Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Общественный и государственный строй древнего Египта
2. Право Древнего Египта.
3. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
5. Общественный и государственный строй Древней Индии.
...
41. Право Средневековой Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по ИГиПЗС.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Эфиальт усложнил систему  отчетов, но одновременно сделал ее более  гласной, предоставив народу право  непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты  и постановления) для всеобщего  ознакомления.

Реформы Перикла. С именем Перикла связано два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.  Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных.

Другая проведенная  Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. 

14. Основные черты афинского права.

Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Далее  появляется писаное право в виде Законов Драконта.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность.

Обязательственные отношения  возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.  Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу  любого вреда.

Семейное и  наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны.

Среди наказаний следует  отметить смертную казнь, продажу в  рабство, штраф, конфискацию. Наказание для рабов и свободных было различным. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане.  Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали. 

15. Общественный и государственный строй спарты.

Господствующим классом  были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов.

Земля в Спарте была поделена на равные участки - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Илотами признавались порабощенные жители, они являлись собственностью государства. Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должностных лиц. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях.

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, при чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии (совет старейшин). Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

Во главе государства  стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоров было 5, их ежегодно избирали на народном собрании из числа  всех граждан. В их руках почти  целиком находились внешние связи, внутреннее управление страной. Они  осуществляли строгий надзор за нравами  и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты.  

16. Царский период: общественный и государственный строй. Реформы сервия туллия.

Население древнеримского государства-полиса составили две  основные группы: собственно Римские  граждане, так называемые патриции, и их общественные противники - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатных римских родов, происхождение вторых было не ясно и спорно. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию.

 Курии образовывали  общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые  судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю.

Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой  важной была реформа Сервия Туллия.  - * Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. * Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен). * В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. * Город был разбит на 4 территориальных округа. Каждый округ имел некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. 

17. Римская республика: общественный и государственный строй.

Граждане Рима делились на два сословия:

а) Нобили, включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. Для этого сословия был установлен имущественный ценз в миллион сестерциев.

б) Всадники, занимавшиеся торговлей, ростовщичеством, взиманием  налогов в провинциях. Ценз всадников - 400.000 сестерциев.

В Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов.

Органами центральной  государственной власти в республиканском  Риме являлись: сенат, народное собрание, магистраты.

Сенаторов назначали  особо уполномоченные лица, избранные  Народным собранием, - цензоры. В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; устанавливал налоги; внешние связи; военное дело, включая назначение командующих; издавал общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности; ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов и т. п. Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Народные собрания.

а) Куриатные собрания - служил целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти

б) Центуриатные собрания - утверждали законы и избирали всех основных начальников республики: консулов, цензоров и др

в) Трибутные  собрания - собрания граждан по территориальным округ. Избирали плебейских должностных лиц, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела.

 

Народные собрания созывались магистратом. В руках магистратов сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат  и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению.  

18. Падение римской республики.

Жители провинций обращались в рабство или становились  подданными Рима, не получая прав гражданства, и облагались тяжелыми налогами. Какого-либо общего порядка управления провинциями не существовало. Управителю провинции принадлежала вся полнота власти: он являлся высшим администратором, военачальником и судьей.

Происходило разорение  мелких землевладельцев и восстания  рабов. Предотвратить разорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи. Ослабевала главная социальная база республики. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии Это   свидетельствовало о глубоком кризисе республики.

Была проведена реформа  согласно которой, чтобы увеличить приток людей в армию, было разрешено набирать в нее всех желающих граждан, независимо от имущественного ценза. Так возникла профессиональная армия наемников. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени.

       В 82 г. до н.э. полководец Сулла занял Рим. Опираясь на армию, Сулла стал неограниченным правителем Рима. Продолжалась постепенная ликвидация республиканских институтов. При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. Цезарь мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однако республиканские традиции были еще живы. Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.  

19. Римская империя: общественный и государственный строй. Реформы императоров диоклетиана и константина.

При империи нобили –  господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве,  включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. При императоре Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.

Из сословия всадников  – финансовой знати империи  выходили ответственные чиновники и офицеры.

Управление городами империи осуществлялось декурионами – сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы.

Период монархии делился  на две части: а) принципат (до III в.) и  б) доминат (IV-V в.).

1. Принципат. Имеет видимость переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями.

Существует особая казна императора. В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п.

Народные собрания утрачивают всякое значение. В начале принципата сенат еще сохраняет некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Далее сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"