Шпаргалка по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

тгп шпоры 2.docx

— 155.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

69. Юридическая ответственность: понятие, принципы, место в правовом регулировании. Юридическая ответственность - это обязанность лица в соот-ветствии с законом претерпевать определённые лишения государст¬венно-властного характера за совершённое правонарушение. Юр. ответственность представляет собой реакцию общества, государства на совершение правонарушений. Она призвана защитить обще¬ство от противоправных деяний, восстановить нарушенные, прерванные общественные отношения. Признаки юр. ответственности: 1) она   всегда   связана   с   гос. принуждением. (в случае возникновения юр. отв. гос-во всегда имеет право возложить на правонарушителя определённые лишения) 2) наступает за совершение правонарушений и направлена на правонарушителя.3) это всегда лишения, т.е. определённые негативные последствия личного (лишение свободы), имущественного (штраф) или организационного (лишение водительских прав) характера. в нормах права процессу¬альных формах. Функции, цели и принципы юр. ответственности. Цели юр. ответственности - это то на достижение чего направлена юридическая ответственность. Общей целью юр. ответственности является защита правопорядка. Применительно к конкретным правонарушениям целью юр. ответственности становится наказание виновного. Цели юридической ответственности определяют её функции: штрафную или карательную; предупредительно-воспитательную или пре¬вентивную; правовостановительную или компенсационную. Принципы юр. ответственность - это основопола¬гающие начала её существования и реализации, обеспечивающие дос¬тижение её целей и назначения. Обычно к основным принципам юр. ответственности от¬носят принципы законности, справедливость, целесообразность, обосно¬ванность, неот-вратимость, гуманизм, индивидуализация. Законность выражается в том, что к юр. ответ ственности может привлекать лишь компетентный, уполномоченный на то орган в полном соответствии с требованиями законодательства и за деяние, пре¬дусмотренные в законодательстве. Справедливость выражается в соответствии юр. ответ¬ственности ряду требований: нельзя применять уголовные наказания за совершение проступка; обратная сила закона, усиливающего или уста¬навливающего ответственность недопустима; за одно нарушение воз¬можно лишь одно наказание; вред, имеющий обратимый характер, под¬лежит восполнению; за одно нарушение возлагается лишь одно наказа¬ние и т.п. Целесообразность состоит в соответствии наказания, применяемо¬го к правонарушителю, целям юридической ответственности. Индивидуализация предполагает всесторонний учёт при возложе¬нии юр. ответственности личности правонарушителя, других обстоятельств дела. Обоснованность означает полное и всесторонне рассмотрение об¬стоятельств, имеющих юридическое значение для решения дела. Неотвратимость означает, что юр. ответственность должна неизбежно наступать за всякое правонарушение. Гуманизм выражается в том, что процесс возложения юр. ответственности не должен быть направлен на унижение человеческого достоинства, сопровождаться пытками. Юр ответственность делят на виды по, так на¬зываемому, отраслевому критерию, включающему в себя особое основа¬ние (вид правонарушения). (Уголовная, Административная, Гражданско-правовая, Дисциплинарная, Материальная. Юридическую ответственность различают и по другим критериям. По субъекту применения санкций различается судебная и админи¬стративная (внесудебная) ответственность. По субъекту правонарушения выделяют персональную и коллек-тивную ответственность (например, коллективная (бригадная) материаль¬ная ответственность работников). -------------

 

