Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:15, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие государства, его сущность, исторические типы и признаки.
2. Формы государства: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.
3. Функции государства

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

Судебная власть

Правосудие в Украине  осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а  также присвоение этих функций другими  органами или должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие  в государстве. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины  и судами общей юрисдикции. Народ  непосредственно принимает участие  в осуществлении правосудия через  народных заседателей и присяжных. Судебные решения постановляются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды. В соответствии с законом действуют апелляционные и местные суды. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

6. Правовое государство: понятие  и признаки

Правовое государство - это государство, в котором организация  и деятельность государственной  власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве  и ему соответствует.

Идея правового  государства направлена на ограничение  власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а  не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях  с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного  Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной  власти.

3. Верховенство  закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего  представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять  принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом  в равной мере как государства  в лице его органов, должностных  лиц, так и граждан, их объединений.  Государство, издавшее закон,  не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям  произвола, своеволия, вседозволенности  со стороны бюрократии всех  уровней.

5. Взаимная ответственность  государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство  не свободно от ответственности перед  личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных  в законодательстве основных  прав человека, прав и свобод  личности, что обеспечивается наличием  соответствующего правового механизма  их реализации, возможностью их  защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность  контроля и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура  граждан - знание ими своих  обязанностей и прав, умение ими  пользоваться; уважительное отношение  к праву, противостоящее "правовому  нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

 

7. Понятие права и его признаки

Понятие право может  быть рассмотрено с нескольких позиций:

Во-первых, его употребляют  в общесоциальном смысле в рамках которого идет речь о нравственных политических культурных и иных возможностей поведения субъекта (моральное право руководить коллективом, потупить по совести).

Во-вторых, с помощью  данного термина обозначается определенная правовая возможность конкретного  субъекта, такое право называется субъективным и принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на труд, на судебную защиту).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент связанный с государством и состоящий и целого числа норм институтов и отраслей – объективное право.

В рамках такого правопонимания право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих волю определенных классов, социальных групп или общества в целом, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Раскрывая понятие  права, необходимо обратиться к его  признакам:

  1. Государственно - волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
  2. Нормативность права осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;
  3. Взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
  4. Общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
  5. Формальная определенность права, как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права;
  6. Системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
  7. Регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
  8. Установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства;

 

8.Функции права. Источники (формы  права)

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

Двойственная природа  права как социального и юридического регулятора предопределяет деление  функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

  • 1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;
  • 2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.
  • 3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);
  • 4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
  • 5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, тоспециально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

  • 1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.
  • Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.
  • 2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.
  • В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная(восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Источники (формы) права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании юридических норм (правотворчество), и в придании юридической силы иным социальным нормам (санкционирование).

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось  несколько разновидностей источников права.

Основные виды Выделяют четыре основные формы права:

- нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

- правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

- юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сипа нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права - Великобритании, США, Канаде и т.д.);

- нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключает между собой администрация предприятия и профсоюзы).

9.Норма права, ее основные  признаки и структура.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

2. Признаки нормы  права.

Правовые нормы имеют  следующие признаки:

  1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные  являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура нормы права.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные инструменты познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Классическая, идеальная  норма права состоит из трёх структурных  элементов - гипотезы, диспозиции и  санкции (структура "Если - то - иначе").

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"