированию и исполнению  бюджета, определению стратегии  экономического развития общества, обеспечению равных условий для  функционирования различных форм  собственности, стимулированию предпринимательской  деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена  на укрепление правопорядка и  законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная  обеспечить культурный и образовательный  уровень граждан, свойственный  цивилизованному обществу, создать  условия их участия в культурной  жизни общества, пользования учреждениями  и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество  с другими странами;

2) оборона страны от нападения  извне, охрана государственных  границ;

3) участие в межгосударственных  мероприятиях по урегулированию  международных и внутригосударственных  конфликтов;

4) борьба за мир и мирное  существование;

5) научно-техническое и культурное  сотрудничество с другими странами;

6) взаимодействие с другими странами  по защите окружающей среды  и созданию необходимых условий  для экологического выживания  мирового сообщества.

Вопрос17.    

Государство осуществляет свои функции  в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.   

 Формы осуществления функций  государства делятся на правовые и организационные.   
      Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:   
1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);   
2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);       

Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий  для обеспечения функций государства:   
1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;   
2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);  
 3) организационно-идеологическая форма (воспитание).    

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы с помощью, которых органы государства реализует свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказание)    

 Институционно-организационная, независимая форма осуществления правовой функции государства. Данная функция обособлена от законодательной и исполнительной функции вследствие независимости суда. Осуществляется в форме правосудия, т.е. как непрерывная деятельность судов, непрерывный процесс установления субъективных прав и обязанностей, фиксирование и формирование объективного права в конкретной ситуации, в конкретном споре о праве. Таким образом, правосудие состоит в выполнении судом своей правоформирующей функции, состоящей из нескольких функций.  
    Структура правоформирующей функции.  
• Отправление правосудия в узком смысле: установление субъективных прав и обязанностей в конкретном споре о праве (разрешение споров) и вынесение приговоров, обвинительных или оправдательных в уголовных делах.  
• Правоохранительная функция суда, предварительный контроль за правомерностью действий административно-исполнительных органов власти и должностных лиц (заключение под стражу, обыск и прочее).  
• Административная юрисдикция суда - существует в основном в виде конкретного контроля, процедура которого возбуждается по жалобе (иску) конкретного лица.     

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"