70. Виды юридической ответственности  и способы их реализации. Юридическая ответственность - это обязанность лица в соот¬ветствии с законом претерпевать опреде-лённые лишения государст¬венно-властного характера за совершённое правонарушение. Юридическая ответственность представляет собой реакцию общества, государства на совершение правонарушений. Она призвана защитить обще¬ство от противоправных деяний, восстановить нарушенные, прерванные общественные отношения. Признаки юридической ответственности:  Цели юридической ответственности - это то на достижение чего направлена юридическая ответственность. Общей целью юридической ответственности является защита пра¬вопорядка. Цели юридической ответственности определяют её функции: штрафную или карательную; предупредительно-воспитательную или пре¬вентивную; правовостановительную или компенсационную. Принципы юридической ответственность - это основопола¬гающие начала её существования и реализации, обеспечивающие дос¬тижение её целей и назначения. Обычно к основным принципам юридической ответственности от¬носят принципы законности, справедливость, целесообразность, обосно¬ванность, неотвратимость, гуманизм, индивидуализация. Юр ответственность делят на виды по, так на¬зываемому, отраслевому критерию, включающему в себя особое основа¬ние (вид правонарушения). Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответ¬ственности, наступает за совершение преступления и предполагает такие виды наказания, как лишение свободы, исправительные работы, штрафы, конфискация имущества. В отличие от других видов наказания регламентируется только законом. К уголовной ответст¬венности может привлекать только суд. Административная ответственность - наступает за совершение административного правонарушения и предполагает такие виды  наказа¬ния, как предупреждение, административный арест, административный штраф, дисквалификация и др. (КоАП). Следует сказать, что привлечение к адм. ответственно-сти регламентируется не только КоАП, но и другими ФЗ, указами Президента, постановлениями Правительства, законодательством СРФ. Дела об адм. ответственности мо¬гут рассматривать суды (мировые судьи), комиссии по делам несовер¬шеннолетних граждан и защите их прав, различные ОИВ и др. Гражданско-правовая ответственность - наступает за соверше¬ние гражданско-правовых деликтов. Состоит в необходимости возместить ущерб, а в случаях, предусмотренных законом и договором, выплатить неустойку, штраф, пени. Гражданские дела рассматриваются судами (об¬щей юрисдикции или арбитражными) или, в случаях предусмотренных законом, административными органами. Дисциплинарная ответственность - наступает за совершение дис¬циплинарного проступка и предполагает такие наказание, как замечание, выговор, увольнение, понижение в звании, в должности и др. Регламентиру-ется ТК, ус¬тавами о дисциплине и др. Материальная ответственность - ответственность стороны трудового договора за ущерб, причинённый ею другой стороне в результате её виновного противоправного поведения (ТК). Юридическую ответствен-ность различают и по другим критериям. По субъекту применения санкций различается судебная и админи¬стративная (внесудебная) ответственность. По субъекту правонарушения выделяют персональную и коллек¬тивную ответственность (например, коллективная (бригадная) материаль¬ная ответственность работников). По функциям различают правовосстановительную и карательную ответственность.

 

71. Правопорядок. Содержание, условия стабилизации, соотношение с обще-ственным порядком. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на осуществлении правовых предписаний субъектами права. Правопорядок формируется в результате правового регулирования, как его цель. Законность и правопорядок тесно связаны, иногда правопо¬рядок определяют как реализованную законность. Но при этом следует учитывать, что в отличие от законности, имеющей во многом идеальный характер требования всеобщего и неуклонного выполнения правовых предписаний, правопорядок характеризует фактическое состояние общественных отношений. Правопорядок не бывает абсолютный, это не дос¬тижимая цель, он всегда реален и может быть охарактеризован с количе¬ственной стороны. Нормативное регулирование осуществляется не только на основе правовых норм, но и всех других социальных норм. Результатом норма¬тивного регулирования является общественный порядок. Таким образом, общественный порядок - это состояние упоря¬доченности общественных отношений, основанное на осуществлении всех социальных норм всеми субъектами общественной жизни. Правопорядок является составной частью общественного порядка, тесно связанной с его другими элементами. Характер и состояние тради¬ций, нравственности общества, религиозных отношений прямо влияет на правопорядок. С другой стороны, правопорядок образует ядро общест-венного порядка, характеризуя упорядоченность наиболее важных, базо¬вых обще-ственных отношений. Малько. Правопорядок представляет собой систему общественных отно¬шений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Правопорядок — это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетво¬рения участниками этих отно шений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого при-вяли правовую форму. Правопорядок существует как результат осуществления субъ¬ектами своих прав и обязанностей, как результат соблюдения, ис¬полнения, использования и применения норм права. Благородные цели правопорядка нельзя достичь противозаконными средства¬ми, что на деле ведет к его нарушению, дестабилизации общества. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами, которые соответствуют морально-правовым нормам. Особенности правопорядка заключаются в том, что он: запланирован в нормах права; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создает условия для организованности общественных отно¬шений, делает человека более свободным, облегчает жизнь. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое. Общественный порядок — это состояние упорядоченности об¬щественных отношений которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных нормой их соблюдения (дисциплины). Следовательно, правопорядок — составная часть общественно¬го порядка, такого порядка отношений в обществе, который скла¬дывается под воздействием всех социальных регуля-торов, а не только права. Составными частями общественного порядка являются нравст-венный, политический порядок и т.п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72. Правосознание: виды, уровни, роль  в правовом регулировании. Правовое сознание, его место и роль в правовой системе общества. Человек обладает способностью познавать окружающий его мир. Это он осуществляет с помощью сознания. Сознание - это форма отражения (познания) человеком окру¬жающего его мира, а также отношение к этому миру в форме раз¬личных оценок и предложений по его изменению. Правосознание является отдельным видом (формой) общественного сознания, наряду с политическим, нравственным, религиозным и другими видами. Правосознание отражает самые различные элементы правовой сис¬темы, и само является её составной частью. Правосознание — это форма общественного сознания, включаю¬щая знания, оценки правовой действительности и правовые установки. Правосознание имеет двусторонние связи со всеми элементами правовой системы. С одной стороны, в нём пассивно отражается вся правовая реальность, которая его обуславливает, формирует. С другой - правосознанию присуща активная роль. Оно воздействует на различные элементы     правовой     действительности.     Качество     правотворческой правовой действительности. Качество правотворческой деятельности на¬прямую зависит от уровня правосознания общества, субъекта правотворче¬ства; в определённом аспекте правосознание выступает источником права. Напрямую оно влияет и на реализацию права. Отсутствие должных право¬вых знаний, негативное отношение к праву влечёт совершение правонару¬шений, со всеми вытекающими последствиями. Напротив, развитое право¬сознание обуславливает добровольность и полноту выполнения правовых предписаний, способствует достижению целей правового регулирования. В соответствии с этим можно говорит о функциях правосознания. Функции правосознания - воздействие правосознания на право¬вую действительность, обнаруживаемая в процессе деятельности  его носителей. Обычно в научной литературе говорят о следующих функциях – по-знавательной, оценочной, регулятивной, информативной, прогностической. Структура пра-восознания. Анализ содержания правосознания позволяет выделить в нём три структурных элемента: информационный, оценочный и волевой. Информационный элемент — это знания людей о праве, системе юрисдикционных органов, правовой практике. Оценочный элемент. На основе знаний в правосознании человека формируются оценки относительно различных явлений правовой системы. Волевой элемент. Кроме знаний и оценок правосознание включа-ет волевой момент, обычно называемый правовой установкой. Это предрас¬положенность, готовность субъекта общественной жизни определённым образом воспринимать и оценивать правовую информацию и действовать в соответствии с этим. Виды. Обыденным правосознанием обладают люди, не обладающие спе¬циальными юридическими знаниями, то есть подавляющее большинство. Профессиональным правосознанием обладают юристы-практики. Оно складывается в процессе получения специального юридического об¬разования и дальнейшей практической юридической деятельности. Научным правосознанием обладают учёные юристы. Оно форми¬руется в результате научного изучения правовой действительности. По субъектам правосознание можно делить на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное правосознание — это правосознание отдельного индивида. Коллективное правосознание - это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих определённому кол¬лективу. Общественное правосознание - это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих всему обществу.

