Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Общественный и государственный строй древнего Египта
2. Право Древнего Египта.
3. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
5. Общественный и государственный строй Древней Индии.
...
41. Право Средневековой Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам.

В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники  осуществляют и судебные функции, что  содействует вытеснению местного права  правом римским. 2. Доминат.  В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение. Но идет распад римской империи.

Происходит разделение империй  на две половины - восточную и  западную. Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря.

Во главе империи (а впоследствии - каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии.

Сенат и некоторые  магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре. Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности.

Основными принципами организации  местного управления являются: строгая централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской.

Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная  Римская империя - Византия - просуществовала  ещё почти тысячу лет, войдя в мир феодализма.

Реформы Константина  и Диоклетиана характеризуются строгой централизацией власти, внедрением многочисленного чиновничества и четким разделением гражданской и военной власти.

В результате реформ Диоклетиана:  * было обеспечено полное разделение гражданской и военной власти в провинциальной администрации. * Большие изменения были введены Диоклетианом в управление провинциями. При нем прежнее различие между сенатскими и императорскими провинциями исчезло; все провинции зависели от императора. Разделил провинции на более мелкие территории. * вновь был введен золотой стандарт, хотя Диоклетиан предпочитал собирать налоги натурой, а не деньгами. * занчительное увеличение численности армии.

При Константине завершилось  формирование режима домината: * Гражданская  власть окончательно отделилась от военной. * Была введена строгая иерархия чинов и титулов. * В военной сфере было проведено разукрупнение легионов, что позволило усилить контроль над армией. * Константин осуществил успешную денежную реформу: он выпустил новую золотую монету (солид). * Константин отказался от антихристианского курса. * Император освободил духовенство от всех государственных повинностей.

Т. о. главными отличительными признаками реформы Диоклетиана  и Константина было установление неограниченной (абсолютной) власти императора. 

20. Периодизация истории римского права: общая характеристика источников, принципов и институтов.

Можно выделить следующие  этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) - в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

Источники прав в древний период. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Другим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятием первых писаных римских законов – Законов XII таблиц.

Другим важным источником права были законы. Согласно Законам XII таблиц всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. В древнейший период правовую силу имели также решения Сената, а в исключительных случаях и постановления  магистратов.

Источники права  в классический период.  Продолжали действовать Законы XII таблиц.

На новом этапе истории  римского права характерным источником становятся  эдикты преторов, на этой базе развиваются 2 совершенно самостоятельные  правовые системы: “преторское право” и “право  народов”.

Особую роль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов, так регулировались отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Постепенно укреплялась  и расширялась и самостоятельная  законодательная власть императоров. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Важным источником развития римского права в  классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Источники постклассического  периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Сокращается число классических юристов.  

21. Законы 12 таблиц: источники, принципы, институты.

Принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов  – Законов 12 таблиц связывают с  борьбой плебеев и патрициев. Согласно традиционной версии, для  их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы 12 таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого права, предназначенного исключительно для граждан Рима. Законы 12 таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно.

По Закону было четко  проведено разделение вещей на две  категории. К первой принадлежали главным  образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй – все остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота  должно было совершаться в строго установленной форме.

Семейные отношения по Законам 12 таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. Законы 12 таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий.

Уголовно-правовые постановления Законов 12 таблиц также отличаются суровостью. За любое убийство - смертная казнь. Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным.

В спорах между иностранцами нормы Законов 12 таблиц были неприменимы. 

 

 

22. Государство салических франков. Этапы развития.

В 5  веке большая часть  Галлии (провинции Рима) была захвачена  вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими племенами. Самыми сильными из этих племен оказались франки, которые расселились сельскими общинами (марками). Вместе с тем возникла новая организация власти, во главе которой стоял король. Население разделялось по территориальному признаку.

В историографии выделяют два периода государственности  франков: первый (6-7 вв. - монархия Меровингов), второй (вторая половина 8 - первая половина 9 в. -монархия Каролингов).

Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать землей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). Также утверждается частная собственность на землю. Возникает система патроната («покровительства»). Многие из крестьян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения земельного фонда королей, их власть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майорлома. Он становится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давшего начало династии Каролингов.

Монархия Каролингов. Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц - минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев. Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы).

Суд. Монарху принадлежала высшая судебная власть. Первоначально основными судебными учреждениями страны являлись «суды сотни». Судьи выбирались на собраниях свободных людей. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства, В последующем сеньоры приобрели судебные полномочия в отношении крестьян, живших на их землях.

В 843 году государство  распалось на три королевства, что  было закреплено юридически. 

23. Салическая правда: источники, институты

Важнейшим источником права  являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце 5 в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце 5 или в начале 6 вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы – Саксонскую.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли только приусадебные участки.

Частная собственность  на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли  получают название аллода. Наряду с  аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при  их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской  стороны. С 7 века к наследованию земли допускались и женщины.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание.

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального  положения потерпевшего и преступника.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает  в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания.

Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах  частного обвинения. Суд выступал в  процессе в роли арбитра между  сторонами.  

24. Государственный строй англосаксонских варварских королевств.

Завоевание Британии способствовало перерождению у англосаксов  органов племенной демократии в  государственные. В 7 - 8 в.в. происходило  постепенное возвышение королевской  власти не только над рядовым свободным населением, но и над родовой знатью.

Вместе с усилением  королевской власти двор постепенно превратился в центр управления страной, а бывшие дружинники – в  должностных лиц государства. Среди  высших королевских чиновников особую роль стали играть королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией. Место народного собрания занял витанагемот, состоявший из представителей феодальной знати. В компетенцию витанагемота включались вопросы войны и мира, назначение на различные должности, утверждение налогов, принятие законов и др. Наиболее постоянной его функцией являлось участие в рассмотрении королем судебных дел.

Местное управление. Основной территориальной единицей у англосаксонов стали графства, в которые входили сотни. Во главе графства стоял элдормен, назначаемый королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве вооруженными силами графства. Одновременно в управление графством и сотней все больше возрастает роль личного представителя интересов короля – герефы. Подобно Свои функции элдормен и герефа осуществляли в собраниях графства и сотни. Собрания сохраняли свое значение как судебные и отчасти административные органы.

Низшей территориальной  единицей у англосаксов была сельская община. Собрания, в которых принимало участие все взрослое мужское население общины, решали хозяйственные вопросы, разбирали мелкие уголовные дела и гражданские споры. В полицейских целях общины были разбиты на десятки.

Суд. Высшим судом государства был суд короля. Он рассматривал дела о государственной измене, а также споры по поводу земельных владений. Собрания графства под председательством элдормена рассматривали все уголовные и гражданские дела на территории графства, кроме тех, которые относились к исключительной компетенции суда короля. Кроме того, эти собрания рассматривали жалобы на судебные решения сотен.  

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"