Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)

 » право - реализация  закона  (то есть  правопорядок, юридическая практика, правоприменение).     

 Теория  прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.     

 Недостаток теории состоит:

  • в фактическом отождествлении права и правопорядка.
  • скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его.

вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения

 

75 Марксистская теория права

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.    

 Подчеркивается  экономическая обусловленность  права, оно всегда выражало требования  экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. 

   Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.    

 Суть марксистской теории права составляют следующие положения:   

 » в  основе теории лежит классовый  подход;  

 » право - возведенная в закон воля  правящего класса;  

 » право  отражает существующие производственные  отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;  

 » право  устанавливается и охраняется  государством.     

 Положительные стороны теории:  

~ подведение  экономического базиса под вопрос изучения  права;  

~ трезвая  оценка роли государства и  государственной элиты в создании права;  

~ показывает  зависимость права от социально-экономических  факторов, наиболее существенно  влияющих на него;  

~ обращает  внимание на тесную связь права  с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.    

 Основные недостатки теории:

  • преувеличение роли классовых антагонизмов,
  • недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);
  • отсутствие общечеловеческих критериев;
  • игнорирование культурных факторов,

ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества

 

76 Понятие формы права. Соотношение  понятий «форма права» и «источник  права»

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:

1. Нормативный-правовой акт 2. Судебный прецедент 3. Правовой обычай 4. Принцип права 5. Правовая доктрина 6. Нормативный договор 7. Деловое обыкновение

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права. С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права.

 

77.    Формы (источники) права в юридическом смысле: понятие, разновидности

Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле: естественное право; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание

 

78 нормативный правовой акт –  важнейший источник права РФ

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Является основным источником права в РФ.

Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер; это правовой акт; является результатом правотворчества; общеобязательность; оформление в виде официального документа; определённый порядок группировки правовых норм

 Важнейшим  св-вом НПА явл. наличие юр. силы, кот. проявляется в обязательности исп-ия предписаний, содержащихся в НПА-е, в обеспеченности возможностью применения гос-го прнуждения и в их иерархии.

Виды: по предмету рег-ия: акты, рег-ие уголовно-правовые отн-я; акты, рег-ие гражданско-правовые отн-я, акты, рег-ие адм-правовые отн-я.

По субъекту издания: акты органов гос-ва ; санкционнированые гос-ом, акты общ-ых организаций; акты органов самоупр-ия; акты непосредственного волеизъявления народа(референдум).

По юр. силе: законы; подзаконные нормативные акты

 

79 Правовой прецедент: его недостатки  и достоинства

Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Достоинства: Во-первых, это стабильность правовых позиций при их постепенном эволюционировании. Во-вторых, прецедентный подход позволяет судебной власти занять достойное место в системе разделения властей, существующей в демократическом обществе. В-третьих, прецедентная система позволяет существенно снизить влияние на судей различных внешних факторов - административного давления, коррупции и т.п.

  1. прецедент — это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
  2. прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;
  3. прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

  1. прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;
  2. прецедент допускает возможность произвола;

объем действия прецедента не определен

 

80 Особенности нормативно-правового  договора как источника права

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие

 

81 Закон: понятие, признаки, виды

Закон - это акт верховной власти в государстве,  обладающий высшей юридической силой.  Закон имеет следующие признаки,  отличающие его от нормативных правовых актов:

- обладание  высшей юридической силой. Это  означает, что закону должны соответствовать  все другие правовые акты;

- по своему  источнику закон - акт, непосредственно  выражающий общую государственную  волю;

- по своему  содержанию закон - правовой акт, посвященный основным вопросам  жизни государства;

- по своему  значению закон - это правовой  акт первичного характера, т.к. в  нем содержится первичное, изначальное  право - юридические предписания, которые  представляют собой отправные  начала всей правовой системы  государства;

- это правовой  акт, который принимается в особом  порядке.

Классификация законов может производиться по различным основаниям:

- по их  юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

- по субъектам  законотворчества (принятие в результате  референдума или органом, соответствующей  государственной власти);

- по сфере  действия (федеральные и субъектов  федерации);

- по отраслевой  принадлежности (содержащие нормы  конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

- по внешней  форме выражения (конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).

 

 

82 Подзаконные акты, их признаки  и виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов.

Характерными признаками подзаконных актов является то, что они: 1) принимаются на основе закона, 2) принимаются во исполнение закона, 3) не могут противоречить закону. 
 
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: указы Президента; постановления Правительства; акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.; акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций; акты органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций

 

83 Действие нормативных правовых  актов во времени, пространстве  и по кругу лиц

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. 
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу. 
а) с момента принятия; 
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования); 
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.  
Утрата юридической силы происходит вследствие: 
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; 
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; 
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: 
а) распространяться на всю территорию государства; 
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; 
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: 
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); 
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; 
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс). 
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др. 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"