 

 

73. Правовая культура общества. Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенстве правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценно¬стях. Правовая культура - это разновидность, одна из форм обществен¬ной культуры. Правовая культура не является совокупность всех право¬вых явлений, это не просто их анализ, а система всех правовых ценностей, созданных людьми, то есть совокупность всех положительных явлений правовой жизни. Структура правовой культуры общества включает следующие ос¬новные элементы: уровень правосознания; качественное состояние правовых норм и системы их источни¬ков; уровень совершенства правотворческой деятельности и юридической практики в целом; уровень законности и правопорядка; компетентность, эффективность, общественный статус государ¬ственно-правовых учреждений; качество  и распространённость юридического  образования и развитость юридической науки. Всё вышесказанное можно отнести к правовой культуре всего об¬щества, от которой следует отличать правовую культуру индивида. Индивидуальная правовая культура — это уровень правовых зна¬ний, отношения к праву как ценности и активность правомерной деятельности личности. Правовая культура личности включает совокупность его знаний о правовой действительности, восприятие права как общественной цен¬ность, степень готовности действовать в соответствии с требованиями правовых норм и характер (степень сознательности, объём и пр.) его пра¬вомерной деятельности. К функциям правовой культуры обычно относят: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативная, прогностическую. Другое. Правовая культура — качественно определенный уровень со¬стояния правосознания общества, отдельных соци альных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и госу¬дарства по созданию, реализации и обеспечению права. Правовая культура соединяет в себе элементы правосознания, с од¬ной стороны, и элементы практической юридической деятельности, воплощенной в правотворчестве, юридической технике, правопримене¬нии, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неот¬вратимости и справедливости наказания за совершенные правонаруше¬ния, — с другой. Правовой культурой можно считает не вообще всякое сочетание пра¬восознания и правовой практической деятельности, а лишь такое, кото¬рое характеризует определенное качество правовой системы данного общества. Это качество зависит от реализации в ней выработанных в историческом развитии общества прогрессивных правовых критериев. Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве и нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям. К критериям правовой культуры общества можно отнести незыбле¬мость конституционного строя, признание верховенства законов, уваже¬ние к демократическим правовым институтам, правам и свободам чело¬века и гражданина, кодифицированность системы законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других. Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от дейст¬вующей в стране системы правового воспитания и образования, от тре-бований к уровню правовых знаний работников государственного аппа¬рата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведение"