Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)

84 Правовое  воздействие и правовое регулирование  общественных отношений: понятие, общее  и особенное

Правовое воздействие — действие права и в качестве нормативного, общеобязательного регулятора и в качестве идеологического, воспитательного института.

Правовое регулирование —  воздействие на общественноые отношения, на поведение любей, осуществляемое при помощи права, всей с-мы правовых ср-тв.

Своеобразие правового регулирования в том, что оно 1. явл. разновидностью соц. регулирования, имеющего целенаправленный, организованный, результативный хар-ер. 2. осущ-ется при помощи целостной с-мы ср-в, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Т.о. для правового рег-ия, в отличии от общего идеологического воздействия права, хар-но то, что оно всегда осуществляется посредством особого, свойственного только праву механизма

 

84.    Правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений: понятия, общее и особенное

Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Процесс правового воздействия начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цель всех средств в совокупности – обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения. Воздействие – это в конечном итоге результат. Регулирование – процесс, инструмент, способ

Воздействие права и регламентация (регулирование) правом – смежные и близкие по значению понятия. В литературе, и особенно периодике, часто происходит смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Бесспорно, в определенных ситуациях допустима подмена одного понятия другим – например: исходя из того, что право само по себя являетсярегулятором общественных отношений, в своем действии, функционировании оно оказывает регулирующее воздействие на эти отношения – т.е. упорядочение. Таким образом, правовое воздействие в целом можно определить как одну из функций права - регулирующую.

Однако для четкого их разграничения, обратимся к толкованию понятий «воздействие» и «регулирование».

«Воздействие», представляет собой систему действий, имеющих целью повлиять на что-либо[1], добиться необходимого результата[2]. Иными словами воздействие – это влияние. Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону.

«Регулирование» (от лат. regulo – устраиваю, упорядочиваю, налаживаю, привожу что-то в соответствие с чем-то) – это частный случай, один из элементов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей и др. Иными словами «регулирование» предполагает вмещение чего-либо в определенные рамки, границы – создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.).

Отсюда, «воздействие» представляет собой более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным.

На наш взгляд достаточно точно различия между правовым воздействием и правовым регулирование дает С.А. Комаров:

1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).

2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы[3].

По мнению С.С.Алексеева, правовое воздействие характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора.

По сути, правовое (юридическое) воздействие, с учетом особенностей права как формы общественного сознания, имеет такое же влияние на общественную жизнь, как и иные средства и формы влияния – духовные, идеологические (средства агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания, просвещения и пр.). И эта духовная составляющая правового воздействия не является приоритетной.

Правовое регулирование — это специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно:

- во-первых, по своей природе является  такой разновидностью социального  регулирования, которая строится  так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;

- во-вторых, осуществляется при помощи целостной  системы средств, реально выражающих  саму материю писаного права  как нормативного институционного  образования — регулятора.

 

85 Предмет правового регулирования

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (англ. subjects of legal regulation) - в теории права общественные отношения, регулируемыенормами права, включающие: а) субъектов этих отношений, их поведение (действия и бездействие); б) объекты, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и по поводу которых совершают иные волевые действия (предметы, явления окружающего мира); в) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов.

Предмет правового рег-ия: 1. отношения по обмену ценностями (мат. И немат.). 2. отношения по властному управлению обществом. 3. отношения по обеспечению правопорядка.

 

86 методы и способы правового  регулирования

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних

 

87 Типы правового регулирования

ТИП ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — используемый в отношении участников регулируемых отношений, способ соединения юридических дозволений и юридических запретов.

Два осн. типа ПР: 1. общедозволительный тип — в основе лежит общее дозволение и кот. строится по принципу «дозволенно всё, кроме прямо запрещённогов законе», т. е. лица вправе совершать любые действия, не попадающие в разряд запрещённых. Такой тип оег-ия, хар-ен для  гражданско-правовых отношений. 2. Разрешительный тип — в основе лежит общий запрет «запрещенно всё, кроме прямо разрешённого», т. е. лица вправе совершать только действия, разр-ые в нормах права. Хар-ен отраслям, связ-ым с гос. упр-ем (адм. право).

 

 

88 Процесс правового регулирования, его основные стадии

Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права – первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

 Три осн. стадии МПР: 1. Стадия изм-ия нормы и её общего действия. 2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношения). 3. Стадия реализации прав и обязанностей.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

. Вторая стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации 

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т.е. реализуется правообеспечительная, правоохранительная функции права

 

89 Понятие и основные элементы  механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

  • обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;
  • показать динамику права, механизм его реального функционирования;
  • выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"